Известный альпинист Валерий Глыбовцев глазами близких, коллег и учеников
Этим летом не стало Валерия Глыбовцева – известного альпиниста, великолепного педагога, который полностью посвящал себя любимому делу. Валерию Маратовичу было 79 лет.
Полюбить горы и не предавать мечты.
Валерий Глыбовцев родился в 1943 году в посёлке Азанка Тавдинского района Свердловской области в семье кубанских казаков. Перед тем, как попасть в белорусский Гомель, Валерий Маратович окончил школу в родном посёлке. В нашем областном центре он получил уже техническое образование. После ушёл в армию. Практически сразу после урегулирования Карибского кризиса попал на Кубу.
– Мы обучали кубинцев эксплуатации радиолокационных станций, вместе несли дежурство, – вспоминал о тех годах в интервью «Гомельским ведомостям» Валерий Маратович. – Наш приезд на Кубу был строго засекречен. Об этом говорит тот факт, что везли нас на остров в трюмах кораблей, одеты мы были в «гражданку», а на руках были липовые удостоверения рабочих. Всё это делалось для того, чтобы американцы не узнали о присутствии советских войск. Когда служил в Гаване, меня направили дежурить в штаб, где, наряду со всей высшей администрацией, был один из лидеров кубинской революции – брат Фиделя Кастро Рауль, ему и остальным офицерам я обеспечивал связь.
Тяга к горам у будущего альпиниста родилась не сразу. Сначала в студенческие годы было самбо. В нём молодой Глыбовцев достиг неплохих результатов и даже входил в состав национальной сборной БССР. На этом можно было остановиться, реализовывать себя в спорте, но Глыб (как Валерия Маратовича любя называли самые близкие друзья) постоянно находился в поиске. Поиске себя, смысла жизни, постоянном самосовершенствовании. Много читал, и это, пожалуй, можно назвать ещё одним из его увлечений на протяжении всей жизни.
В 70-е годы Валерий Маратович начал работать инженером. На заводе металлоконструкций «Луч» (нынешнее ОАО «Гомельский радиозавод») вступил в клуб альпинистов. И погрузился основательно, с головой. Так что в этом деле вскоре ему не будет равных. Через некоторое время он пройдёт всесоюзную школу инспекторов по альпинизму и станет работать тренером в этом клубе. О страсти к горам Глыбовцев говорил просто:
– Горы мне всегда были интересны. Но особо полюбил их после своего первого горнолыжного похода в Карпаты в 1976-м. Впечатлений там набрался столько, что в том же году поехал покорять и Кавказское высокогорье.
С того времени Валерий Глыбовцев совершил более 150 восхождений. Среди них есть продолжительные восхождения в условиях 80-процентного льда по Эльбрусу, пикам Ленина, Корженевской (два семитысячника). В качестве инструктора водил маршруты в горы.
Восхождения и горы альпинист не бросал до последнего. Даже когда с коленями (одна из многих болевых точек, накопившихся у него) было совсем плохо. Как отмечает его лучший друг Виктор Рябушко, ещё в 2016 году в возрасте 73 лет Валерий Маратович покорил вершину четырёхтысячника. Любовь к горам, изумительной красоте природы при восхождении, сила воли, дисциплина и лидерские качества – это было у него в крови. Как вы уже поняли, Валерий Маратович – исключительный человек, к которому тянулись ученики и будут помнить о нём спустя многие годы.
- На счету у Валерия Глыбовцева более 150 восхождений, и в их число входят подъёмы на две высочайшие вершины горной системы Памира (Таджикистан): пик Ленина – 7134 метров и пик Корженевской – 7105 метров.
После развала Советского Союза Валерий Маратович нашёл себя, как кажется, в самом подходящем месте. Ведь кому, как ни человеку с колоссальным опытом, передавать его младшим поколениям? Он начал работать в Гомельском центре туризма и краеведения, где сразу влюбил в себя юных учеников. Причём он даже не старался. Любовь и уважение приходили сами собой.
По воспоминаниям ребят, выросших с ним на скалодроме в центре туризма (который также появился благодаря Глыбовцеву) и в горных поездках в Дениши (Житомирская область), Крым, на Кавказ, Валерий Маратович был очень требовательным и строгим. Но всегда справедливым. Вероятно, это и подкупало окружающих.
