Сделано в Гомеле. Как искусному резчику Александру Рубанову удаётся передать красоту природного материала | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Жукова Елена Жукова Автор текста
09:30 20 Июля 2024 Общество 6356

Сделано в Гомеле. Как искусному резчику Александру Рубанову удаётся передать красоту природного материала

Свою звучную фамилию гомельчанин Александр Рубанов оправдывает полностью. Работа с деревом – главная страсть его жизни. Искусный резчик более 20 лет продолжает традиции сожской скани, ему подвластны чеканка и гравировка, вышивка гладью и крестом. Что вдохновляет мастера на столь кропотливый труд и как ему удаётся передать красоту природного материала?

Резные изделия Александра можно увидеть на городских выставках: ложки, шкатулки, кулоны, картины, оклады икон, рамы для зеркал, милые колечки и броши. В некоторых работах он умело соединяет резьбу и сожскую скань. Тонкая, ювелирно выложенная причудливыми узорами стружка размером в несколько миллиметров напоминает растительные мотивы на шедеврах Фаберже. 



Упоение вдохновением

– Настоящий мастер тот, который подобрал древесину, сам заготовил материал, высушил, нарезал плашки или стружку и от начала до конца создал вещь. Остальное – просто оформительство, – считает Александр.

Если есть вдохновение, гомельчанин сразу начинает творить. 







– Недавно увидел изображение котёнка с голубыми глазами, задался целью его вышить и тут же сел за работу. Когда в голову внезапно приходят идеи, мысленно отрабатываю всю технологию будущей работы и уже знаю, что необходимо. Могу и среди ночи подняться, иду на кухню и тихонько начинаю делать.




Однажды из Великого Новгорода привёз икону Богородицы «Знамение», которая лежала у меня лет шесть. Хотел сделать ажурный оклад в технике сожской скани, но долго не видел рисунка, – вспоминает Александр. – Потом в один момент этот образ будто проявился в воображении, и я семь суток спал по полтора–три часа, в остальное время работал. А когда на восьмые сутки около пяти утра уложил последнюю стружку и взглянул на всю картину, испытал настоящее блаженство – получилось то, что хотел. 

Сожский эксклюзив. 

Резьбой Александр увлекается с детства, азы осваивал самостоятельно.

– Жили мы в военном городке под Гомелем. Детьми собирали сосновую кору, вырезали из неё, как умели, кораблики, другие фигурки. Так потихоньку и пошло.

Окончил техникум по специальности «техник-электрик», работал на стройках. А дерево было для души. Всегда хотелось что-то красивое создавать, – пояснил мастер.

Однажды в Речице на фестивале «Дажынкi», куда Александра пригласили на выставку от областного центра народного творчества, он впервые увидел работы основателя сожской скани Владимира Цекунова. Тогда и вспыхнуло желание учиться этому.


Сожская скань – уникальное направление в белорусском прикладном искусстве, появилось в конце XX века. Древнеславянское слово «скань» означает «скручивать». Мастера нарезают мелкие стружки из разных пород дерева и выкладывают картины, объёмные изделия. Техника возродилась благодаря гомельскому мастеру Владимиру Цекунову, который и назвал еёсожской сканью. Сегодня деревянной филигранью занимаются не более полутора десятков ремесленников.


   – Я работал на обойной фабрике гравёром. В то время начался мой путь к освоению этой техники. Нарезал стружку штихелями вручную – очень долго и медленно. Первое изображение кота подарил сестре на день рождения.

Ещё одним судьбоносным моментом стало для будущего мастера знакомство с последователем Владимира Цекунова – известным сканистом Михаилом Шумским.

У него Рубанов ознакомился с особенностями нарезки тончайшей стружки. Позже сам подготовил чертёж аналогичного механизма и заказал умельцам. Это намного облегчило и ускорило процесс. Так с 2004 года он всё больше увлекался сожской сканью, но в технологии шёл своим путём.






Сегодня в арсенале мастера различные электроинструмены, стамески, комплект резцов и прочее.

Ювелирная мозаика.

 Тщательно нарезанная стружка и узоры, которые Александр никогда не повторяет, придают авторским работам особую ценность. Детали не окрашиваются – все оттенки достигаются за счёт цвета разных пород древесины. Иногда автор использует позолоту – при нарезке стружки торец оказывается золочёным. 

Мастер привык сразу готовить детали нужного размера для будущей работы, начиная от двух, пяти, семи до 10 сантиметров. Он заранее нарезает стружки соответствующей формы. Чтобы соединять завитки между собой, нужен особый клей. Его состав Александр тщательно подбирал годами. 








В его «келье» множество коробочек и баночек с миниатюрной стружкой. В ход идут почти все породы лиственных деревьев, растущих в Гомеле, кроме дуба, акации и хвойных. Лучше поддаются обработке осина, липа, вишня, абрикос, сирень, яблоня, груша, ольха, рябина, каштан, тополь, берёза, орех.

В мини-мастерской.

 Глядя на филигранно выполненные картины, трудно представить, что условия, в которых они создаются, далеки от идеала. Ремесленник живёт в старом доме начала XX века. Его мастерская – полтора метра на кухне, где едва умещаются материалы и инструменты. Но именно на этом пятачке рождаются наполненные теплом и талантом автора вещи, которые притягивают людей, заставляют их восхищаться и радоваться.



– Можно научиться нарезать стружку, освоить последовательность изготовления сожской скани, но истинный мастер должен чувствовать древесину изнутри, чтобы душа её отзывалась, – считает Александр. – Задача сожской скани – совместить несовместимое, вместить «невмещаемое». Технология позволяет делать объёмные вещи – ажурные пасхальные яйца, шкатулки, домики, но это очень кропотливая работа.

Руки шьют – блаженствует душа. 

Любимые вещи самого мастера – икона «Знамение» с ажурным окладом, икона Божией Матери «Скоропослушница» – гравюра на пятимиллиметровой меди. Её даже удалось освятить в соборе Петра и Павла.

В прошлом году Александр поразил всю семью. В журнале он увидел картину размером 90 на 20 сантиметров. На ней сцены городской жизни, люди, автомобили начала XX века. Задавшись целью повторить её в вышивке, мастер ежедневно работал восемь месяцев. И кто после этого посмеет сказать, что вышивка не мужское занятие?

С работами Александра Рубанова можно ознакомиться в Instagram – rubanov376.

Автор фото: Елена Жукова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N