От штурвала к судейской вышке или Как военный лётчик стал волейбольным судьёй высшей категории | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Игорь  Степанцов Игорь Степанцов Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото

От штурвала к судейской вышке или Как военный лётчик стал волейбольным судьёй высшей категории

Абсолютно каждый волейболист в Гомеле, будь то любитель или профессиональный игрок, знаком с Андреем Карпенко. Официально Андрей Геннадьевич является заместителем председателя республиканской коллегии волейбольных судей и председателем областной коллегии. Неофициально его можно назвать одним из главных популяризаторов волейбола в Гомеле и регионе. Журналисты «В» пообщались с Андреем Карпенко. 



– Андрей Геннадьевич, многие любители волейбола часто видят вас на судейской вышке в матчах белорусского чемпионата. В пляжном волейболе вы практически всегда являетесь организатором городских, областных, республиканских соревнований. Расскажите, как вы пришли в судейство, учитывая тот факт, что первоначально выбрали стезю военного?
– В школе я профессионально занимался академической греблей. В своё время был даже в сборной Беларуси. Однако с детства мечтал пойти по стопам отца, стать лётчиком. Мечта, в принципе, осуществилась, но для этого с профессиональным спортом пришлось завязать. В 16 лет, когда проходил обследование в спортдиспансере, у меня обнаружили гипертрофию левого желудочка сердца. А в лётчики, как понимаете, нужно идти с идеальным здоровьем. Мой отец сказал, что с этим диагнозом никакую комиссию пройти не получится. Поэтому греблю пришлось оставить. 
Что касается волейбола, то этим видом спорта занимался активно также в школе. У нас была команда, я даже был в ней капитаном. В нашей школе работал Николай Алексеевич Нилов. Он сейчас возглавляет ветеранскую организацию области, а тогда был судьёй национальной категории. Учил нас играть. После окончания школы я пошёл учиться на военного. О волейболе на время забыл. В непростые 90-е пришлось вернуться на «гражданку» в звании старшего лейтенанта запаса. Тогда и возникла идея собираться по вечерам играть в волейбол в своей школе. Был момент, когда Николай Алексеевич предложил мне посудить. Я попробовал. Вот, до сих пор пробую (улыбается).

– Есть ли какая-то статистика, сколько официальных матчей вы судили?
– В год получается более 30 матчей. Умножаем на 20 с лишним лет. Вот и считайте. С чемпионатов страны полтысячи точно наберётся. 

– Наблюдая за вами на матчах высшей лиги, вижу просто невозмутимое, даже каменное лицо. Можно ли вас вывести из себя?
– Все мы люди. Всё может быть. Просто с возрастом начинаешь лучше фильтровать происходящее. Знаешь, где нужно сдержаться. Многих игроков можно успокоить одним лишь взглядом. Но, повторюсь, всякое бывает. Я же человек, могу и завестись.

– Что в таких ситуациях делаете?
– Бывало, карточки раздавал. Но всё это было давно. 

– Насколько сильное давление на судью могут оказать трибуны?
– Всё зависит от человека. На мои решения нельзя повлиять таким образом. 

– Бывает ли такое, что судья отвлекается на красивый розыгрыш?
– Конечно. Судья меньше всего ошибок допускает, когда полностью погружается в игру. Динамичный матч с нервом постоянно держит в тонусе. Часто судья делает ошибки, когда игра, что называется, вялотекущая, рваная, скучная. На таких играх и физически устаёшь больше.

 

– В Беларуси судьи сдают какие-либо нормативы?
– Конечно. Перед началом каждого сезона проходит судейский семинар, где в том числе сдаются и зачёты. 

– Ваш самый запоминающийся момент на площадке?
– Их очень много. Если брать момент, связанный лично со мной, то было дело – свисток мне мячом в зубах разбивали. Хорошо, зубы целые остались. Мяч в волейболе может развивать скорость и в 100 км в час. 

– Читал, что в России волейбольное судейство – это больше хобби. Как у нас с этим обстоит дело?
– И у нас так же. Есть профессиональные судьи, но этим делом на жизнь не заработаешь. Особенно в регионах.

– Если человек захочет стать волейбольным судьёй в нашей стране, куда ему нужно обращаться? У нас этому учат где-нибудь?
– В Гомельской области желающие могут обращаться ко мне, а дальше будем смотреть. Для начинающего судьи в первую очередь необходим приличный багаж теоретических знаний. Человек должен хорошо разбираться в волейболе. Конечно, лучше, чтобы это был человек, который знает волейбол изнутри. Возможно, бывший игрок, но профессиональное игроцкое прошлое совсем не обязательно. 