Часто у человека с сильным характером не складывается семейная жизнь. Вот и Валерий Маратович, впервые женившись только в середине пятого десятка, крепких и долгих отношений не познал. Зато, сделав учеников частью своей семьи, Маратович посвящал им всё своё свободное время. Так появляются учителя с большой литеры «У». Несмотря на то, что скалолазанию в Беларуси уделяется не так много внимания, мотивацию он находил конкретно в воспитании из ребёнка настоящего человека. Он пытался сделать из каждого лучшую версию себя. Учил преодолевать различные трудности. Не только в горах, но и в жизни. И любил их… По-своему. Как ещё объяснить то обстоятельство, что после тяжёлого восхождения, когда каждый грамм рюкзака отрывает плечи, заботливый учитель доставал из своего (и так не самого лёгкого) целый арбуз и делил его между всеми ребятами? Каждым поступком он показывал, что в преодолении трудностей состоит вся жизнь, и об этом никогда не стоит забывать. В качестве напоминания об этом в центре туризма у Глыбовцева на стене была надпись: «У каждого свой Эверест». И это не только и не столько про горы.
Своими воспоминаниями о Валерии Маратовиче делятся его близкие, ученики, коллеги
Виктор Рябушко, лучший друг:
– Знакомы мы с Валерой были более 50 лет. И с момента этого знакомства наши судьбы были неразрывно связаны. На равнинах и в горах. Лучшие его качества проявлялись в экстремальных ситуациях. Хотя и «на равнинах» он был настоящим человеком. Трепетное отношение к здоровью, тяга к знаниям и трудолюбие – эти его качества притягивали к нему людей. А высочайшие его качества на уровне кристалла, глыбы (фамилия у него весьма подходящая) – порядочность и честность. Если нужно рыть канаву или яму, он первым возьмёт лопату, если нужно строить дом – он первый возьмётся за кирпич.
Прошли мы с ним многое: покоряли семитысячники, спали в палатках, замерзали, гибли, но достигали намеченных целей. У разных людей разное счастье. Кому-то для этого счастья нужна крупная сумма денег, кому-то не хватает дачи, машины. Для меня же счастье – это дружба с таким человеком. Глыбовцев давал ощущение жизни. Знаете, у альпинистов есть даже девиз такой: «Чем хуже, тем лучше». Это один из жизненных девизов Валеры.
У нас осталась одна неосуществлённая мечта. На Эверест мы, конечно, не замахивались, а вот покорить высшую точку СССР – пик Коммунизма – хотели. В 1989 году мы даже должны были начать осуществление этой мечты, но у него резко прихватило живот. Я мог пойти один, и Глыбовцев мне об этом говорил, но я не захотел без друга. Потом развалился Советский Союз, восхождение могло влететь в копеечку. Так наша мечта осталась неосуществлённой.
Павел Буйленков, воспитанник Валерия Глыбовцева:
– Моё знакомство с Валерием Маратовичем произошло в 2004 году. Тогда ему был уже 61 год. Он мне показался строгим, но максимально справедливым. Он приобщал всех учеников к любви к горам. По прошествии многих лет у большинства из них это стало своеобразным стилем жизни. Я был с ним не только в Денишах и в Крыму, куда он возил учеников на тренировки, но и на Кавказе. Там люди немного по-другому раскрываются. Могу сказать только то, что он очень сильный человек. Максимально честный. Всегда гнул правду-матку, хоть порой это и вредило ему. А ещё он был бескорыстным человеком. Много собственных средств он вложил в то, чтобы зал центра туризма выглядел так, как выглядит сейчас.
Стремился помочь своим ученикам во всём. В своё время он читал лекции в университете Сухого. Помогал мне по учёбе. Я пользовался его конспектами по ТОЭ (теоретическим основам электротехники).
Галина Довгайлова, первая женщина из Беларуси, покорившая пик Ленина:
– Валерий Глыбовцев был очень целеустремлённым и трудолюбивым. Это очень большой силы воли человек. Для нас он был путеводной звездой. У меня и у многих других он вёл тренировки, с ним в роли руководителя я ходила в горы. Самые опасные участки Глыбовцев или Рябушко всегда проходили первыми. Цепляли перила, зацепы. И всегда это было очень надёжно. Если говорить откровенно, Валера был неласковым и непушистым. Где-то даже суровым. Но никогда не было такого, чтобы он обижал словом или делом других людей. Его все очень любили и любят до сих пор.
Познакомилась я с ним в радиозаводской секции. Чуть позже мы вместе уже выступали за команду завода. Ездили на чемпионат Союза по горному туризму. На первом чемпионате, где мы принимали участие, на льду мы заняли первое место, а на скалах – второе. И Глыбовцев был вдохновителем всего этого. Соответствовал человек своей фамилии – человек-гора.
Самым памятным моментом, связанным с ним, была холодная ночёвка на Хитсане. Отделение, в котором были Валера и я, оказалось очень слабым. А с ними нужно было идти в связке. Почти постоянно шёл дождь. Поскольку с группой приходилось идти медленно, мы не успели вовремя спуститься, пришлось ночевать. Это однозначно самая тяжёлая ночёвка в моей жизни. Даже на семитысячном пике Ленина такого не было.
Это огромная потеря для всех нас, и особенно для детей, с которыми он занимался.