Зачем в Гомеле соединяют два транспортных предприятия
Зачем в Гомеле соединяют два транспортных предприятия, оптимизируют маршруты автобусов и троллейбусов, как это повлияет на комфорт и скорость пассажироперевозок, рассказали в ОАО «Гомельоблавтотранс».
ОАО «Гомельоблавтотранс» перевозит пассажиров не только в областном центре, но и на территории всей Гомельской области. За последние 10 лет реорганизация автопарков уже была проведена в ряде районов и в Гомеле. Сейчас вся система предприятий автотранспорта области разделена на округа, состоящие из нескольких взаимосвязанных районных подразделений, где центрами являются крупные автопарки. Это позволяет централизованно обеспечивать перевозку населения, обновление и ремонт транспорта, содержание производственных баз и станционных сооружений, пояснили специалисты.
Объединение КУП «Горэлектротранспорт» и ОАО «Гомельоблавтотранс» позволит завершить работу по созданию единого областного перевозчика с централизованной системой управления автомобильным городским и электротранспортом всей области.
Без конкурентов.
«Когда в городе услуги перевозки пассажиров оказывают две организации, финансируемые из одного бюджета, создаётся нецелесообразная конкуренция. Основная задача объединения – сокращение затрат на перевозку пассажиров, на содержание транспорта и улучшение качества пассажироперевозок, – отметил первый заместитель генерального директора ОАО «Гомельоблавтотранс» Андрей Мацуков. – Объединение предприятий различных форм собственности – длительный процесс, он запущен и завершится к концу года. Уже сейчас реализуется ряд мероприятий, направленных на улучшение качества транспортного обслуживания и сокращение затрат на перевозку пассажиров».
Многоразовые билеты.
Так, с 1 июля в Гомеле введён единый талон на проезд в общественном транспорте. Наряду с удобством для пассажиров централизованная закупка большого количества билетных бланков позволила существенно уменьшить их стоимость для перевозчиков.
В текущем году появятся новые многоразовые электронные билеты различного периода действия. Их можно будет приобрести через систему электронной продажи «Оплати». В перспективе – внедрение полностью электронной системы оплаты проезда. Сегодня этому мешает только дефицит средств для реализации инвестпроекта, который предполагает выпуск специальных электронных карт оплаты за проезд, установку валидаторов и электронных компостеров в транспорте, специального оборудования, связанного с системами диспетчерского управления транспортом и контроля за его работой.
Новшество, как ожидается, добавит комфорта горожанам, снизит количество безбилетников, а перевозчик сможет оперативно отслеживать и реагировать на изменение городских пассажиропотоков.
Вместо кондуктора контролёр.
Также в Гомеле оптимизируют городскую маршрутную сеть, чтобы маршруты не дублировались разными видами транспорта, когда количество рейсов не соответствует объёму пассажиропотока.
– Обратили внимание на работу транспорта утром и вечером в часы пик, где он достаточно загружен, и работу в межпиковый период, где наполняемость существенно ниже. Поэтому количество транспорта на маршрутах и интервалы его движения продолжат изменяться на протяжении 2023 года, – добавил Андрей Мацуков.
Ещё один момент, связанный с реорганизацией, – поэтапный переход на бескондукторную систему оплаты проезда в автобусах. Он проводится с учётом минимизации социальной напряжённости в коллективах автопарков, необходимости трудоустройства кондукторов, усиления контроля за безбилетным проездом со стороны оператора пассажирских перевозок КТУП «Гомельоблпассажиртранс». Уже сегодня в городе более половины маршрутов переведены на бескондукторную систему, завершится переход к концу следующего года.
– Сейчас в «Горэлектротранспорте» действует своя контрольная служба – около 40 человек, которые проверяют только троллейбусы, – напомнил Андрей Владимирович. – Когда предприятие станет филиалом ОАО «Гомельоблавтотранс», эти работники перейдут в штат оператора пассажирских перевозок и будут проверять все виды городского общественного транспорта. Затраты те же, но количество проверок вырастет. Главная задача – сохранить их эффективность.
Алло, диспетчерская.
По завершении реорганизации заработает единая диспетчерская служба на базе ОАО «Гомельоблавтотранс».
– Сейчас у каждого перевозчика собственные службы организации и диспетчерского управления транспортом. Есть существенные отличия в структуре и распределении функций между работниками этих служб, – рассказал Андрей Мацуков. – Единая служба станет центром управления транспортом города для планирования и контроля за его работой, формирования расписания. Появится единый номер для обращения граждан.
Две остановки в подарок.
Что касается остановок общественного транспорта, они находятся на балансе города. Перемены во внешнем облике павильонов – прерогатива городской власти как заказчика услуги перевозок, а перевозчики могут лишь поддержать эти инициативы, подчеркнули на предприятии. Вместе с тем совсем недавно к 50-летию Советского района ОАО «Гомельоблавтотранс» сделало подарок городу в виде двух новых современных остановок общественного транспорта в этом районе.
Транспорт онлайн.
Информационные таблички с расписанием транспорта на остановках оперативно обновляют и актуализируют сами перевозчики.
– Поломки транспорта, конечно, случаются, ведь его средний возраст приближается к 13 годам, – не скрывает Андрей Владимирович. – Парк обновляется за счёт как бюджетных, так и собственных средств, но техника стремительно стареет. Большое внимание приходится уделять ремонту. Ремонтные зоны работают круглосуточно, а капитальный ремонт автобуса стоит десятки тысяч рублей.
Что до установки электронных информационных табло, это недешёвое удовольствие, говорят специалисты. Устройства в онлайн-режиме связаны с диспетчерской системой контроля работы транспорта, отражают актуальный график движения и его выполнение.
Установка электронных табло должна проводиться комплексно на всех основных остановочных пунктах города. Такой инвестпроект требует источников финансирования. К тому же содержание и обслуживание системы невозможно без дополнительного штата специалистов.
Альтернативой электронному табло сегодня служит популярное электронное приложение transport.by, которое получает информацию диспетчерской системы управления транспортом и работает корректно.
Туризм с комфортом.
Отдельным коммерческим видом деятельности автобусных парков являются заказные перевозки пассажиров, которые приносят прибыль и позволяют частично компенсировать убытки от других направлений.
В текущем году за счёт собственных средств ОАО «Гомельоблавтотранс» напрямую у завода-изготовителя закупило пять современных туристических автобусов Yutong, причём на 20 процентов дешевле, чем у дилеров.
Сегодня автобусы ОАО «Гомельоблавтотранс» перевозят гомельчан по многим экскурсионным маршрутам от туристических агентств. Это направление называют перспективным.