В русле инноваций | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
10:00 12 Апреля 2016 ЧАЭС

В русле инноваций

В чём заключается содержание земель, выведенных из оборота после катастрофы на Чернобыльской АЭС? Как оптимизировать отрасль растениеводства на территориях, загрязнённых радионуклидами? Из чего складывается система защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве для получения максимально безопасной продукции? На эти и другие вопросы в ходе беседы с корреспондентом «ГВ» ответил заместитель директора по научной работе Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Институт радиологии», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Александр Григорьевич ПОДОЛЯК.

Медленно, но верно

– Александр Григорьевич, известно, что в 1986 году после аварии на ЧАЭС основной причиной вывода земель из сельхозоборота стало их загрязнение радиоактивными элементами, прежде всего, цезием-137. Как изменилась экологическая обстановка на пострадавших территориях по прошествии тридцати лет?

– За длительный после-аварийный период произошли значительные изменения: короткоживущие радиоизотопы распались, а концентрация долгоживущих – цезия-137 и стронция-90 – в почве снизилась в пределах 40–50 процентов. Причина всё та же – естественный распад. К слову, об улучшении радиационной обстановки говорят и цифры: сегодня в пользование возвращено порядка 17,5 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий. И это притом, что в 1986 году в «строю» не досчитались 264 тысяч – из оборота были изъяты земли с плотностью загрязнения 40 и более кюри на квадратный километр по цезию-137. Большая часть возвращённых земель пришлась на Гомельскую область – 14,6 тысячи гектаров. В Могилёвском регионе этот показатель достиг 2,7 тысячи, в Брестском – 99 гектаров. Однако не только временной фактор расставил свои акценты: после аварии были реализованы проекты по дезактивации пострадавших районов, в результате которых удалось добиться определённого улучшения радиационной обстановки. 

– То есть через столетие-другое на территории Полесского радиационно-экологического заповедника вновь закипит жизнь?

– Не думаю, что это произойдёт раньше, чем через 300 лет. Сегодня указанная область – своего рода международная лаборатория, где проводят контроль за изменением радиационной обстановки, экологические мониторинги, радиобиологические и экспериментальные исследования, оценивают влияние радиоактивного загрязнения на животный и растительный мир.

– Какие меры для получения сельскохозяйственной продукции с допустимым содержанием радионуклидов сегодня наиболее эффективны?

– К примеру, для кислых почв широко применяется известкование – внесение удобрений на основе кальция, доломита, известняка. Доказано, что оптимизация степени кислотности на фоне добавления минеральных удобрений позволяет повысить урожайность, а также сократить поступление радионуклидов в сельхозкультуры на 60–80 процентов. Ещё одной контрмерой выступает обогащение почв органическими веществами – компостом, соломой, зелёным удобрением. 

При возделывании культур на землях с низким содержанием элементов питания переход цезия и стронция в растения всегда выше, чем на хорошо обеспеченных почвах. Поэтому особое значение приобретают дополнительные дозы фосфорных и калийных удобрений: они не только снижают концентрацию радионуклидов, но и закладывают фундамент плодородия почв, который гарантирует производство нормативно чистой продукции на перспективу. К слову, всего за послеаварийный период на загрязнённые территории внесено более 2,8 миллиона тонн К2O и 1 миллиона – Р2O5.

Среди агрохимических приёмов при возделывании сельхозкультур в радиоактивной зоне также выделяют использование микроудобрений, которые улучшают качество зерна, клубней и кормов, при этом урожай увеличивается до 20 процентов.

– Влияет ли методика обработки почв на снижение содержания в ней цезия и стронция?

– Основным фактором при выборе системы обработки земель в условиях радиоактивного загрязнения выступают характер и глубина распределения радионуклидов в почве. При их высокой плотности мы рекомендуем комбинированную обработку, которая включает одновременную заделку органических удобрений. В том случае, когда загрязнён верхний слой почвы, его необходимо сбрасывать на дно борозды. Глубина такой обработки колеблется в пределах 20–25 сантиметров.

