Дрессировщик по любви | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
12:10 15 Января 2014 Культура

Дрессировщик по любви

«Я не из цирковой семьи, но надеюсь, моя артистическая династия будет продолжена детьми. Начинал я работать в филармонии Читы. Продавал билеты, развешивал афиши, договаривался о гостинице для артистов, которых было немного, потому что это был частный «шараж­монтаж» цирк. Выступали даже не на арене, как в шапито, а на обычной сце­не!» – рассказывает о начале своей карьеры обладатель «Серебряного клоуна» на Международном фестивале циркового искусства в Монте­Карло, заслуженный артист Украины Владислав Гончаров, который представил в Гомельском цирке программу «Один среди львов».

 

 

 

Дрессировщик по любви

 

Придя из армии, Владислав не нашёл работы в родном городе Харцызск (Донецкая область) и по предложению друзей отправился в Читу. Там, работая администратором в областной филармонии, познакомился с будущей супругой – воздушной гимнасткой. «Чтобы быть вместе, Милена предложила мне подумать о профессиональном росте, – вспоминает дрессировщик. – И я принял решение заняться артистической карьерой. Акробат из меня бы не получился. Начинать гимнастом в 22 года уже поздно. Не те физические данные. Поэтому решил быть дрессировщиком. Вместе с будущей женой выбирали, с кем работать. Собачки, обезьянки, медведи… Мне они казались непафосными животными».

 

На видеокассетах Владислав увидел, как выступают дрессировщики со львами, и решил попробовать. Первых двух львят за 1600 долларов купил в Екатеринбургском зоопарке. 22­дневных Залика и Наиру Владислав кормил из пипетки, когда подросли – выгуливал на поводке по городу.

 

Вскоре дрессировщик взял себе ещё одного львёнка. «Они жили со мной в квартире. Я думал, что так львята ко мне быстрее привыкнут, – вспоминает Владислав Викторович, – пока в шесть месяцев они не превратились во взрослых хищников, которые, как танки, бегали по квартире, гадили, хватали за ноги, рвали одежду». Из­за отсутствия опыта с их дрессировкой ничего не получалось. И Владислав, отдав львов, решил вернуться к административной работе, которой занимался около года.

 

 

 

 

 

Гривы – это круто

 

Однако мысли об оставленном увлечении не давали покоя будущему артисту. Он решил попробовать снова. «Никто не выдавал мне секреты дрессуры. Всё в нашей профессии покрыто мраком. Знания передаются только внутри цирковой династии, – отмечает Владислав Гончаров, – или «заклеточным» стажёрам, которые долгое время помогают маститым дрессировщикам. Я же, не имея никакого опыта, шаг за шагом самостоятельно, набивая шишки, наступая на грабли, начиная всё заново, стремился к своей цели. Каждый день сквозь слёзы, нервы и переживания я продолжал репетировать. Сначала это было ребяческое увлечение, потом хобби, затем профессия. А сегодня дрессура – это образ жизни».

 

В итоге спустя время львы уже могли сидеть на тумбах и не спрыгивать без команды. «Заставить царя зверей оставаться на месте и ходить по команде очень сложно, а для обычного обывателя – просто невозможно. С руки этого хищника не прикормишь – нужна палочка, так как у него огромные клыки. Когда львы начинают спрыгивать, тяжело снова руками водрузить на тумбу большое животное».

 

Вскоре возникла новая проблема. В четыре года львы стали половозрелыми. «В результате двое самцов начали делить самку, а когда я вошёл в клетку, набросились и на меня. Тогда я понял, что львам с львицами работать невозможно, и поменял самку на львёнка», – рассказывает дрессировщик.

 

Самки, по словам Владислава Гончарова, умнее, работать с ними интереснее, у них сумасшедший темп. А вот заставить бежать льва очень сложно. Несмотря на это, вскоре у Гончарова на арене стали выступать пять львов, потом шесть. «Я увидел в этом эффект. Пусть у них и небольшая динамика, но когда на арене выступают мощные животные с гривами – это просто круто», – уверен Владислав.

 

Теперь он работает с группой из 12 львов, двое из которых – белые. Их дрессировщику привезли из ЮАР.

 

 

 

 

 

 

 

Без страховки

 

Владислав Гончаров всего несколько раз подвергался серьёзным нападениям львов. А то, что на представлениях постоянно рычат и огрызаются, так это в порядке вещей. «Я принципиально их не усмиряю, чтобы зрители видели, что в цирке выступают настоящие хищники, которых не запугивают и не подавляют. Не колют палками и не бьют, – рассказывает дрессировщик. – У меня нет ни пистолета, ни брандспойта, чтобы отгонять зверей, так как на 99 процентов уверен, что в моей работе будет спокойствие и уравновешенность. Не потому что я такой крутой. Просто не хочу нагонять ненужный страх. Чем больше его ощущают зрители, тем меньше выступление вызывает позитивных эмоций. Поэтому я выхожу на арену без защиты, без помощи, один. И все думают: "Аххх! Вот это парень, вот это круто". На арене хожу, как канатоходец без страховки. В этом есть героизм, благодаря которому я смог добиться сумасшедших результатов на международных конкурсах».

 

Для того чтобы не применять силовое воздействие на животных, по мнению дрессировщика, необходимо изначально подходить к ним с лаской, любовью и поощрением. А чтобы избежать трагедии, Владислав постоянно внимательно наблюдает за поведением животных вне арены. «Мне важно знать настроение каждого хищника. Лев может быть в «неадеквате», если у него гормональный всплеск. Тогда я такого артиста на арену не вывожу», – подчёркивает Владислав.

 

 

 

 

 

Каждый день головой в пасть

 

«Каждый день на репетиции я засовываю голову в пасть льва, не контролируя челюсти животного руками. И держу так голову очень длительное время», – говорит об опаснейшем трюке Владислав Викторович. Для того чтобы исполнить данный элемент, понадобилось четыре года репетиций. «Начинал с того, что просто подходил к зверю, потом дотрагивался до морды, ещё через какое­то время на секунду по сантиметру открывал пасть. Добивался того, чтобы лев привык и не бил меня лапой, не отворачивал челюсть», – рассказывает о методах работы дрессировщик. Исполняет этот трюк всегда один и тот же зверь по кличке Цезарь. «Когда он в плохом настроении, этот трюк не делаю. Боюсь. Ведь даже у механизмов бывают сбои, а тут ведь настоящие хищники. И улавливать настроение мне приходится одновременно у десяти животных», – добавляет артист.

 

Среди множества трюков в арсенале Владислава Гончарова – «веер»: когда десять львов ложатся рядом, и на этот живой ковёр взбирается дрессировщик. Потом животные встают и начинают синхронно двигаться. «Провести их два круга по арене очень сложно. Для этого нужно тренировать львов с детства, подвешивая к палочке кусок мяса, чтобы они учились бегать по кругу. С тиграми такой трюк сделать легче, – говорит Владислав. – А львы – медлительные, любят друг с другом ласкаться и воспринимают выступление, как игру».

 

А ещё его львы заходят на пирамиду, перепрыгивают через шею дрессировщика, что крайне опасно, так как эта часть тела в момент трюка ничем не защищена. Не прыгают они только через горящий обруч. «С огнём не работаю принципиально, чтобы не быть похожим на других», – подчёркивает артист.

 

 

 

 

 

Второй на постсоветском

 

Львы – это семейные животные, но если они будут жить семьёй в цирке, то не смогут работать. Начинают друг за друга заступаться. «Молодые львы недисциплинированные. Постоянно дурачатся. Могут в любой момент спрыгнуть с тумбы, а если за ними последуют взрослые, думая, что это игра, то выступление может вообще перерасти в драку», – делится опытом дрессировщик, которому, помимо выдержки и терпения, для выполнения ряда трюков требуется большая физическая сила.

 

Для того чтобы взваливать во время представления на плечи 220­килограммового льва, Владислав делает каждый день становую тягу со штангой весом 200 килограммов и «жмёт» от груди 120 килограммов. Тренируется он и на беговой дорожке.

 

«Я дважды становился золотым призёром цирковых конкурсов – в Москве и Будапеште. Удостоен первой премии за выступление в Питере. Я второй дрессировщик львов на постсоветском пространстве, который выступил на международном конкурсе в Монако. Ещё один – это Николай Павленко, которому уже 70 лет», – рассказывает об итогах 14­летней работы дрессировщиком Владислав Гончаров.

«Нужно ли львам ощущать в вас вожака своего прайда?» – интересуюсь у артиста. «Это ошибочное мнение. Я для них – коллега и не перехожу черту. Поэтому у нас не возникает стычек. Пусть выясняют, кто из них лидер, между собой».

Под руководством Владислава львы изменяют принципам своего поведения в дикой природе, когда сильный вожак изгоняет из прайда остальных львов. «Моё выступление показывает то, что невозможно увидеть в обычной для них среде обитания – саванне, – подчёркивает Владислав Викторович. – Ведь цирк – это искусство
удивлять».

 

 

 

______________________

 

 

На гастролях хищников перевозят в 13­метровых фурах.

 

Каждую неделю 12 львов съедают количество мяса, равное по весу двум коровам.

 

8 лет назад Владислав выступал с 12­ю шестиметровыми удавами и тремя крокодилами.

 

На теле у дрессировщика лишь один маленький шрам, сделанный львом, – на запястье.

 

Девятилетний сын дрессировщика Тимур впервые вышел на арену вместе со львами два года назад. Сейчас он заходит в вольер с 10­ю львами. А впервые попал в клетку с хищниками в два с половиной года!

 

 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N