Репетировали в Чудильнике и мечтали о Спартаке: самое интересное за 60 лет из истории Гомельского театра кукол | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
12:00 09 Декабря 2023 Общество 3491

Репетировали в Чудильнике и мечтали о Спартаке: самое интересное за 60 лет из истории Гомельского театра кукол

– Перед тем как Незнайка начнёт читать стихи, должны выйти Винтик и Шпунтик и поиграть с красным мячом в футбол, чтобы не было статичности, – как будто не о куклах, а о людях говорит директор Гомельского городского театра кукол Дмитрий Горелик, обращаясь к актрисе и заведующей труппой Тамаре Горячевой, которая служит в театре 57 лет.



– Вы решили поставить «Приключения Незнайки», чтобы напомнить зрителям, что именно с этого спектакля 60 лет назад началась история вашего учреждения? – уточняю.

– Честно говоря, даже не думал об этом… – директор театра задумывается. 



– Я просто люблю традиционные спектакли, в которых артисты не видны за ширмой. И кажется, что кукла оживает, шевелится, даже если это обычная тряпочка. Происходит удивительное – дети начинают ассоциировать её с живым существом. Разве это не чудо? У кукольников есть даже свой журнал, который так и называется – «Театр чудес».





Репетировали в «Чудильнике»

– В 1963 году наш театр, по сути дела, ещё не был самостоятельным юридическим лицом (стал таковым только в 1968-м).

Это была кукольная труппа при Гомельском облдрамтеатре, – добавляет Дмитрий Горелик. –  Долгое время кукольный театр базировался в купеческом доме начала XX века по улице Пушкина, 2 (сейчас бизнес-центр «Пушкин Плаза»). До нас там одно время находилась поликлиника УВД, потом ГАИ. В нашем распоряжении было подвальное помещение и этаж с одной гримёркой и небольшим репетиционным зальчиком. Первую машину чудом купили в 1997 году. До этого у нас были автобусы «Чернигов» и «Кубань» с деревянным полом, в которых ноги, даже если ездили на небольшие расстояния, отмерзали напрочь.



Вопрос о новом помещении много лет не переставал беспокоить артистов. 

– Долгов время гомельские кукольники арендовали репетиционные залы в различных учреждениях, – вспоминает Дмитрий Абрамович. – Например, в клубе глухих по улице Гагарина. Репетировали в «Чудильнике» – так во второй половине прошлого века в народе называлась танцплощадка в центральном парке для граждан преклонного возраста. Она располагалась рядом с кинотеатром «Звёздочка», неподалёку от тира, шахматно-шашечного клуба и кинотеатра имени Исаченко (ныне областной Дворец творчества детей и молодёжи). Под часами башни дворца Румянцевых и Паскевичей работала мастерская кукольников, а в северном крыле дворца находилась бухгалтерия и администрация театра.



В 1984 году был создан проект реконструкции кинотеатра Исаченко, согласно которому к кинозалу пристраивалось четыре помещения. 



– Один из новых залов должен был отойти нашему театру. Это была неудачная идея, так как там имелась неудобная сцена и широкий зал, – считает Дмитрий Горелик. – Кроме того, профессиональным артистам было бы непросто делить помещения, которых и так не хватало, с ребятами, занимающимися в различных кружках. Вскоре проект был приостановлен, а разморозили его только в 1993 году, превратив в областной Дворец творчества детей и молодёжи. 

Предан партии и… театру. 

Непростая биография была у первого директора и главного режиссёра кукольного театра Виктора Черняева, возглавлявшего учреждение с 1963-го по 1986 год. Родом он был из Челябинска. В июне 1944 года попал на фронт в авиацию. За время пребывания в родном полку в должности воздушного стрелка совершил 33 ночных боевых вылета с целью уничтожения военных объектов противника, которые находились в Риге, Инстенбурге, Тильзите, Либаве, Мемеле, Виндаве, Пиллау, Кёнигсберге и Перну.

Виктор Черняев крайний слева в верхнем ряду.

В наградных документах на представление к ордену Красной Звезды сказано, что сержант Черняев хорошо знал материальную часть ночного бомбардировщика ЛИ-2. В воздухе бдительно охранял самолёт от атак истребителей противника. Свой пулемёт содержал в хорошем состоянии. «Дисциплинирован, морально устойчив, делу партии Ленина-Сталина и Социалистической родине предан», – значилось в наградном листе. 

Видимо, фронтовая закалка пригодилась и при создании театра. Изначально Виктор Сергеевич организовал, по некоторым данным, любительский кукольный коллектив при ДК «Гомсельмаш», так как трудился на заводе, которому принадлежало это культурное учреждение. Перенимать театральный опыт Черняев ездил в Москву к главному кукольнику СССР – Сергею Образцову.

А к первому спектаклю театра – «Приключениям Незнайки», который был показан 21 марта 1963 года, свою руку приложил в качестве декоратора заслуженный деятель искусств БССР Борис Звиногродский. К слову, он создавал декорации для кукольников нашего города ещё в 30-е годы пошлого века. Интересно, что комплект кукол для первого спектакля закупили в Москве, на фабрике Всесоюзного театрального общества. 

С 1986-го по 2006 год главным режиссёром театра работал Владимир Матрос, а в 80-е годы прошлого века директором был бывший заместителем министра культуры Коми АССР Иван Лемешко.




Мечты о Спартаке

– В начале 2000-х был вариант размещения кукольного театра на месте бывшего кинотеатра «Спартак». Его проект утвердили в эскизном варианте, – Дмитрий Горелик знакомит с распечатанной на бумаге 3D-моделью здания. – Для его воплощения архитектор побывал во многих  кукольных театрах бывшего Советского Союза, чтобы воспользоваться лучшими наработками. Старый фасад кинотеатра обстраивался башенками, появлялись элементы стеклянной крыши и витражей, за которыми прятался зимний сад. На четырёх этажах должны были разместиться склад декораций, шесть гримёрных, помещение для создания скульптур, радиоузел, огромное фойе для детских утренников с балконами для родителей, буфет и даже тренажёрный зал для артистов, так как управление куклами требует большого физического напряжения.  



В те годы проект так и не был реализован из-за отсутствия финансирования. Однако решением Гомельского горисполкома в сентябре 2002 года театру было передано здание Дворца культуры по улице Пушкина, 14. 


 – Из-за отсутствия осветительных фонарей и малюсенькой сцены до 2004 года все спектакли нашего театра мы показывали на выездах, – добавляет Дмитрий Горелик.

В марте 2004 года открылся зрительский комплекс театра со стационаром на 214 мест. С февраля по декабрь 2007-го была проведена полная реконструкция здания, а у входа установлены скульптуры персонажей из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино». 



– Летом 2021 года ремонтные работы прошли в зрительном зале. Мы установили кресла с механизмом трансформации, – поясняет Дмитрий Абрамович и складывает сиденье пополам. – Благодаря этому можно поднять посадочное место более чем на 20 сантиметров. Теперь даже двухлетние дети могут хорошо рассмотреть всё, что происходит на сцене, не отвлекая от спектакля других ребят. 

Также было обновлено звуковое и световое оборудование, до двух метров увеличилась авансцена. Теперь куклы в буквальном смысле стали ближе к зрителям.



– Дмитрий Абрамович, о чём вы ещё мечтаете? – задаю, прощаясь, вопрос. 

– К 1000-летнему юбилею Бреста в этом городе был открыт новый кукольный театр. Возможно, и Гомель получит подобный подарок к своей круглой дате, – улыбается собеседник. – Не зря нас называют театром чудес.

Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N