Путешествие в белорусское Полесье: Чечерск хлебный
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский
12:30 23 Августа 2018 Культура

Путешествие в белорусское Полесье: Чечерск хлебный

Продолжая наше путешествие по Полесскому краю, попадаем не просто в агрогородок Ботвиново Чечерского района, а в позапрошлые века, когда для того чтобы посеять зерно, недостаточно было пустить по полю сеялки. «Для хорошего урожая три первые горсти крестьяне бросали на землю крестом, – делится агросекретами далёких времён руководитель "Музея хлеба" Ирина Никишова. – Зерно бросали от сердца, тем самым вкладывая всю душу в будущий урожай хлеба, от которого зависела жизнь семьи». Чтобы попробовать хлеб с душой и изучить все этапы его возделывания, мы проехали больше 60 километров по трассе из Гомеля.


Ручной комбайн 

Войдя в ворота музея, напоминающие триумфальную арку в честь хлеба, который, как известно, всему голова, мы попадаем во двор необычного учреждения. Здесь нас встречает местная знаменитость – коза по кличке Манька. 


«На её морде – панама по последней моде», – рождается в голове поэтический экспромт. 


Во время фотосъёмки животное горделиво изгибает свою почти лебединую шею, а затем ест из ладоней угощения.

 Конкурент Маньки, не меньше претендующий на любовь гостей, – ручной петух – взлетает на раскрашенный теремок и разражается громким криком. 

Селфи с птицей – и тщеславие звезды подворья удовлетворено. 


Вообще, пением в «Музее хлеба» сопровождается не только встреча туристов, но и большинство обрядовых действ, участниками которых мы становимся. А в это время Ирина Никишова кладёт на землю сучковатое полено, к которому привязана верёвка.

 

– Вот такая палка-суковатка заменяла раньше борону, – поясняет руководитель музея, предлагая мужчинам впрячься и обработать землю. – Кто поможет тягать борону, чтобы земля стала рыхлой?» 


В ответ – тишина. Видимо, жизнь рядом с гипермаркетами, когда кажется, что хлеб произрастает прямо на полках, расхолаживает человека. Однако желающий клепать косу всё же находится. 


«Не вопрос», – отзывается один из мужчин и, припоминая свою юность в деревне, начинает бодро постукивать по лезвию орудия труда.

 

– «Сей авёс у гразь, будзеш князь», – Ирина Никишова приводит пример народной пословицы, смысл которой в том, что земля должна быть влажной во время посева, и добавляет, – Хозяин дома вставал рано, чтобы женщины деревни не перешли ему дорогу. 

Почему-то перед посевной все боялись женщин, – недоумевает рассказчица. – Брал с собой крашеные освящённые на Пасху яйца, сыр и шёл работать в поле. 

После экскурса в прошлое участницы кружка «Колосок» становятся полукругом и затягивают напевную мелодию, сквозь которую различимы слова: «А хадзі ты, Божа Маці, памажы мне жыта жаці-і. О-у-уу! К сырой зямлі прыпадала… О-у-уу!» – протяжным возгласом заканчивается каждый куплет. После самая пожилая начинает читать слова молитвы «Отче наш»: 
«…да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» 

Даже сейчас, спустя столетия, понимаешь, какое значение придавали крестьяне будущему урожаю.  


Затем одна из участниц коллектива «Колосок», скрутив на манер каната ржаные стебли, начинает перевязывать ими готовый сноп. 


В крепких кистях пожилой женщины чувствуется сила, наработанная годами труда. 

Сразу несколько гостей музей вызываются вымолачивать сноп. 

Они берут цепы (две длинные палки, скреплённые на манер нунчаков) и с силой бьют по колосьям, из которых прыскает зерно. Вот такой древний ручной комбайн получается. 



Готовность по «пятаку»

Процесс производства хлеба был бы незавершённым без его выпечки и, конечно же, дегустации. Заходим в помещение с выбеленной печью. Современный духовой шкаф в сравнении с ней показался бы не более чем духовой тумбочкой, настолько огромны размеры этого каменного гиганта. Перед нами стол с ингредиентами – водой, солью, мукой и маслом. 

