Боишься ли ты темноты? Как в Гомеле учат создавать сказку из игры света и тени | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
12:33 24 Сентября 2021 Культура

Боишься ли ты темноты? Как в Гомеле учат создавать сказку из игры света и тени

Вот уже второй год в нашем городе живёт настоящий театр теней. Секретами его создания и любви к страшным сказкам поделилась режиссёр и рассказчик Инна ГРУДЬКО.



ТЯНУЛО К ДЕТЯМ. По признанию Инны, ей всегда было интересно с малышами. А ещё она часто придумывала необычные игры и всё детство провела, занимаясь творчеством, поэтому никто из близких не удивился, когда девушка выбрала профессию учительницы начальных классов. Не удивились и тому, что в школе ей не очень-то понравилось… «Я проработала всего год, – признаётся Инна. – И на уроках постоянно что-то придумывала не по теме, необычное. Часто завуч заглядывал в класс и спрашивал: "Что у вас тут происходит? Почему так шумно?" А мы… творили и играли». Так что из школы Инна ушла, чтобы заниматься с детьми тем, чем хочется – творчеством.


На сегодня девушка уже второй год работает в центре творчества детей и молодёжи Новобелицкого района: «На занятия приглашаются дети от шести лет, и с ними мы воплощаем в жизнь сказки с помощью самых простых предметов – ножниц, клея, картона, бамбуковых шпажек и фонарика. Но на самом деле это магия!»

«ОЙ, МАМА, ЭТО ГРУФФАЛО!» Однажды будущий режиссёр своего собственного маленького театра зашла в книжный магазин. «Там было такое большое панорамное окно, и я всё смотрела на него и думала, как было бы здорово показать в нём какую-нибудь сказку, – рассказывает девушка. – А потом в мои руки попала книга "Груффало" Джулии Дональдсон, которую называют русским Чуковским, и всё сложилось». Пришлось взяться за ножницы, бумагу и начать экспериментировать со светом.

Несмотря на не самый простой подготовительный процесс, наиболее сложным для Инны по-прежнему остаётся выбор сказки для представления, но творчеству британской писательницы в театре теней всегда находится место. В его репертуаре уже есть сказки «Улитка и кит», «Верхом на помеле», «Зог», однако забавный монстр Груффало, давно завоевавший мировую популярность, пугает и восхищает маленьких зрителей чаще всего.



ГДЕ МОЖНО ВЫУЧИТЬСЯ НА АКТЁРА ТЕАТРА ТЕНЕЙ? Ответа на этот вопрос, пожалуй, не знает никто. По словам Инны Грудько, ей пришлось и до сих пор приходится во всём разбираться самой: «Я много времени уделяю изучению опыта других людей: смотрю зарубежные постановки, например, LittleAngelTheatre, знакомлюсь с репертуаром российских проектов. И вопрос, где же учатся все эти люди, остаётся открытым. В одном интервью с актёрами Московского детского театра теней прозвучало, что те, кто приходит к ним на работу, по сути, осваивают совершенно новую профессию. Они используют очень тяжёлые куклы, к примеру, одной может управлять несколько человек, да только одним хвостом – трое актёров!»


Из картона, бамбуковых шпажек и скотча получается настоящее волшебство. фото из личного архива Инны Грудько

В своём собственном театре Инна всё делает сама, подчас чувствуя себя первопроходцем: «Я будто постоянно изобретаю велосипед, потому что подсказать какие-то тонкости некому. Кажется, это что-то простое, но никто не знает, как же это сделать. В театре как в жизни: есть задача – и я ищу, как её решить». Но когда занимаешься любимым делом, мир как будто сам идёт навстречу.


Джулия Дональдсон – современная английская писательница. Её авторству принадлежит целая серия замечательных детских книг с иллюстрациями не менее популярного художника Акселя Шеффлера. Объёмы продаж «Груффало» в Европе сравнивают с объёмами продаж Библии. В основе сказки лежит стихотворение про умного мышонка, который с помощью вымышленного чудовища отпугнул своих обидчиков – лису, змею и сову.


СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ОБЪЕДИНЯЕТ. Конечно, у Инны есть помощники, при участии которых проходят спектакли, ведь нужно следить за светом, включать музыку, управлять куклами, рассказывать сказку – и всё это, по сути, одновременно, – поэтому чаще всего у девушки есть помощники. Иногда это второй взрослый, иногда… дети. На одном из спектаклей главным волшебником, отвечавшим за начало сказочного действа, был маленький мальчик Максим: он с важностью стоял у выключателя, чтобы выключить общий свет. И в этом есть свой особый магический эффект: «Театр теней, – считает Инна, – это событие, которое объединяет. На самом деле любая сказка – это повод.  А цель – это "вместе": вместе проводим время, слушаем историю, погружаемся в смысловое поле. И после спектакля у семьи появляются общие темы и материал для общения, общие воспоминания. Думаю, это фундамент для тёплых отношений с близкими. Играть в театре теней – это наполненное качественное время вместе – с семьёй, а у меня – ещё и со зрителями». По мнению девушки, для детей участвовать в создании спектакля, где бы он ни происходил – на занятии в центре творчества, дома, на показе, – это этап взросления, ведь они чувствуют себя причастными к чему-то интересному и важному и видят, как их действия влияют на других людей, даже если вся их обязанность – это вовремя включить и выключить свет.



СТРАШНО… ИНТЕРЕСНО. Инна Грудько уверена, что театр теней может быть интересен ребёнку уже с четырёх лет: «В этом возрасте у детей, во-первых, формируется чувство страха, а во-вторых, появляется интерес ко всему пугающему. Возможно, именно поэтому и стал так популярен во всём мире "Груффало", появления которого половину истории все ждут, а вторую половину переживают, не съест ли этот клыкастый монстр мышонка. Дети идентифицируют себя с маленьким героем, проживают страх и справляются с ним, ведь конец у сказки хороший. Страшные истории притягивают внимание, каждому интересно узнать: "А какой я, когда мне страшно?", "А как с этим справиться?" Однажды на показе абсолютно незнакомые малыши на первом ряду в самый напряжённый момент просто… обнялись. Они нашли способ справиться. Это хорошо, потому что все равно хочется испытать страх, а мама и папа рядом – значит, можно это делать в безопасности».

Помимо этого, девушка всегда разбавляет спектакли играми. Сперва она попробовала показать сказку целиком, но уже на десятой минуте почувствовала, что по другую строну ширмы начинается движение среди маленьких зрителей, и тогда в представлении появились паузы на знакомство друг с другом, героями и танцы.


«Для меня выходить к детям и показывать сказку – это самое лёгкое из всего процесса создания постановки! – признаётся Инна Грудько. – Когда я провела свой самый первый спектакль, то была просто в восторге, ведь всё получилось идеально, как я хотела. А ещё больший восторг вызывает отклик детей и их родителей, которые приходят потом домой и играют вместе в театр теней. Они делают это, как чувствуют. И я – тоже!»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N