Голкипер ФК "Локомотив" Андрей Силивончик: "Начинал карьеру на позиции нападающего"
Такое понятие, как верность клубу чаще встречается в топовых футбольных лигах. На ум сразу приходят яркие карьеры Райана Гиггза в МЮ, Паоло Мальдини, отдавшего 26 лет «Милану», «Императора Рима» Франческо Тотти – капитана «Ромы». Подобные случаи в белорусском миноре, где футболисты находятся в постоянном поиске более или менее приемлемых условий, а клубы пытаются выжить в непростых условиях, вовсе немыслимы. Не скажу, что таких примеров нет, но встречаются они уж точно очень и очень редко.
Тем удивительнее карьера старожила гомельского «Локомотива» голкипера Андрея Силивончика. В команде он просто «Силя», в глазах персонала «Локо» и пресс-службы – легенда. В начале сентября исполнится десять лет с того момента, как Андрей пополнил ряды железнодорожников. Пожалуй, не придумаешь более подходящего повода для интервью, учитывая тот факт, что легендарный «Силя» за всю свою карьеру этих самых интервью ещё никому не давал.
– Андрей, как относитесь к тому, что вас называют легендой?
– Ну как легенда. Просто давно играю за клуб. Скорее, старожил, если можно так назвать.
– Как вы попали в «Локомотив»?
– Я родом из Светлогорска. Футболом начал заниматься в местной СДЮШОР. Тренировался третьим вратарём в «Химике». Когда встал выбор между тренировками и учёбой, предпочёл второе. Поступил в МГПУ имени И. П. Шамякина. Ребята предложили поиграть за калинковичскую «Вертикаль». В этой команде я дебютировал во второй лиге. В конце следующего сезона я получил серьёзную травму – перелом скуловой кости со смещением. Уже после на меня вышли представители «Гомельжелдортранса». Так, в 2011 году я дебютировал за гомельскую команду.
– Есть ли в «Локо» футболисты, которые играют дольше вас?
– Есть ребята, которые играют пять–семь лет. Дольше – точно нет.
– В нашу детскую бытность, когда в дворовом футболе делились на команды, на позицию вратаря ставили самого неповоротливого и пухлого игрока. Эти воспоминания довольно далеки от избитой фразы «Вратарь – полкоманды». Почему вы выбрали именно эту позицию на поле?
– Сразу я начинал играть нападающим. Не знаю, как объяснить, но со временем захотелось выручать команду. Это как раз про позицию голкипера. Я часто наблюдал за игрой вратарей по телевизору. Лет в 13–14 попробовал стать на ворота, тренеры оценили. С того момента и завертелось.
– И тем не менее, позиция вратаря несёт за собой большой груз ответственности. Если нападающий «запорет» несколько моментов, об этом быстро забудут. А вот если голкипер пропустит курьёзный мяч, об этом могут помнить годами. Насколько психологически сложно справляться с этим?
– Вратарские ошибки, действительно, на виду. Я, в принципе, человек переживающий и по молодости долго мог переваривать, носить груз ошибок в себе. Сейчас немного другое видение футбола. Больше стараюсь работать над собой.
– Вспомните самые обидные ошибки в карьере?
– Как и у любого вратаря, их было достаточно.
– Может, тогда самые запоминающиеся сейвы?
– Вот чего не отнять, так это памятное первое чемпионство в Сочи на чемпионате мира среди железнодорожников.
Тогда в финале мы обыграли французов. В серии послематчевых пенальти мне удалось отбить два удара с точки. Хорошо помню кубковый матч со «Славией», когда в 1/8 финала мы обыграли мозырян по пенальти. Тогда я отбил три мяча.
Андрей Силивончик – победитель чемпионатов мира по футболу 2015 и 2019 годов USIC (Международный спортивный союз железнодорожников). На первенстве 2015 года «Силя» вписал своё имя в историю Спортивного союза железнодорожной отрасли. Голкипер держал «сухими» ворота сборной Беларуси (составлена была из игроков «Гомельжелдортранса» и МФК «БЧ») 349 игровых минут, что является рекордом в более чем 70-летней истории Союза.
– Команда довольно бодро провела первую часть сезона. Ближе ко второму кругу чемпионата случилось несколько невнятных результатов. По-вашему, что произошло с командой?
– Для нас ещё ничего не потеряно, впереди достаточно игр. Где-то в психологическую яму попали, видимо. Была обидная ничья с «Оршей». После последовало несколько дальних выездов. Этот отрезок провалили очень сильно. За это стыдно перед болельщиками.
– А кто ваш главный болельщик?
– Конечно, семья: жена, дочка и сын. Дядя по отцовской линии не пропускает ни одного матча. В целом меня семья поддерживает.
– Как вы думаете, что не получилось в последнем матче с «Гомелем», когда во втором круге «Локомотив» на своём стадионе проиграл сопернику со счётом 1:4?
– В первую очередь, сказались кадровые потери. Ключевые игроки оказались дисквалифицированы. Плюс в начале игры ещё один игрок получил травму. По этому матчу сделали определённые выводы, двигаемся дальше.
В матче с "Гомелем" в составе "Локомотива" отсутствовал ряд ключевых игроков. Как результат - проигрыш со счётом 1 - 4.
– Я уже задавал тренерскому штабу и игрокам «Локо» следующий вопрос, интересно послушать мнение и такого опытного игрока, как вы. «Гомель» – самый принципиальный соперник железнодорожников в лиге? Или всё-таки нет?
– Я бы так не сказал. Понятно, что мы находимся в одном городе. Понятно, что перед матчами где-то в интернете подогревается атмосфера. Чувствуется предматчевый антураж. Лично для меня это обычные матчи.
– Какие планы у команды на концовку сезона?
– Они неизменны: добиваться положительного результата в каждом матче.
– Сейчас не задумываясь назовите топ-3 действующих голкиперов в мире...
– На данный момент считаю самым сильным вратарём в мире Яна Облака. Мне нравится манера его игры. На второе место поставил бы вратаря «Баварии» Мануэля Нойера. Также нравится Давид де Хеа из «Манчестер Юнайтед».
– А среди отечественных вратарей кого выделите?
– Самый сильный вратарь Беларуси на сегодняшний момент – Денис Щербицкий из БАТЭ. До травмы он был просто бесподобен.
***
В конце интервью вместе с Андреем Силивончиком мы выбрали лучшего голкипера мира из прошлого и настоящего. Благодаря импровизированной сетке, Андрей поочерёдно выбирал в паре сильнейшего голкипера, который проходил дальше. В итоге лучшим из лучших среди 16 вратарей стал голкипер сборной СССР и московского «Динамо» Лев Яшин.
Что, впрочем, совпадает с версиями ФИФА, МФФИИС и мнением авторитетных изданий World Soccer, France Football и Placar, назвавших советского голкипера лучшим вратарём XX века.