Гомельской области - 85. Мы вспомним, как всё начиналось | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста

Гомельской области - 85. Мы вспомним, как всё начиналось

15 января 1938 года была образована Гомельская область. Во многом это событие предопределило то, что город над Сожем превратился во второй по величине экономический, административный и культурный центр республики. История создания нашей области, которой исполняется 85 лет, прошла несколько этапов. А начало этой летописи было положено более 100 лет назад.

РОДОМ ИЗ ГУБЕРНИИ? Гомельскую губернию, хронология которой начинается в 1919 году, можно считать предшественницей нынешней Гомельской области, хотя ряд историков может с этим поспорить. Губерния, входившая тогда в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), была значительно больше области, она включила в себя Могилёвскую губернию с добавлением Речицкого уезда Минской губернии и Суражского (Клинцовского), Стародубского, Мглинского и Новозыбковского уездов Черниговской губернии. Так что в состав тогдашней Гомельщины входили часть современной Брянщины и даже часть Витебщины – Оршанский уезд. А вот Мозырский уезд, относившийся к Минской губернии и включавший в себя тогда многие нынешние полесские районы Гомельщины, остался в составе БССР. Уже с 1924 года началась передача Могилёвского, Калининского и Рогачёвского уездов в состав БССР. 6 декабря 1926 года Гомель также был присоединён к советской Беларуси, а Гомельская губерния была вообще расформирована. Её территорию разделили между различными округами, которые существовали в БССР вместо российских губерний. 

Но время шло, вся страна, а вместе с ней и наш город, стремительно развивалась. 15 января 1938 года был принят закон об изменениях и дополнениях Конституции СССР, в соответствии с которым и была образована Гомельская область. Среди причин, побудивших советское руководство пойти на такие преобразования, наверное, особое значение имела приближающаяся Вторая мировая война. Подготовка к ней требовала перехода к строгому централизму и единообразию на всех уровнях, что было необходимо для максимальной мобилизации страны и всех её ресурсов перед лицом гитлеровской Германии. 

Кроме того, в стране произошла промышленная революция. Беларусь превратилась в индустриальную республику, старое деление «район-округ» эпохи аграрного НЭПа для неё уже не годилось. Для управления промышленными отраслями, глубоко интегрированными в общесоюзный комплекс, требовались более крупные и чёткие структуры. В общем, вопрос с нашей областью был решён. Правда, тогда же была образована и Полесская область с центром в Мозыре, присоединённая к Гомельской только в 1954 году. 

РОЖДЁННАЯ 15 ЯНВАРЯ. 15 января 1938-го состоялась 1-я сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва, на которой было принято постановление «Об изменении и дополнении статей Конституции БССР – о введении в БССР областного административного деления». Оно утверждало образование в БССР пяти областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилёвской и Полесской. 

Районное деление областей было утверждено постановлением президиума ЦИК БССР 20 февраля 1938 года. В состав Гомельской области вошли 14 районов (ныне 21): Гомельский, Буда-Кошелёвский, Ветковский, Добрушский, Жлобинский, Журавичский, Кормянский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светиловичский, Уваровичский, Тереховский, Чечерский. 

Образованная в январе 1938-го Гомельская область занимала территорию в 15,8 тысячи квадратных километров (ныне 40,4). На 1 января 1941 года в ней проживало 917,1 тысячи человек, из них 260,7 – в городах и 656,4 – на селе. 

На территории области было шесть городов: Ветка, Гомель, Добруш, Жлобин, Рогачёв, Речица, три городских района в Гомеле, восемь посёлков городского типа (Буда-Кошелёво, Лоев, Стрешин, Тереховка, Уваровичи, Чечерск), 14 сельских районов, 235 сельсоветов. В областном центре на 17 января 1939 года проживало 144 169 человек (ныне 503 984 человека). 

В предвоенный 1940-й промышленность Гомельской области насчитывала 4918 крупных и мелких предприятий, на которых работало 56 045 человек. 

Промышленность работала в основном за счёт использования местных сырьевых ресурсов. Большие запасы торфа и качественных песков, значительные лесные массивы, сельское хозяйство благоприятствовали развитию отраслей по переработке древесины, торфодобывающей и пищевкусовой. 