– Андрей Геннадьевич, вас в Гомеле называют не иначе, как «гуру и идейным вдохновителем волейбольного движения»…
– Меня мама с папой так воспитали. Если делаешь что-то, делай хорошо и до конца. 

– Подобную характеристику работы, если можно так сказать, в Сети встречал ещё про одного человека, связанного с волейболом Гомельщины: ушедшего из жизни прошлой осенью Андрея Коробанёва. Опишите ваши отношения со специалистом.
– Мы дружили и общались. Первое время после переезда в Гомель он также пытался заниматься судейством. Но, по большей части, это было не его. Он всё-таки тренер. Хороший тренер. По этой стезе он и пошёл. Я остался в судействе. Более 20 лет мы сотрудничали. Хотя поначалу у нас и «базары» возникали. Так бывает, когда встречаются две сильные личности. Чуть позже мы выработали общую линию. Друг другу помогали, пытались развивать волейбол на Гомельщине. Он – на позиции тренера и директора спортшколы, я – в плане соревнований, их организации. 

– Какие главные качества Андрея Коробанёва выделите?
– Он однозначно был амбициозным. Без этого ведь ничего не добьёшься. Самолюбивый, но прислушивался к мнению других. Целеустремлённый. Волейбол был большей частью его жизни. 


– Сколько себя помню, вся организация именно пляжного волейбола в Гомеле лежит на ваших плечах. Расскажите про историю «пляжника» в нашем областном центре.
– В начале нулевых, когда Николай Нилов уходил на пенсию, руководство городской федерацией волейбола он возложил на меня. Организация является неофициальной, как и многое в этом направлении в нашей стране, но определённые обязательства всё же есть. 
Первые соревнования по пляжному волейболу на моей памяти организовали то ли в конце девяностых, то ли в начале нулевых. На этих соревнованиях Аплевич (Роман Аплевич – главный тренер ВК «Энергия». Прим. авт.) ещё под стол пешком ходит (улыбается). Первые несколько лет различные турниры проводили на городском пляже. В это время и я начал участвовать, втянулся. Позже, поскольку я и половина участников жили в Волотове, начали обустраивать место там. Ближе к району Старой Волотовы на пустырях привезли трубы, вкопали. Новостроек здесь ещё не было. Несколько раз наши трубы выкапывали «неравнодушные» граждане. Мне приходилось идти по следу, искать инвентарь, вкапывать обратно. Позже площадки, которые мы облагородили, неплохо помогли ГВК при подготовке к сезону. Когда район начал застраиваться, я ходил в районную администрацию, обсуждал с архитекторами планы строительства. Этот кусочек оставили вне застройки. За несколько лет место мы расчистили, облагородили. 
Позже сделали три площадки на Центральном пляже. Было время, даже провели там тур чемпионата страны. Всем понравилось, но не было поддержки властей в этом вопросе. Доходило до того, что я привозил на пляж инвентарь, а меня штрафовали гаишники. В итоге мы вернулись в Волотову. Ребята там до сих пор играют. Сейчас в городе появились современные корты стадиона «Луч», с освещением, душевыми, всеми условиями. 

– Как вы считаете, за эти годы вырос ли уровень пляжного волейбола у нас?
– В своё время был определённый спад в гомельском волейболе. Новый виток развития начался с приходом Андрея Коробанёва. Появились игроки уровня сборной, хорошая молодёжь. Когда мы только начинали, в белорусском пляжном волейболе не было ни одной гомельской пары. В прошлом году гомельская пара завоевала серебро Кубка страны. Вот вам и ответ. 

– Как восприняли новость о том, что Гомельское областное отделение БФВ перестало существовать?
– Воспринял болезненно. Отделение оказывало гомельскому волейболу большую помощь. Сейчас время такое. Когда люди видят хорошую организацию соревнований, призы за победу и участие, это их больше стимулирует. Как раз в этом гомельское отделение и способствовало. Его существование дало хороший толчок развитию любительского и профессионального волейбола. 

– Что, по-вашему, нужно делать для большей популяризации волейбола в стране и в Гомеле в частности?
– Побольше «идиотов» (в хорошем смысле этого слова), которые этим занимаются. Чем больше людей занимается волейболом, тем лучше. Ну и реклама. Недавно мне человек, весьма далёкий от волейбола, показал весьма интересную штуку. Оказывается, не так давно появилось аниме про волейбол. У этих видео уже сотни миллионов просмотров. Стоит ожидать, что волейбол в мире после этого будет на волне. Это отличная реклама для популяризации вида спорта. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N