Василий Сигарев: «Новый год оправдывает безумие “Страны ОЗ”» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
15:00 11 Ноября 2015 Культура

Василий Сигарев: «Новый год оправдывает безумие “Страны ОЗ”»

В масштабе главного кинематографического события страны – ХХII Минского международного кинофестиваля «Лістапад» – в кинотеатре имени Калинина областного центра представили нашумевшую российскую комедию «Страна ОЗ». Фильм, вызвавший на сочинском «Кинотавре» бурную реакцию зрителей и кинокритиков, гомельчане смогли оценить раньше столичных зрителей. На премьерный показ ленту привезли её создатели: режиссёр-постановщик, автор сценария Василий Сигарев, исполнительница главной роли Яна Троянова, а также продюсер Софико Кикнавелидзе. Похитив у творческой группы 20 минут, корреспондент «ГВ» узнала, что общего у комедии с Институтом скорой помощи имени Склифосовского и почему определять направление картины должны потомки.

Художественное хулиганство

– Как возникла идея создания киноленты?

В. Сигарев: У меня есть соавтор сценария фильма – Андрей Ильенков, который исполняет одну из главных ролей в «Стране ОЗ». Он очень хороший прозаик, и мне хотелось экранизировать его рассказы. Начал писать сценарий на их основе, потом появилась ещё одна сюжетная линия. Как-то всё разрослось, и через некоторое время я понял, что действие картины должно происходить в преддверии Нового года.

Я. Троянова (улыбается): В преддверии твоего дня рождения (11 января – день рождения В. Сигарева – прим. автора).

В. Сигарев: Именно так комедия стала новогодней.

– Можно ли считать Новый год своеобразным персонажем фильма? Или праздник – всего лишь фон для развития сюжета «Страны ОЗ»?

В. Сигарев: У нас там такая концентрация безумия!.. А Новый год даёт ему оправдание, ведь в будни это вряд ли могло произойти в таком количестве. Поэтому праздник делает сюжет более органичным. 

– Ваши киноленты в большинстве своём созданы в жанре драмы. Постигаете новое, постепенно переходя к комедии?

В. Сигарев: Комедийный жанр для меня не в новинку – как драматург я работал в нём достаточно много, поэтому учиться чему-то заново мне не пришлось.

– После просмотра трейлера «Страны ОЗ» сложилось впечатление, что юмор в картине специфический.  

В. Сигарев: Я бы даже сказал хулиганский. В фильме присутствует и чёрный юмор, и юмор ниже пояса, и сугубо философский. Правда, есть моменты, над которыми смеются далеко не все, потому что понять их не могут. 

– Яна Александровна, в одном из интервью вы признались, что «отходите» от роли очень долго и мучительно. Образ какой героини «отпустил» вас быстрее: эксцентричной Вики Никоновой из «Кококо», например, или уравновешенной Ленки Шабадиновой, волею судеб оказавшейся в центре праздничного урагана «Страны ОЗ»?

Я. Троянова: Надо сказать, от «Кококо» я «отошла» достаточно быстро. А из роли Лены Шабадиновой «выскочила» в тот же день, когда закончились съёмки комедии. Думаю, это связано с тем, что образ моей героини оказался для меня нехарактерным, вот почему я с таким удовольствием вышла из роли и превратилась в орущую ненормальную Троянову, в которой так привыкла жить, в которой мне действительно комфортно (смеётся). Скажу, что «Страна ОЗ» стала для меня жизненным этапом, настоящим открытием, победой, которая дала возможность увидеть свои светлые стороны, какую-то неприкрытость, ранимость, нежность. Я даже свои другие образы на фоне героини Ленки уже не воспринимаю как достижения, хотя по-своему люблю каждую из собственных ролей. 

– То есть картина стала для вас своеобразной путеводной звездой?

Я. Троянова: После съёмок я поняла, что у меня есть шанс многое изменить в своей жизни, вернуть людей, которых потеряла, а с кем-то – достойно попрощаться. Всё вокруг в буквальном смысле переменилось до неузнаваемости, и сейчас мне нравится жить в том состоянии, которое задала моя героиня из «Страны ОЗ».

– Сложно ли было вжиться в роль провинциалки Лены?

Я. Троянова: Нет. Я никогда не чувствовала себя москвичкой, никогда не отделялась от народа. Во мне, как и в главной героине, живёт Урал. Кстати, Вася (Василий Сигарев – прим. автора) здорово помог мне, найдя фотографию девушки из Малой Ляли – небольшого городка, откуда по сюжету приехала моя героиня. Нам очень понравился этот образ, и я долго хранила у себя снимок с изображением незнакомки. Мы даже делали причёску, которую носила девушка, но понять, что это за человек, было довольно сложно. Вскоре я взяла за основу свою родную сестру и дочь Васи, создав своего рода образ-микс. Правда, до последнего была уверена, что на главную роль нужна флегматичная актриса, которая смогла бы чётко выполнить поставленные задачи. Я никак не могла понять: зачем брать мою энергию и органику для того, чтобы сыграть флегму. Но Сигарев всегда лучше знает, а главное, верит в меня. Все друзья-режиссёры говорили ему: «Вася, ты ошибаешься. Вот сейчас ты просто снимаешь свою жену». И я была согласна с таким мнением. Но однажды в моём сознании возник образ – цельный, плотный, полный. Я показала его Сигареву, на что он ответил недвусмысленным «нет». И я думаю: «Как нет, если да? Ведь ко мне пришло то самое ощущение роли». Видимо, дома я плохо вошла в образ, а на съёмках начала делать то же самое и опять услышала твёрдое «нет». Но в конце концов оказалось, что Ленку Шабадинову из Малой Ляли всё-таки суждено исполнить именно мне.