Крупнейшими индустриальными центрами области были Гомель и Речица. Наличие значительных запасов торфа стало базой для развития местной топливной промышленности и электрохозяйства области. В 1940 году в области было добыто 764 тысячи тонн торфа, действовал один из крупнейших в республике торфозавод «Большевик». На базе этого торфохозяйства, а также залежей песчаников при станции Костюковка действовал стекольный завод имени Сталина по производству оконного и зеркального стекла мощностью восемь миллионов квадратных метров в год. На 68 кирпичных заводах в 1940 году было произведено 60,4 миллиона штук кирпича. 


Гомельской области – 85 лет. Эта дата объединяет всех жителей региона независимо от того, где они родились: у нас одна земля, как и одна на всех любовь к нашему замечательному краю. Пусть родная Гомельщина и дальше успешно развивается, а мы сделаем всё для того, чтобы она с каждым годом становилась богаче и краше.


ПАРФЮМ ОТ «КАЗИМИ» И СПИЧКИ ОТ «ВЕЗУВИЯ». Крупнейшими деревоперерабатывающими предприятиями в 1940 году были Добрушская государственная писчебумажная фабрика «Герой труда», вырабатывавшая 33 012 тонн бумаги; спичечные фабрики «Х Октябрь» (Речица) и «Везувий» (Ново-Белица), выпустившие 1452 тысячи ящиков спичек, два крупных фанерных завода при спичечных фабриках и два лесопильных завода (180 тысяч квадратных метров пиломатериалов в год); деревообрабатывающий комбинат. 

В машиностроительной отрасли в 1940 году работало 12 130 рабочих. Крупнейшими предприятиями были ВРЗ, станкостроительный завод имени Кирова, судоремонтный завод, «Гомсельмаш», проволочно-гвоздильный «Интернационал» (Речица), машиностроительный завод «Двигатель революции», кроватная фабрика имени Володарского и другие. 

Из предприятий текстильной и лёгкой промышленности следует отметить четыре завода по первичной обработке льна, чулочно-трикотажную фабрику «8 Марта», швейную «Коминтерн», обувную «Труд» (1200 тысяч пар обуви в год) и овчинно-шубный завод «Пролетарский путь» (600 тысяч штук овчин в год). 

Пищевая промышленность области была представлена сетью маслодельных заводов, несколькими молочными и хлебозаводами, консервным заводом, жировым комбинатом, пищевым комбинатом «Спартак», крахмальными, плодововинными и винокурными заводами, парфюмерно-косметической фабрикой «Казими» имени К. Цеткин. 

ПОЧЕМУ ГОМЕЛЬ СТАЛ ЦЕНТРОМ. Превращение города над Сожем в промышленный областной центр было неслучайным, хотя в далёком 1565 году Гомель входил всего лишь в состав Речицкого повета Минского воеводства, то есть, выражаясь современным языком, был чем-то вроде городского посёлка в составе Речицкого района Минской области. А ускорила развитие нашего города железная дорога, которой предшествовала прокладка шоссе Санкт-Петербург–Одесса. Благодаря этой трассе в Гомеле стали ежегодно разворачиваться две большие ярмарки, шла крупная торговля лесом. 

Свои положительные результаты дало и присоединение белорусских земель к Российской империи, благодаря чему Гомель был включён в общероссийскую хозяйственную систему. Расширялись торговые связи, создавалось большое количество промышленных предприятий. Через Гомельщину были проложены такие важные шоссе, как Петербург–Киев и Москва–Варшава. Ещё более активно эти процессы стали развиваться во второй половине XIX века. Появились крупные фабрики и заводы: бумажная фабрика Паскевичей в Добруше, спичечные фабрики «Молния» в Мозыре и уже упомянутый «Везувий» в Гомеле. 

В 1873–74 годах через Гомель прошла Либаво-Роменская железная дорога, которая связала территорию края с Прибалтикой и Украиной. В 1886 году была пущена в строй Лунинец-Гомельская, а в 1887-м – Гомель-Брянская железная дорога, вошедшие в состав Полесских железных дорог. В результате такие города, как Гомель, Жлобин, Калинковичи, стали крупными транспортными узлами. И остаются ими до сих пор.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях