Единственный в стране театр игр и забав открывает сезон | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
09:30 10 Сентября 2014 Культура

Единственный в стране театр игр и забав открывает сезон

Яркий, красочный урок, воспринимаемый как бы между делом… Столько знаний, необходимых для жизни, но преподнесённых живо, ярко, ненавязчиво и потому прочно запечатлённых в памяти. Таков эффект спектаклей единственного в республике театра игр и забав «Вырастайка» – театра Вадима Юрлова, действующего в Гомельской областной филармонии.
 
 
Всё начиналось с мечты
 
 
Когда человек о чём-то страстно мечтает, мечты обязательно сбудутся. А выпускник Киевского театрального института имени Карпенко-Карого, несмотря на то что, работая в Николаевском, Крымском, Орловском театрах, не испытывал недостатка в интересных ролях, думал о создании собственного дела. 
 
 
– С первым актёрским успехом у меня всё настойчивее зрело желание познать ещё неизведанные пути исполнительского искусства, – признаётся Вадим Иванович. – Манила мечта о творческой независимости, свободе выбора репертуара, концепции спектакля.
 
 
Это подвигло актёра к созданию на базе Орловской филармонии первых литературных программ о декабристах, писателях-орловцах Лескове, Фете, Тютчеве, Тургеневе, композиций по произведениям Шукшина, Распутина, Есенина, Брэдбери. А его необычную программу «Все 24 часа в сутки» о буднях сотрудников правоохранительных органов с интересом восприняли также театралы Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Нечернозёмной зоны России. 
 
 
Актёр-чтец, артист эстрады – это, по утверждению Станиславского, «голый человек на голой земле». В отсутствие партнёров, декораций, технических эффектов стоящему на сцене нужны предельная выразительность, огромное личное обаяние, так называемый актёрский магнетизм, чтобы держать в напряжении зал. Работа на эстраде, создание литературных программ – большая исполнительская школа. Пройдя её, Вадим Юрлов почувствовал себя вправе подойти к главному делу своей творческой жизни – осуществлению давно задуманных спектаклей для детей. Так появились первые программы для школьников по рассказам Ю. Яковлева и М. Тарловского, В. Драгунского, Г. Троепольского, спектакли «Малыш и Карлсон» по известному произведению А. Линдгрен, «Сказки бабушки Матрёны и дедушки Федота» на темы народных сказок. 
 
 
От семейного дуэта к театру
 
 
20 лет назад в Гомельской областной филармонии Вадим Юрлов смог наконец осуществить свою мечту – создать особый театр для детей, спектакли которого помогают познать реальный мир. Но прежде был семейный дуэт – на сцену Вадим Юрлов выходил вместе с женой Светланой. Затем к ним присоединился сын Игорь, который сочиняет музыку, делает аранжировки к спектаклям. Сегодня в театре «Вырастайка», помимо троих Юрловых, трудятся жена Игоря Александра Виниченко, Татьяна Щербак, Софья Ткачёва, Мария Попкова, Андрей Коржиц и звукооператор Алексей Тимофеев. Костюмы для представлений изобретают в средней школе № 19 с архитектурно-художественным направлением. Взрослые актёры охотно играют сказки. Ведь они – это своеобразная школа жизни, как говорится, «добру молодцу урок». Работы театра игр и забав учат, казалось бы, простым вещам: знакомиться, заводить себе друзей, уметь говорить «волшебные» слова. Одним словом, помогают юным зрителям делать свои первые шаги в постижении жизни.
 
 
«Вырастайка» – необычный театр. На его спектаклях нет привычной тишины, как в драматических театрах. Дети настолько живо реагируют на всё происходящее (отвечают на вопросы, топают, хлопают), что невольно становятся участниками спектакля. И обеим сторонам это по душе. Ребята доверяют исполнителям, прислушиваются к их советам. А потому у руководителя театра как бы сама собой возникла счастливая идея – создать такие спектакли, на которых знакомые и любимые ребятами сказочные герои Карлсон, Баба-Яга, Шапокляк, Незнайка, Бармалей будут говорить о правилах пожарной безопасности, дорожного движения, здорового образа жизни, культуре поведения и нравственности. Одним словом, становиться знайками. Так родилась уникальная в республике театральная школа безопасности. 
 
 
– Первый же спектакль «Странное похищение» по Правилам дорожного движения, в котором и драматургический материал, и музыка были собственными, – рассказывает Вадим Юрлов, – явился толчком как для определения названия театра «Вырастайка», так и тематики, цикла сценических работ по основам безопасности жизнедеятельности, который вылился в абонемент «Школа безопасности для ребят». В каждой истории герои оказываются в сложных экстремальных ситуациях. Естественно, у присутствующих в зале ребят появляется желание помочь попавшим в беду героям. И мы, актёры, тактично провоцируем их на это. Наглядно видно, насколько ребята в теме, насколько способны сориентироваться вместе с героями, найти выход из сложной, порой экстремальной ситуации. Это и «Опасная сказка» (Карлсон с Малышом неосмотрительно играют со спичками и устраивают пожар), и «Необычное путешествие» (Шапокляк и Бармалей воруют у милиционера Свистулькина чемодан с дорожными знаками, а в результате попадают под машину). А в новом учебном году, который и для нас учебный, театр в очередной раз отправится по графику во все районы области с очередным уроком-спектаклем на экологическую тематику. Его название – «Чисто экологическая сказка».
 
 
Театр не ограничивает свой репертуар только этой крайне важной программой. В его афише спектакли по пьесам М. Бартенева, В. Орлова. В настоящее время репетируется пьеса Г. Остера «Клочки по заколоучкам» (на снимке). Герои сказки в поисках правды и справедливости. И они её находят. Постановку осуществляет режиссёр Могилёвского театра заслуженный артист республики В. Галец. Это уже его пятая работа с коллективом.
Интересная программа Игоря Юрлова и Татьяны Щербак «Я познаю мир искусства», из которой зрители узнают, что каждая краска имеет свой характер. Очень востребованы программы «Где живёт цирк» (о закулисной жизни цирка, о разных жанрах), о куклах.
 
 
А вообще, жизнь артистов «Вырастайки» проходит на колёсах. Ведь их аудитория – вся область. Выступают в санаториях, где оздоравливаются дети из всех уголков региона, в Домах культуры, детской областной библиотеке, выполняя свою основную функцию – просветительскую.
 
 
«Хочу, чтобы на спектакли приходили дети с родителями»
 
 
К сожалению, замечает Вадим Иванович, сегодня нет таких пьес для детей, как у Виктора Розова, где на сцене родители, учителя, школьники. Да и современные дети – аудитория особая. Удержать их внимание диалогом почти невозможно, нужен эффект, шоу. Поэтому, убеждён руководитель театра, взрослые сегодня в большом долгу перед детьми, необходимо исправлять ситуацию. Ведь у них проблем не меньше, чем у взрослых, и умный спектакль может дать подсказку, подтолкнуть к правильному решению. В нём необходимо наличие диалога, конфликта, морали. Зритель должен понимать, для чего всё происходит на сцене.
 
 
– Мы, актёры, искренне радуемся, – говорит Вадим Иванович, – когда зрители в зале помогают героям решать проблемы. Вы бы видели, что творится, когда, к примеру, в одном из спектаклей разыгрывается сцена признания очень робкого зайца в чувствах к белочке. Чтобы набраться смелости, ему советуют досчитать до пяти и произнести заветные слова. Идёт счёт. Заяц нерешительно произносит: «Один, два, три, четыре, четыре с четвертинкой, четыре с половинкой…» А в зале в это время все хором ревут: «Пять, пять…» И когда заяц наконец произносит эту цифру, зал взрывается аплодисментами.
 
 
А ещё руководитель театра убеждён, что эффект для детей от спектакля всегда выше, если они его смотрят в зале кинотеатра, Дома культуры, чем в школьном актовом зале. Поэтому культпоходы на спектакль должны быть, должен создаваться определённый настрой. А ещё лучше, когда юные зрители приходят на представление вместе с родителями. Если внимательно смотрят на сцену отец и мать, и ребёнок будет более сосредоточен. И вполне вероятно, что спектакль может помочь в укреплении отношений между родителями и детьми, в разрешении каких-то возникших непониманий.
 
 
Театру, как и многим другим творческим коллективам, непросто выживать в наше время. Его руководителю приходится быть не только актёром и режиссёром, но и драматургом, и педагогом, и даже грузчиком, монтировщиком. Его одержимых своей профессией коллег можно тоже назвать многостаночниками. Театр держится на увлечённости и энтузиазме. И, безусловно, на любви к детям, на стремлении внести свой вклад в повышение их образовательного уровня. Для воплощения любой инициативы нужны средства. И, возможно, прочитав этот материал, кто-то решит стать спонсором единственного в республике профессионального театра игр и забав, воспитавшего за 20 лет работы сотни умных граждан.
 
 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N