Корреспондент "ГВ" побывал в гостях у цирка Валерия Абеля | Новости Гомеля
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский
16:10 04 Апреля 2016 Культура

Корреспондент "ГВ" побывал в гостях у цирка Валерия Абеля

– У нашего отца Валерия Абеля была чудесная  шкатулка. Из неё во время представления появлялись разнообразные предметы – от  маленьких до совсем больших, – которые, казалось, с трудом должны были поместиться в небольшой коробочке. Впоследствии из этой волшебной шкатулки появился, как принято считать в нашей семье,  цирк с самыми чудесными номерами, – рассказывает Татьяна Абель (на фото вверху), нынешний художественный руководитель заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь цирка имени Валерия Абеля. 

2 апреля её отцу исполнилось бы 75 лет. А 55 лет назад он основал  кружок оригинального жанра, который со временем превратился в настоящий цирк. Чтобы узнать историю коллектива и испытать на себе превратности циркового искусства, мы побывали на репетиции артистов в ДК «Костюковка». 

Англичане из Москвы

– Артистическая история нашей семьи началась в 1932 году, когда мои дедушка с бабушкой окончили Техникум циркового искусства в Москве, в котором в те же годы учился и будущий знаменитый клоун Михаил Румянцев, известный как Карандаш, – добавляет Татьяна Абель. – Дед возглавлял группу воздушных акробатов и сам вместе с женой исполнял номера, – художественный руководитель показывает пожелтевшую афишу 1-го передвижного московского госцирка, на которой большими  буквами значится фамилия «Абель» с подписью «комический акробат, человек-резина».

– То есть ваш дед выполнял в цирке сразу несколько ролей? – пытаюсь прояснить.

– Именно, – подтверждает внучка.

– А откуда такая редкая фамилия, – интересуюсь.

– Мы изучали родословную и пришли к выводу, что скорее всего наш род берёт начало от английских предков. Хотя есть у нас приятельница  немка, которая навещает нас в Гомеле, считая своими родственниками. Некоторые знакомые говорят, что у фамилии вообще еврейские корни. Как бы там ни было, дед после Великой Отечественной войны приехал в Гомель к родственникам и стал работать заведующим клубом в Костюковке. А в 1961 году его сын Валерий организовал кружок оригинального жанра и стал учить детей фокусам, – Татьяна Валерьевна приглашает нас в музей, где представлены основные этапы становления коллектива. В глаза бросаются множество кубков, завоёванных на фестивалях, а также сувениры из поездок по различным странам. 

– Эту награду мы привезли из Катара, – Татьяна Абель достаёт из шкафчика диплом с надписями на арабском языке. – Мы трижды были в Ливане, гастролировали в Иордании, Польше, Украине, Италии, Бельгии, Германии, выступали в Англии в Блэкпульском цирке. А вот этот Гран-при, – Татьяна Валерьевна берёт в руки увесистую статуэтку, –  привезла с российского фестиваля наша воздушная акробатка Наталья Савченко, которая стала лучшей среди профессионалов.

Телевизор превращается…

– Мой отец был иллюзионистом. А мать – Анна Абель – его ассистенткой. Папа закончил пединститут имени Валерия Чкалова (ныне ГГУ имени Франциска Скорины) и создавал номера, опираясь на свой физико-математический склад ума. Валерий Александрович сам придумывал эксклюзивные трюки на основании своих чертежей. Затем всё долго просчитывал, и когда меня спрашивали, в чём секрет его фокусов, всегда отвечала: в большом труде, – рассказывает Татьяна Абель. – Таким, как он, иллюзионистом нужно было родиться. Валерий Александрович удивлял не только фокусами. Став лауреатом премии Ленинского комсомола, перечислил всю премию – а это были немалые деньги – в Советский фонд мира. 

– Можете вспомнить какой-либо из номеров, позволивший Валерию Абелю претендовать на такую высокую награду?

– У отца был удивительный трюк: на столе стоял телевизор, транслирующий передачу. Валерий Алексадрович  накрывал его тканью, а когда сдёргивал её, на месте устройства оказывалась девушка. И всё это он проделывал за доли секунды. Ещё у папы был аттракцион, во время которого он втыкал ножи в самое обыкновенное стекло. Причём чтобы зрители удостоверились, что оно настоящее, он подносил его прямо к публике. Острые ножи врезались в стекло, как в дерево, но на хрупком реквизите не было даже трещин.  

Татьяна Валерьевна вспоминает, как в 1973 году после открытия Гомельского государственного цирка она с братом участвовала в иллюзионном аттракционе отца:

– Я выбегала на манеж и громко кричала: «Папа, ты не видел моего брата Сергея?» «Посмотри, может быть, он здесь»,  – указывал Валерий Александрович  на совершенно пустую коробку, и, как только я просовывала в неё руку, из другой части волшебного ящика появлялась рука моего брата, затем нога, а потом и весь он полностью. 

Валерию Абелю было мало удивлять зрителей, и постепенно на базе своего кружка он создал коллектив, получивший в 1971 году звание Народный. К этому времени в ДК «Костюковка» развивались различные жанры циркового искусства: акробатика, эквилибристика, атлетика, клоунада и жонглирование. 

Верхом на моноцикле

– У нас есть авторские работы, которые вы нигде больше не увидите, – подчёркивает Татьяна Абель. – Например, номер «Оркестр». В нём 35 исполнителей по указанию дирижёра жонглируют мячами, булавами, кольцами и диаболами. Сегодня можно говорить о том, что в цирке имени Валерия Абеля сложилась своя школа. Глядя на выступления наших подопечных, зрители могут определить по их особой грации, умению подать номер и уникальности трюков, что это артисты именно нашего цирка, – в это время мы проходим обширный репетиционный зал, где занимается балетная группа цирка, всецело подтверждающая слова руководителя. 

– А это наши моноциклы, – Татьяна Абель обращает внимание на стоящие возле стены девять одноколёсных велосипедов. С их помощью группа эквилибристов вальсирует, выполняя различные фигуры. 

Обманувшись лёгкостью интонации Татьяны Валерьевны, я прошу разрешения прокатиться на одном из моноциклов. Держась за балетный станок, пытаюсь оседлать вырывающийся из-под меня, как мустанг на родео, одноколёсный велосипед. Удержаться в седле мне помогают сразу три человека: Татьяна Абель, её дочь Анастасия Сарасеко и брат Сергей. К слову, на двухметровом моноцикле, держа на плечах девушку, Сергей Абель в 15 лет выступал перед Первым секретарём ЦК Компартии Белоруссии Петром Машеровым. Делил Сергей на своих выступлениях гримёрку и с когда-то знаменитым «королём чешской поп-музыки» Карелом Готтом. Что же до моих фигур высшего пилотажа, то всё, что мне удаётся сделать, – это застыть на пару секунд в кресле моноцикла, чтобы фотограф сделала снимок. После я падаю, как срубленное дерево. Затем узнаю, что сейчас у коллектива есть ещё один сложный номер, во время которого артисты верхом на двух высоких моноциклах удерживают между собой на штанге гимнастку.

Лоск, красота и грация…

На этом мои испытания не заканчиваются. Увидев булавы для жонглирования, пытаюсь освоить и их. «Попробуйте ловить ближе к центру», – советует директор ДК «Костюковка» Анастасия Сарасеко и, взяв булавы в руки, к моему удивлению, начинает с лёгкостью жонглировать серебристыми предметами. К ней подключается и Татьяна Абель.

Вообще, в этой семье все так или иначе связаны с цирком. Сестра Татьяны Анжелика создаёт для артистов костюмы, дядя Рафаэль изготавливает реквизит. Далее мы следуем на сцену, где нас ждёт воздушная акробатка Наталья Савченко. Пока она показывает на свисающих с потолка полотнах различные трюки, узнаём, что девушка в прошлом мастер спорта по акробатике:



– Лучше неё, считаю, в Беларуси нет, – подчёркивает Татьяна Абель. – Наталья неоднократно представляла  Гомельскую область на республиканских мероприятиях и завоевала множество наград. 

– Выступая перед зрителями, получаю максимум адреналина, – спустившись на сцену, говорит Наталья. –  Ну и, конечно же, самое главное – это реакция публики. Особенно приятно, когда кричат «Браво!» 

Затем своё мастерство демонстрирует  Наталья Конончук, которая, упёршись руками в «стоялки» (закреплённые на стойках деревянные ручки), демонстрирует силу и гибкость тела. Она тренируется по восемь часов в день, из которых на «стоялках» проводит четыре. 

– Откуда берёте силы на такие номера? – спрашиваю у девушек.

– Самое главное – это развить выносливость, а не нарастить мышечную массу, – поясняет Наталья Савченко. – Немаловажно и правильное дыхание. А для подстраховки я вяжу из полотен морские узлы, которые в случае чего могут удержать меня от падения. 

Далее мы наблюдаем, как 12-летняя Аня Слободчикова с напарницей Викой Музыченко кружатся в воздухе на канатах, словно лёгкие бабочки. Девочки решили посвятить себя воздушной акробатике, увидев в пять лет артистов цирка Абеля. 

– Мы набираем детей в коллектив 1 сентября. В первый год обучения даём общую физическую подготовку. В последующем ребята начинают специализироваться в различных жанрах, – рассказывает Татьяна Абель. – А потом юные артисты представляют свои номера. С этого момента начинается их цирковая жизнь. Вообще, сцена – это особый мир. Здесь всё должно блестеть, восхищать и вдохновлять зрителей. Лоск, красота и грация – вот то, что мы стремимся показать публике.  

Всё это присуще и семье Абель, ведь, если верить одной из версий происхождения фамилии, в переводе с немецкого она значит «благородный блеск». Увидеть во всём блеске артистов цирка Валерия Абеля можно будет в ДК «Костюковка» завтра в 15.00 на представлении, которое раскроет тайны шкатулки фокусника.    


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях