Ольга Копылова: "Есть прогресс как у клуба, так и у молодёжи"
Уроженка Гомеля Ольга Копылова практически всю свою игровую карьеру провела в Гродно. Там же и добилась всех значимых успехов. Уже будучи состоявшейся спортсменкой, баскетболистка вернулась на малую родину, чтобы помочь молодой гомельской команде делать первые серьёзные шаги в чемпионате и делиться приобретённым опытом с молодёжью и совсем юными гомельчанами.
– Ольга, вы уже более 20 лет в баскетболе. Почему именно этот вид спорта стал неотъемлемой частью жизни?
– Наверное, это было как у всех. В детстве тренер пришёл к моей старшей сестре. Она не очень хотела заниматься, а я всем видом показывала, что хочу. В итоге попробовала тогда и до сих пор пробую (улыбается).
– Насколько я понимаю, это было в Гомеле.
– Да, в Гомеле я жила до 18 лет. Только потом переехала в Гродно. Там построила карьеру, прожила без малого 22 года. Первоначально баскетбол был для меня чем-то вроде увлечения. Только потом, после выхода на профессиональный уровень, он стал и работой, и хобби. Играла с удовольствием, ещё и деньги за это получала. Признаюсь, я себя нигде не видела, кроме баскетбола. Многие задумываются, чем будут заниматься после завершения карьеры, а я всегда знала, что останусь в игре: тренером ли, помощником тренера или кем-нибудь ещё в клубе, но всё равно буду связана с баскетболом.
- Для баскетбола, как бы это банально не звучало, нужны физические данные. У Вас с детства были предпосылки для занятий?
- У меня высокие родители, хотя со спортом никак связаны не были. Да и сама я всегда была выше сверстников. Помню, часто обзывали «длинной», просили «подать воробушка». Такое время было тогда, всё это благополучно пережили. Папа, к слову, у меня был ростом 195 см, мама – 178 см. Поэтому, отвечая на вопрос, да, у меня были все данные для занятий.
- Знаю, у вас был период заграничной карьеры.
- Действительно, был. Первым профессиональным клубом для меня стала гродненская «Олимпия». Непосредственно из Гродно я пробовала себя в 2002 году в польском чемпионате. Полсезона отыграла, а после клуб расформировали из-за финансовых проблем. Вернулась в «Олимпию». Там отыграла довольно долго. В Гродно у меня родился ребёнок. После двухлетнего периода в Гомеле (с 2009 по 2011 годы), меня пригласили в литовский чемпионат. Чем-то та команда напоминала нынешнюю гомельскую. Было много молодёжи и несколько опытных игроков. И команду мы с восьмого места подняли на четвёртое. Руководство было довольно, предлагало продлить отношения, но, поскольку у меня был маленький ребёнок, который требовал внимания, пришлось вернуться в Гродно.
- Кто присматривал за ребёнком во время выездов или того же литовского периода?
- Когда играла в Литве, дочка жила с папой. После возвращения, она постоянно со мной. Ездила на выездные игры.
- Сейчас пошла по стопам матери?
- Сперва она не хотела заниматься баскетболом, но с пятого класса начала.
- Под вашим началом?
- Нет, я этого не хотела. Я только первый год пробую себя в тренерском ремесле. Не хотела её тренировать. Когда мама – тренер, мне кажется, это неправильно.
– Довольны ли вы сезоном «Гомельских рысей»? Давайте подведём итоги.
– Есть прогресс как у клуба, так и у молодёжи. Сезон выдался нелёгким. Видимо, в силу своего возраста поначалу не очень понимала, как играть с молодыми. Пытаешься подсказывать что-то, учить – они и слушать не хотят. После команда притёрлась, нашли общие взгляды на баскетбол. Тренер помогал во всех аспектах. Результат есть, как и есть возможность расти девчонкам дальше. Надеюсь, что эту планку они опускать не будут.
– Есть ли в команде игроки, которые открылись для вас с совершенно другой стороны?
– Наверное, Илона Кацуро. Мне Анатолий Петрович (Рогозенко – главный тренер команды «Гомельские рыси». – Прим. авт.) рассказал, что нашёл её в Речице, где Илона занималась футболом. Причём в большей степени дворовым. Первое моё впечатление было: «Не заиграет». Но за этот год она сделала в баскетболе хороший скачок. Прогресс налицо.
– Подумывали ли вы о завершении карьеры? Знаю, в прошлом сезоне «Олимпия» вас уже отправила на пенсию (в социальных сетях команды был размещён пост о завершении карьеры Ольги Копыловой. – Прим. авт.)
– Да, было такое. Причём никак не посоветовавшись со мной.
В этом сезоне разговоры о завершении ведутся, причём только с моей стороны. Тяжеловато уже физически тащить по 40 минут.
– Да ещё как тащить. Регулярно становитесь лучшей на площадке!
– Ну, есть и такое. Вот Анатолий Петрович против моего ухода. Если честно, за глаза называю его Вангой. Он часто предчувствует наши победы. Иногда в ситуациях, где мы абсолютно не фавориты. И это было не единожды. Перед сезоном он говорил о том, что наша задача – пятое место. В итоге так и вышло. Разговаривая со мной о продолжении карьеры, он сказал, что следующий сезон я ещё поиграю. «20 минут в игре я тебе обещаю, а по завершении сезона пойдёшь в тренерство», – говорил мне. Раз Анатолий Петрович сказал, то от этого уже никуда не денешься (улыбается).
– Поделитесь ближайшими планами.
– Сначала неделя отдыха от чемпионата. Не морально, не психологически, а просто физически. Переключусь на детские тренировки. После будет у детей выездной лагерь, дальше – отпуск. Отдых, подготовка к новому сезону.
– Ваше самое яркое воспоминание из баскетбола?
– Это первое чемпионство с «Олимпией». Была эйфория, радость. Последующие годы, когда мы стали семикратными победителями чемпионата, также памятны. В команде были как молодые игроки, так и игроки моего нынешнего возраста. Они нас учили играть, наставляли. Эти моменты запомнились. Тогда параллельно клуб ещё играл и в Балтийской лиге. Мы становились в ней и чемпионами, и призёрами. Самый яркий отрезок карьеры, пожалуй, с 2003-го по 2009 год.
– Знаю, был у вас и период игры за белорусскую молодёжку на Евро.
– Да, в 2000 году мы играли в Румынии. Это было просто вау! Может, потому что перед Румынией уехали в своеобразный заграничный тур на целый месяц. Сначала отыграли турнир в Германии, потом во Франции. А уже оттуда поехали на чемпионат Европы. Когда ты видишь другие страны, совершенно другого уровня баскетбол, это действительно захватывает. Со мной в команде как раз тогда играла Лена Левченко. Мы вместе тренировались.
– А самый тяжёлый момент в карьере назовёте? Может, травмы?
– Травмы, безусловно, были. Но сказать, чтобы серьёзные… Такого не было. Были проблемы с голеностопом, выбитые пальцы. Перелом носа был. Да, для девочки это некрасиво и неприятно, но я не считаю это серьёзной травмой. Более того, думала, что после родов мне будет сложно восстанавливаться, но даже здесь был недолгий перерыв. Просто очень хотелось играть.
– Насколько рождение ребёнка выключило вас из игры?
– Это был очень короткий отрезок. Я настолько болела баскетболом, что даже после замужества просчитывала, когда можно беременеть, выходить в декрет. Посчитала так: до-
играю сезон, будучи уже беременной. Новый сезон начнётся – я как раз рожу, немного восстановлюсь и закончу этот сезон уже в строю. Так и получилось.
– Ольга, с какого момента вы решили, что будете тренировать?
– Честно, никогда не хотела работать с детьми (улыбается). Когда приехала в Гомель, Анатолий Петрович сказал: «Будешь тренером». Долго не соглашалась. Может быть, в какой-нибудь взрослой команде вторым тренером поработала бы. Но детским тренером… Поначалу, когда набрала ребят, даже терялась, не знала, что с ними делать. Позже втянулась, стало интересно. Сейчас получаю от этого удовольствие. Надеюсь, что из 20-ти ребят, которые занимаются, в дальнейшем хотя бы пять будут играть в баскетбол. Это будет очень хороший результат.
– Где вы занимаетесь?
– На базе средней школы № 57. Там у меня две группы от шести до восьми лет.
– Не секрет, что в наше перенасыщенное гаджетами время у детей много отвлекающих факторов. Чем завлекаете в секции?
– Конфетами (улыбается). Я вам серьёзно говорю. Когда ребята пришли ко мне на первую тренировку, я пообещала на следующем занятии сладости. Дети пришли, ещё и друзей привели. Мы поиграли в эстафеты, подвигались немного, я им вручила по сладкому презенту. После дети ходили на тренировки и спрашивали: «А конфеты будут?» Пришлось менять подход. Говорила им, что подобное будет не каждую тренировку, а после определённых достижений. Так и завлекаем: играми и сладостями.
– Какие-то успехи у детей видите?
– Конечно. Четыре моих девочки уже играли у тренера Марины Минкевич в Детско-юношеской баскетбольной лиге (ДЮБЛ) и в Славянской баскетбольной лиге. Даже не просто участвовали, а получили свои первые медали. Причём мои ребята ведь младше своих партнёров по команде. Прогресс, безусловно, есть.
– Назовёте специалистов, которые внесли самый значимый вклад в формирование вас как игрока?
– Назову двух тренеров. К огромному сожалению, их уже нет в живых. Первый мой тренер – Орлов Виктор Павлович, который сделал из меня игрока, дал необходимую базу баскетбола, включая и саму любовь к этой игре. Благодаря правильной технике, которая у меня от первого тренера, после переезда в Гродно у меня единственной не «вылетали» колени. У многих в команде были проблемы с коленями, крестообразными связками. Меня это миновало. Второй тренер – Александр Станиславович Шимковяк. Он принял меня под своё крыло в Гродно. Он тренер-стратег, тренер-психолог. Оба специалиста очень разные, но именно они сыграли ключевую роль в моём формировании.