Звонитев «скорую»: кругом – безумцы!

– Ещё до премьерных показов многие заочно окрестили комедию не «Страной ОЗ», а «Страной Ноль Три».

Я. Троянова: И мы были удивлены этому, изначально не заметив сходства в написании. Мне кажется, что оба смысла прекрасно дополняют друг друга.

В. Сигарев: У нас, как оказалось, даже шрифт в начальных титрах особенный. Однажды я ехал по Москве и увидел Институт скорой помощи имени Склифосовского. Присмотревшись, заметил, что на табличке точно такой же шрифт, как и у нас в картине.

Я. Троянова: Вася мне сказал об этом, и я поехала, посмотрела, убедилась (улыбается). Да, мы просим о помощи (смеётся).

– Как проходила работа над сценарием?

В. Сигарев: Вообще, как-то тяжеловато. В определённые моменты я не понимал, куда нужно двигаться дальше. Я измучил своего соавтора Андрея Ильенкова, и он сказал, что больше никогда ни с кем не будет работать в тандеме. Кроме того, у нас не было финала – на бумаге он значился формально. Но в один из съёмочных дней я зашёл в актёрский вагончик, где Гоша Куценко (исполнитель одной из главных ролей – прим. автора) пел Трояновой песню, держа в руках два телефона: один – с текстом композиции, другой – с музыкой. И я сразу понял: теперь у нас есть финал.

Я. Троянова: Хотя в тот момент мы подумали: «Вася чокнулся», не веря, что он сделает финал именно таким.

– И всё-таки, что вам ближе: драма или комедия?

Я. Троянова: Драма.

В. Сигарев: А для меня всё близко, не могу выделить что-то одно. Я вообще всё люблю.

– Многие проводят параллели между вашими фильмами и работами Валерии Гай Германики.

В. Сигарев: Думаю, мы не близкие режиссёры. Могу сказать, что Германика делает хорошее кино.

– Наверняка в «Стране ОЗ» есть эпизоды, основанные на реальных событиях.

В. Сигарев: В фильме почти всё взято из жизни. Допустим, нашу героиню, которая исполняет роль сестры Ленки Шабадиновой, действительно однажды сбросили с балкона. Она рассказала нам эту историю, которая впоследствии и вошла в сценарий.

Я. Троянова: Кстати, фрагмент, где Гоша Куценко взрывает на своей голове салют, также основан на реальных событиях. Этот эксперимент когда-то испытывал на себе Вася.

– С какими актёрами вам хотелось бы работать в будущем?

В. Сигарев: С Трояновой хотелось бы (смеётся). На самом деле я всегда выбираю актёров под конкретные роли, поэтому время покажет.

– Насколько мне известно, на роль Романа вы приглашали Константина Хабенского.

Я. Троянова: У нас была очень сложная ситуация. Вдруг решили, что у фильма должен быть «звёздный» состав, хотя изначально мы не ставили перед собой такую задачу. То есть следовало задействовать любимое знакомое всем медийное лицо.

В. Сигарев: Но у Хабенского не получилось принять участие в картине, и мы продолжили поиски подходящей кандидатуры.

Я. Троянова: Звёзды сошлись таким образом, что одну из главных ролей исполнил Гоша Куценко. Он оказался на киноплощадке буквально за три дня до съёмок. Надо сказать, занимаясь поиском актёра, мы пребывали в шоке от того, что никак не могли подобрать кандидатуру. Даже Вася пробовался на эту роль, однако мы его забраковали. Очень трогательно, конечно, было. Парень старался (улыбается), но Вася всё-таки режиссёр, а не актёр. И вот, когда Евгений Ройзман (мэр г. Екатеринбурга – прим. автора), который также принял участие в «Стране ОЗ», напомнил нам о Куценко, тот сразу согласился, и скажу, мы не прогадали. Безусловно, очень переживали, когда «слетали» актёры, но при появлении на съёмочной площадке Гоши сразу поняли: звёзды послали лучшего на эту роль. Куценко настолько блистательно справлялся, что никаких сомнений уже не оставалось: он оказался «нашим», ощущая и стилистику, и язык Сигарева в полной мере.

– Понятно, что ненормативная лексика в «Стране ОЗ» не цель, а средство…

В. Сигарев: Вообще, для меня это поэзия. Я люблю, когда мат использован к месту. Тем более обсценная лексика изначально присутствовала в рассказах соавтора сценария Андрея Ильенкова.

– Яна Александровна, наверное, самой тяжёлой стала для вас роль в фильме «Жить».

Я. Троянова: Понимаете, в каждой ленте мы сталкиваемся с разной степенью тяжести. Картина «Жить» далась мне морально нелегко – весь фильм на полную отмашь хоронить, расставаться. С другой стороны, несмотря на внешнюю лёгкость «Страны ОЗ», участие в этой ленте оставило во мне неизгладимый след, хотя довольно часто я уставала от роли Ленки – её образ для меня всё-таки чужд.

– Можете ли вы назвать драмы «Жить» и «Волчок», в которых принимали участие, примерами жестокого реализма?

Я. Троянова: Определять направления фильмов – не наша работа. Эта задача киноведов, критиков. На самом деле автор не должен задумываться над такими вещами. Он создаёт то, что прекрасно знает и, главное, любит. Пожалуй, это единственный критерий, которым необходимо руководствоваться, приступая к очередной работе. А там – как определят потомки.


Автор фото: Карина Тимофеева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N