Владимир Саприко: «Азарт на дороге до добра не доводит» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
10:30 17 Января 2019 Общество 12312

Владимир Саприко: «Азарт на дороге до добра не доводит»

В январе батальону дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Гомельского облисполкома исполняется 45 лет. По случаю важной даты командир батальона Владимир САПРИКО рассказал корреспонденту «ГВ», почему со стритрейсерами должен быть короткий разговор и как изменился менталитет гомельских автолюбителей.



«Командир, бес меня попутал»
– Владимир Дмитриевич, какие меры, на ваш взгляд, позволят снизить количество ДТП с участием водителей «под градусом»?

– Те, кто садится за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, должны осознавать всю опасность своего поступка. Впрочем, такие горе-водители вовсе не способны адекватно оценивать окружающую действительность и нередко становятся виновниками ДТП – недаром автолюбителя «под градусом» называют потенциальным преступником. Сдерживающим фактором против таких действий выступает ужесточение ответственности за пьяную езду. Следует отметить, что по сравнению с другими странами  ближнего и дальнего зарубежья  в Беларуси степень наказания за данные правонарушения не самая строгая. Также мощным подспорьем в борьбе с нетрезвыми водителями являются своевременный контроль с использованием современных технологий и патрулирование. Хочу сказать, что горе-автолюбители с промилле в крови ведут себя с инспектором ГАИ по-разному. Бывает, проявляют неподдельную агрессию, ищут бесконечные оправдания своему поступку, сбегают, бросая машину, но чаще всего просят их пожалеть и отпустить, мол, бес попутал.

– Безусловно, любое правонарушение гораздо легче предупредить. Как проходит профилактическая работа с гражданами?

– Даже прописные истины, которые мы усваиваем со школьной скамьи, нужно разъяснять, причём делать это необходимо в самой доступной форме. Неплохим проводником информации по-прежнему остаются реклама, социальные ролики, СМИ. Хорошие результаты даёт проведение акций – они постоянно адаптируются под конкретную возрастную категорию, но суть остаётся неизменной: рассказать о Правилах дорожного движения, обезопасить водителя или пешехода от возможного нарушения, привить здравое и разумное отношение к дороге. Кстати, в крупных населённых пунктах, в том числе и в нашем областном центре, основным видом дорожного правонарушения остаётся наезд на пешехода. Причём в таких ситуациях далеко не всегда виновен водитель. К сожалению, нередко приходится наблюдать картину, когда пешеход переходит дорогу в неустановленном месте, даже не оглядываясь по сторонам, а всецело предаваясь музыке в плей-листе своего мобильника.


"В 1969 году было организовано первое строевое подразделение ГАИ – отделение дорожного надзора, которое в 1970 году было преобразовано в отдельный взвод. 3 января 1974 года приказом начальника УВД Гомельского облисполкома был создан батальон дорожно-патрульной службы.

– И всё-таки может ли рядовая беседа повлиять на нарушителя? Или дорожных ху­лиганов способен обуздать лишь солидный штраф?

– Вопрос из психологической плоскости. Думаю, решающим фактором здесь станет воспитание человека. Из своего опыта скажу, что многих пешеходов достаточно предупредить и провести с ними довольно жёсткую беседу – и результат не заставит себя ждать. Другой же, получив штраф, станет обозлённым и в будущем не скроет хамского поведения на дороге, в беседе с инспектором ГАИ и так далее. Так что наказание рублём, на мой взгляд, не всегда оправдывает ожидания. Гораздо эффективнее объяснить нарушителю: «Старина, твои вождение или манёвр могут стать последними в твоей жизни и жизни других участников дорожного движения».

– Как обстоят дела со стрит­рейсерами – любителями быстрой езды, которые устраивают небезопасные гонки, к примеру, на Восточном обходе? Поубавилось ли  количество таких лихачей?

– Знаете, статистику протоколов, составленных на стрит­рейсеров, мы не ведём. Но разговор с такими нарушителями должен быть короткий и жёсткий. К слову, данную категорию водителей ещё называют авто- или мотохулиганами. Так вот, именно их «железных коней» нередко доставляют на штрафстоянку. Неплохой практикой было бы, например, изымание автомобиля или мотоцикла у стритрейсера на летний период до закрытия сезона. Возможно, за это время дорожный хулиган набрался бы ума. Ведь азарт, баловство, игры и лихачество на дороге до добра никогда не доводят.

– Изменился ли менталитет гомельских водителей? Как часто белорусы сообщают о противоправных действиях на дороге?

– Сообщения о нарушениях приходят от граждан довольно часто. На горячую линию регулярно поступают звонки: неравнодушные гомельчане спешат рассказать о том, что за рулём конкретного автомобиля находится нетрезвый водитель или нерадивый автовладелец припарковался в неположенном месте. Нередки сообщения об опасных манёврах лихачей и превышении скорости. Могу сказать, что в целом люди охотно звонят в оперативно-дежурную службу ГАИ, проявляя неподдельную обеспокоенность и неравнодушие. Среди тех, кто чаще всего сообщает о дорожных нарушителях, есть операторы автозаправочных станций, продавцы и охранники крупных супермаркетов. Конечно, не каждый звонок подтверждается, но проверку сообщений мы провести обязаны.


"За 2018–й год в областном центре зафиксировано 145 ДТП, в которых восемь человек погибло, 157 было ранено. 

В помощь – дружинник 

– Довольно часто Госавтоинспекция подключает к своей работе дружинников.

– Специализированная добровольная дружина оказывает посильную помощь сотрудникам ГАИ во время городских гуляний, праздников. Нередко люди в салатовых жилетах дежурят возле школ, в аварийно опасных местах. Кстати, численность дружины насчитывает порядка 300 человек и по праву считается одной из самых крупных в стране.

– Эффективен ли такой метод борьбы с нарушителями скоростного режима, как установка муляжей патрульных машин?

– Полагаю, что такой способ уже изживает себя. Лучше всего нарушителей-лихачей сдерживают мобильные датчики контроля скорости.

– Какое время года считается наиболее аварийным? 

– Анализируя 2018–й год, могу сказать, что самым аварийным периодом оказалось межсезонье – весна и осень. А вот зимой количество зарегистрированных ДТП было в разы меньше. К слову, лучше всего, если погодные условия в ноябре–феврале оправдывают климатические ожидания: когда на тротуаре лежит снег, водителю гораздо легче вовремя заметить любой объект. В обратном случае тёмная одежда пешехода, как правило, сливается с неприглядным пейзажем бесснежной зимы. А вот весной и осенью весомую часть ДТП составляют так называемые «подснежники» – авто- и мотолюбители, которые выезжают из гаражей с приходом тепла.

– Насколько трудно начинать рабочий день с печальных сводок?

– Каждое утро, заходя в дежурную часть, я знакомлюсь с ситуацией на дорогах областного центра. Печально видеть, если где-то произошло ДТП, в котором человек получил травму или погиб. Действительно, трудно мириться с легкомысленным поведением водителей и пешеходов – дорога не терпит беспечности.

– Служба для вас больше, чем работа? 

– Ответ на этот вопрос утвердительный (улыбается). Даже в выходные дни меня нередко тянет на рабочее место.

– Что пожелаете коллегам и автолюбителям в преддверии важной даты?

– Здоровья, служебных успехов, финансовой стабильности и безопасных дорог.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N