Сделано в Гомеле.Уют берёзовых полотен: как Ирина Кротова создаёт картины из бересты
Глядя на зимние пейзажи, монументальные замки, костёлы и храмы в окружении умиротворяющей природы, сразу и не поймёшь, что эти картины Ирины Кротовой созданы не кистью, а искусно собраны из пёстрых кусочков обычной бересты. Когда-то гомельчанка разглядела в этой коре целую вселенную и уже более 30 лет живёт словно в двух параллельных мирах.
– Никогда не знаешь, какой стороной повернётся береста, чтобы сложиться в удивительную картину, – делится наблюдением мастер. – Творчество даёт невыразимую свободу, внутренний полёт. Словно входишь в резонанс с потоком внутри себя, движешься в нём, наполняешься…
Откровение искусства.
Странным образом одна из работ гомельчанки оказалась на стене отеля в Грузии – на родине её дедушки. На ней древний город Мцхета неподалёку от Тбилиси. Полотно случайно увидели друзья Ирины. А ведь именно дедушка в своё время помог внучке освоить бересту.
Поворотным моментом в 90-х для Ирины стал день, когда на выставке она увидела миниатюру из кожи – так показалось сначала. Но крошечный бархатистый пейзаж в коричнево-охристой гамме оказался картиной из бересты. Девушке ужасно захотелось сделать что-то похожее.
– Мечта и осталась бы мечтой, если бы не дедушка, который однажды привёз мне целую вязанку бересты, – вспоминает Ирина Анатольевна. – С нескольких лоскутков коры всё и началось. Я абсолютная самоучка, технологию нащупывала, опираясь только на свой опыт. Работала по принципу аппликации. В бересте поразило то, что природа создала богатейшую палитру оттенков, и цвета настолько приятные. Сам материал тёплый, мягкий, податливый, живой.
Бархатная «живопись».
Ирина не могла не прийти к творчеству. Выпускница Гомельского филиала Минского художественного училища имени Глебова по специальности «Живопись», она преподавала рисование в школе № 17 с художественным уклоном. А после получения высшего образования стала учителем истории и работает более 20 лет. Но параллельным миром, спасающим от школьной рутины, остаётся творчество.
– Кору берём только с упавших деревьев, муж Андрей помогает в заготовке материала, – рассказывает Ирина. – Белорусская береста не самого лучшего качества – рыхловатая, тонкая. Как-то муж заказал кору из Сибири. Она оказалась очень прочной, жёсткой – понятно, как у славян получались прочные коробы и даже лодки.
Береста постоянно меняет цвет, а вода делает настоящие чудеса с пересохшей корой, к ней возвращается сила, и она становится частью нового полотна.
Минимум неделя уходит на миниатюру размером 10 на 15 сантиметров, если педагог работает по несколько часов в день.
– Очень благодарна близким за понимание и возможность заниматься любимым делом, напишите об этом, – попросила гомельчанка.
Одной из первых работ Ирины была церквушка среди лунного пейзажа – буквально шесть на девять сантиметров.
– Просто по наитию брала кусочки бересты, укладывала внахлёст внешней или внутренней стороной, подбирая оттенки, – вспоминает мастерица. – Догадалась, что нужно класть картину под пресс, чтобы фрагменты прочно склеивались.
В богатой цветовой палитре бересты встречаются шоколадные, золотистые, кремовые оттенки. Она не уступает натуральной коже, обладая водонепроницаемостью и антисептическими свойствами, имея бархатистую текстуру. Славяне делали из берёзовой коры домашнюю утварь, ёмкости для хранения продуктов, в которых они долго не портились. Береста годится для женских украшений, её использовали в строительстве, обшивали рыбацкие лодки. Сегодня
это материал для художественного творчества.
Знакомые посоветовали Ирине отнести несколько картин в выставочный зал на Ирининской. Так их узнали и полюбили горожане. С тех пор Ирину начали приглашать на крупные городские конкурсы и вернисажи.
– Однажды ко мне подошли представители Белорусского союза мастеров народного творчества и предложили вступить в организацию, – говорит Ирина. – В течение года готовила крупную авторскую выставку в Минске, это было условием вступления в союз. Картины получили высокую оценку комиссии, и с 2011 года как член организации я участвовала в выставках, фестивалях (например, «Веснавы букет» в Минске), ярмарках по всей Беларуси и в других странах.
В 2017 году на конкурсе ремесленников во время международной выставки «Весна в Гомеле» Ирина Кротова заняла второе место, придумав оригинальные сувениры.
Загадка чистой бересты.
Свою мобильную мастерскую Ирина Анатольевна разворачивает на кухонном столе. Здесь у неё короб с ворохом бересты и незамысловатые инструменты. Работает канцелярскими ножами, резаками, маникюрными ножницами, стоматологическим пинцетом, использует кисти и клей ПВА. Из подручных материалов на её полотнах можно увидеть желтоватый лишайник и кукушкин лён – зелёный мох. Они добавляют цвета, имитируя растительность.
Детали будущего полотна мастерица вырезает маникюрными ножницами из бересты по кальке из папиросной бумаги, постепенно выкладывает всю картину, а потом сажает элементы на клей. Сверху ложатся филигранно вырезанные деревья, строения, мостики.
Досье:
Ирина Кротова – учитель истории гимназии № 51, член Белорусского союза мастеров народного творчества. С 2024 года возглавляет областное объединение мастеров. По первому образованию – художник-живописец. Постоянная участница региональных и городских выставок, ремесленник.
Если задуман архитектурный объект, то сначала делается набросок на бумаге. Определяются пропорции, перспектива, светлые и тёмные участки, и только потом подбираются лоскуты бересты.
Многослойные картины Ирины Кротовой подкупают природной чистотой, прозрачностью и воздушностью. Мастерица не рисует по бересте ни темперой, ни маслом, а использует лишь немного белил, иногда подчёркивает контраст гелевой ручкой.
Незамысловатые пейзажи завораживают покоем: природа, реки, зима, аисты над полем. За три десятка лет мастерица создала сотни работ, которые разошлись по Гомельщине, Беларуси и другим уголкам мира. Картины продаются в галереях и на выставках. Экспозиция размещена в гимназии № 51.
Озёра, замки и зима.
Гомельчанка запечатлела гомельский парк, дворец, лебединое озеро, часовню-усыпальницу. Одни из самых любимых пейзажей Ирины – зимние: дорога, заснеженные домики, спящая природа. Извечный сюжет напоминает о простых ценностях жизни.
Как историку, Ирине Анатольевне интересно изобразить архитектурные памятники Беларуси. В коллекции автора есть собор Ефросиньи Полоцкой, костёлы, ратуша в Шклове, Свято-Воскресенский собор в Борисове, Мирский замок.
Сейчас мастерица работает над гомельским пейзажем для галереи Ващенко. В планах – попробовать выжигание на бересте, сделать женские украшения и замахнуться на портреты.
– Нужно различать труд ремесленников и дешёвую штамповку, которую продают туристам, – отметила Ирина. – Стоимость штучных сувениров несопоставима с ширпотребом: ручная работа всегда в цене. Вещь из качественных материалов воспитывает художественный вкус, прививает культуру, это своего рода ценность. Хотелось бы, чтобы для людей, которые делают эксклюзивные вещи, было больше преференций на городских выставках.
Автор фото: Марина Васильева, Елена Жукова