"Гомельские ведомости" подвели итоги конкурса армейских писем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ирина Чернявская Ирина Чернявская Автор текста
11:00 23 Февраля 2018 Конкурсы

"Гомельские ведомости" подвели итоги конкурса армейских писем

Накануне Дня защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь редакция газеты «Гомельские ведомости» объявляла конкурс самых интересных армейских писем. 

Победительницей стала Валентина Половинко, ей достался пригласительный билет на двоих на Национальный балет Грузии «Сухишвили», который выступит 27 февраля в Гомеле на сцене ОКЦ. Поощрительный подарок от редакции  получает Анатолий Володько.

Валентина Половинко:

 – Читаешь старые письма и как будто смотришь кино. Перед глазами появляются люди, оживают лица со старых фотографий. Эти письма – настоящее богатство нашей семьи. Они такие тёплые и родные, искренние и добрые… Сложно поверить, что с момента их написания прошло более 70 лет. 

В семье моего отца было четверо детей. Самый старший – дядя Андрей – во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Собственно, о его письмах я и хочу рассказать. Сохранилось их немного: бабушка Агнеша, мама дяди Андрея, поддавшись эмоциям, большинство из них не сохранила. В тех, что остались, про то, как Красная Армия гонит фашистскую гадину, про несгибаемый дух и твёрдость народа, про непреодолимое желание победить и вернуться к родным. «Мама, ты не волнуйся…» - повторяется часто…

Но среди всех есть два моих любимых письма. В них гораздо больше личного. В одном из них, адресованном сестре Паше, солдат Андрей говорит о простых и человеческих вещах, о погоде, о знакомых, о необходимости учиться, кажется, даже хочет познакомить сестру с другом. Я думаю, именно оно свидетельствует о том, что в нелёгкие военные годы справиться с трудностями солдатам помогали мысли о семье, близких, о родном доме и улице. Это была связь с жизнью. Второе письмо пришло бабушке от незнакомой девушки Эвелины Дергуновой. Однажды в письме дядя Андрей упоминал, что она может написать. Письмо интригует. Андрей и Эвелина познакомились на фронте, и по ласковому обращению «Андрюша» можно судить, что между ними были тёплые отношения. 

10.03.1944. «Здравствуй, моя дорогая сестричка. Шлю я тебе свой горячий привет, а также маме, Анатолию и Жене. Желаю вам крепкого здоровья  и счастья, а тебе хороших успехов в учёбе и жизни. Живу я пока по-старому. Чувствую я себя хорошо, а иной раз веселимся. Соберёмся в землянке и начинаем выкладывать, что кто знает и умеет. Сидим в это время почти до утра. А потом начинаем своё дело. 

У нас теперь здесь не то весна, не то зима. Вообще не поймёшь, что за чёртова погодка. Но я думаю, что пройдёт немного времени и будет тёплая погода, а тогда будем жить, как зайцы под кустами. Побыстрее бы оно, это время, приходило.  Пашка, ты пишешь, что учишься на втором курсе. Я рад за тебя, старайся учиться. Правильно, имея трёх братьев, быть тем, кем можно быть. Только я тебя прошу, ты помогай Анатолию и Жене, пусть и они не забывают о том, что и им придётся ещё продолжить учёбу. Жаль, что им приходится терять золотое время. Пусть они сами тоже занимаются.

Скажи, что я своё слово сдержу, которое давал Жене. Он знает, на счёт чего я писал. Это насчёт баяна. Маме скажи, пусть обо мне не беспокоится очень сильно и бережёт своё здоровье.

Ты мне напиши про кого-нибудь из девушек с нашей улицы. Жив ли кто-нибудь из них? Это так, в порядке вещей. Мне Женя про Соню Никитюк написал. Жаль очень, что она погибла так трагично. Хороший она была человек. 

А теперь о Михаиле Бабинских. Он служит вместе со мной,  парень хороший. Бывалый воин. Несколько раз ранен в боях за Родину. Сейчас он гвардии старший сержант. Сам родом из Белоруссии, но жил в Сибири. И поэтому иной раз я его в шутку зову сибиряком. Весёлый. Дело, конечно, твоё. Писать можешь ему. А между прочим сама суди.

Вот попрошу тебя, Пашка, если есть возможность, пришли мне бумагу, а то я испытываю большой кризис, негде её достать. Передавай мой низкий поклон  и привет всем нашим родным и знакомым. Крепко целую тебя. Твой брат Андрей».

polovinko.jpg

19.05.1944. «Здравствуйте, дорогая Агнеса Степановна, дорогие братики и сестрички Андрюши. Вам, может быть, покажется странным это письмо. Может быть, это не совсем удобно с моей стороны, но это пишет вам знакомая вашего дорогого и любимого сына Андрюши. Он очень много рассказывал и писал мне о вас. Это большое счастье – иметь такого сына, такого защитника.

Дорогая Агнеса Степановна, вы долгое время находились под ярмом немецких захватчиков, но теперь наша доблестная Красная Армия освободила и далеко отогнала эту проклятую сволочь. Хоть и поздно, но разрешите поздравить с освобождением вас от этой проклятой неволи. Если вам будет интересно, напишу немного о своей жизни, а когда получу от вас ответ, буду писать вам все подробности. Работаю я сейчас в военно-эксплуатационном отделении, находимся пока на станции Киверцы, работаю электромехаником. Но работать на одном месте случается редко, продвигаемся дальше.

Вот пока всё, что я хотела вам написать. Очень вас прошу, напишите мне ответ на моё коротенькое письмецо, я буду с нетерпением его ожидать. Пишите мне подробнее о своей жизни. Она меня очень интересует. Пока всего хорошего. С низким поклоном к вам, Эвелина Дергунова». Западная Украина, ст. Киверцы, Ковельский уезд». 

Но романтическая история продолжения не получила, письмо незнакомой девушки осталось без ответа. Бабушка Агнеша не стала отвечать, потому что почти сразу вслед за ним пришло извещение о гибели лейтенанта Андрея Половинко в  12 километрах от Вильнюса. Старший брат моего отца похоронен в братской могиле в посёлке Григишкес. 

Мои взрослые дети научили меня пользоваться «Одноклассниками» и «Фейсбуком». С точки зрения обмена сообщениями очень полезные вещи. Только, знаете, не сравняться они со старыми пожелтевшими уголками и прямоугольниками, которые когда-то связывали солдата с Родиной и родными. А сегодня переносят нашу семью в прошлое и знакомят с жизнью родных, которых нам не было суждено знать лично.  



Анатолий Володько:

– Моему письму более полувека. Своей однокурснице по техникуму я написал, когда проходил срочную службу в армии в 1967 году. В Ленинской комнате находился корреспондент газеты. Он попросил разрешения прочитать письмо и опубликовал в газете – так оно было напечатано.

Связь с однокурсницей сохранилась до сих пор. Она живёт в Мозыре. В этом году нам исполняется по 72 года.

volodko2.jpg

«Здравствуй, Оля!Как-то само собой получается, что мы давние выпускники, редко переписываемся. Но пусть одно письмо на полгода, и то хорошо. Главное, чтобы мы не терялись.

Видишь, Оля, как быстро пролетело время. Как будто совсем недавно мы вместе учились в техникуме, ходили на занятия, слушали лекции, вечером всей группой гуляли по красивому городу. Кажется, совсем недавно «дрожали» у дверей аудиторий, сдавая государственный, или до упаду танцевали на выпускном. А прошло с того времени более двух лет. Вся наша группа, словно стаи птиц, разлетелась по всей стране. Кто сейчас работает в деревне, кто в городе. Это девчата, а ребята ещё служат в армии.

Получил недавно весть от Володи. Он сейчас на Камчатке. Подводник. Помнишь, как-то мы говорили о нашей будущей армейской службе и почему-то пришли к заключению, что наш Володя будет служить в пехоте. Глупенькие, сейчас и слова «пехота» нет. Вы, девчата, конечно, и не представляете, что такое сегодняшняя армия. Ведь смотреть по телевидению праздничные парады – это одно. Здесь больше техника видна. Это не та армия, про которую мы читали у Куприна. С теми солдатами, с теми офицерами сейчас сравнений никаких не может быть.

На службе у меня всё хорошо. Отличником стал ещё на первом году. И вот с этой дороги не сворачиваю. Выбрали меня в члены комсомольского бюро. Работы хватает. Хлопцы все любознательные, с огоньком. Ого, какие дела мы затеваем!

У нас в этом году два юбилея – праздник Вооружённых Сил и 50-летие комсомола. Я организовал кружок по изучению боевого пути Ленинского комсомола. Мои товарищи с интересом ходят на занятия. И меня радует, что я полезен людям.

Каждый день – новые дела. С утра – занятия в классе, а чаще – в поле, вечером то кружок, то репетиции художественной самодеятельности, то выпуск очередного номера нашего «Ручейка»: так мы назвали литературную газету, где помещаем стихи наших поэтов. И мои произведения там были.

У меня здесь очень много друзей. А иначе нельзя, ведь живём мы сообща, одной семьёй. Поровну делим все радости и огорчения.

А ещё я не писал об учениях «Днепр». Вот это был экзамен! Должно быть, долго будут помниться те события. Подумай только, что мы действовали в обстановке, как писали тогда в газетах, максимально приближенной к боевой. Многие из моих товарищей показали себя настоящими героями. Юрий Чернов, например, сибиряк, почти трое суток провёл за рулём без сна, если не считать остановок на привале…

Я просто тронут сердечностью наших командиров. Они не жалеют для нас ни сил, ни времени, чтобы мы отлично владели техникой, умели хорошо стрелять. А о выходных днях? Нам не приходится искать пятый угол. Каждую субботу, воскресенье при их помощи организовываем коллективные выезды в театр, музей, ездим с концертами к шефам.

Ну, добро, Оля! Ты вот столько напиши, как я, будет что мне почитать.

А пока – до свидания! Привет нашим выпускникам, с кем имеешь связь!»

volodko1.jpg



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N