Затрагивая организационные контрмеры, важно подчеркнуть: подбор культур в зависимости от величины перехода радионуклидов в урожай считается эффективным и широкодоступным приёмом для получения продукции в пределах допустимых нормативов.

Контроль в квадрате

– Какова судьба продукции, выращенной на землях, которые были введены в сельхозоборот? Может ли она попасть к потребителю напрямую?

– По сравнению с другими странами в Беларуси нормативы по содержанию радионуклидов в продуктах питания  сегодня одни из самых жёстких. Поэтому даже в случае возврата загрязнённых земель в агросектор продукция, произведённая на них, никак не сможет попасть напрямую в магазины. Нужно понимать: всё, что выращено на территориях, введённых в сельхозоборот, предназначено для ограниченного использования. Это положение закреплено и на законодательном уровне, и в рекомендациях, разработанных нашим Институтом. Таким образом, вся растениеводческая и животноводческая продукция, произведённая на этих территориях для реализации на внутреннем и внешнем рынках, должна соответствовать требованиям нормативов, установленным техническими регламентами и международными договорами.

Подвергаясь строгому надзору за содержанием цезия и стронция, такая продукция перерабатывается, идёт на корм скоту или используется в технических целях. Кроме того, у нас в стране действует трёхуровневая система контроля радиоактивного загрязнения продуктов питания, сырья и кормов – на предприятиях, местном и республиканском уровнях. Только представьте: этим вопросом занимаются сотрудники 850-ти различных подразделений и лабораторий, которые за год измеряют 18 тысяч проб по цезию и 11 тысяч – по стронцию.

– В результате изучения последствий аварии на Чернобыльской АЭС Институтом радиологии созданы научные разработки, которые успешно применяются на практике. Яркий пример – уникальная база данных по коэффицентам перехода радионуклидов в звене «почва–растение–животное».

– Указанная разработка помогает спрогнозировать содержание цезия и стронция в лесной и сельскохозяйственной продукции, а также выбрать наиболее оптимальный вариант использования загрязнённых земель. В последнем случае главным инструментом выступает агроландшафтное моделирование. 

Для составления прогнозов по содержанию цезия-137 в древесине подготовлен и внедрён программный модуль «Radforview», который позволяет с вероятностью до 70-ти процентов определить возможность заготовки лесной продукции. В свою очередь, инновационная модель «AgroTF» ориентирована на долгосрочный прогноз поступления радионуклидов в сельскохозяйственные культуры – разработка учитывает не только плотность загрязнения почвы, но и её основные агрохимические свойства. Также для оценки рисков превышения нормативов по содержанию цезия и стронция в полученной продукции была создана специальная модель «RISKAgro».

– Наибольший переход радионуклидов из почвы в растения характерен для торфяников, которые как раз и преобладают в Полесском регионе. Существует ли стратегия использования таких земель?

– При одинаковой плотности загрязнения поступление цезия-137 и стронция-90 в растения на торфяных почвах в 4–10 раз выше, чем на минеральных. Поэтому введение в сельхозоборот таких земель в первую очередь должно опираться на исключение зерновых и пропашных культур (картофеля, кукурузы, корнеплодов). Их стоит заменить высокопродуктивными сенокосами и пастбищами длительного пользования на основе злаково-бобовых травосмесей, которые позволяют получать корма в пределах санитарно-гигиенических нормативов. Если же земельный фонд хозяйства составляют пески, что также имеет место в загрязнённых радионуклидами районах Полесья, в севообороты, наряду с озимой рожью, овсом, картофелем и люпином, включают кормовые культуры – клевер и ячмень. В целом реализация научно-инновационных проектов позволяет не только получать нормативно чистую продукцию, но и обеспечить высокорентабельное производство.


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N