«Раньше готовность выпечки женщина проверяла, надавливая на хлеб носом, и если "пятак" был красный, то говорили: "О-о! Это хорошая хозяйка!"» – улыбается одна из сотрудниц музея, предлагая гостям присоединиться к изготовлению теста для оладушек. 

Загрузив их в печь, идём осматривать музей, все экспонаты которого были переданы жителями района. 



Сейчас многие дети не знают, что такое аудиокассета, которая была ещё совсем недавно чем-то совсем привычным. С таким же чувством непонятного я гляжу на огромную расчёску, которой крестьяне столетия назад находили применение в быту. 

Возможно, этот экспонат является подтверждением того, что наши предки были людьми исполинского роста. Но нет, понимаю я, читая аннотацию: «Гребень – устройство для чесания льняного волокна». И таких когда-то обыденных, но ныне подзабытых вещей здесь множество. 

Например, стиральные машины прошлого – рифлёные доски, безмены – рычажные весы, деревянные лопаты для хлеба.




Далее нас ждёт настоящий рог изобилия в буквальном смысле слова. 

Этот созданный из теста гигант наполнен разнообразной выпечкой. Столы выставки украшают свадебные и дожиночные караваи, классические буханки и винтажные рогалики к чаю. 

Периодически хлебные экспонаты постигает печальная участь картин, выставленных в лучших галереях мира. Да, произведения из ржаной и пшеничной муки пропадают. Но виной тому не преступники, охотящиеся за произведениями искусства, а желающие попробовать притягательные угощения. Ценителям же высокого хочется сказать, что уровень художественного исполнения хлебобулочных изделий музея не уступает, к примеру, многим скульптурным композициям. Звучит излишне пафосно? И тем не менее… 

Окончательно нас покорила дегустация хлеба. «Главный ингредиент, который мы кладём в каждую буханку, – это любовь», – улыбается Татьяна Тульженко, которая воплотила в жизнь инициативу по созданию «Музея хлеба» проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. Отдельной графой в меню идёт ароматный, как букет полевых цветов, чай из лесных трав. 

А на десерт напоминающее кусок льда сало с козьим молоком. Калорийные продукты, без которых раньше не обходился тяжёлый крестьянский труд. 


Чувствуя интерес гостей, сотрудники музея работают над дальнейшим развитием туристической инфраструктуры. 

– Мы хотим расширить наш внутренний дворик, чтобы проводить крупные фестивали хлеба, – говорит Татьяна Тульженкова. – Надеюсь, в следующий раз вы приедете на по-настоящему масштабный праздник жизни. Ведь хлеб – это и есть жизнь.



Ратуша, самолёт, Бердыж 

Побывать в Чечерском районе и не посетить городскую ратушу – это всё равно что съездить в Париж и не увидеть Эйфелевую башню. 

Строение XVIII века с пятью деревянными башнями уже давно обосновалось на страницах туристических буклетов Гомельской области. Интересно, что историческое здание соседствует с памятником пассажирскому самолёту, который бороздил просторы неба во времена Советского Союза.

Попасть в салон лайнера проблематично. Двери же Чечерского историко-этнографического музея, обосновавшегося в ратуше, открыты для посетителей. На пороге нас встречает директор учреждения Иван Ткачук и начинает экскурсию аж с эпохи палеолита. 

В качестве иллюстрации – макеты жилищ, в которых 24 тысячи лет назад могли обитать люди известной по учебникам истории стоянки Бердыж. Заслуживает внимания коллекция рушников и икон, на которых сквозь потемневшие краски проступают лики святых.  





Отдельные залы повествуют о графе Захарии Чернышёве, который в XVIII веке владел городом Чечерском. 

Аристократическую роскошь царских времён сменяет экспозиция пламенного постреволюционного соцреализма. Кожаные куртки чекистов, вымпелы с изображениями вождя мирового пролетариата Ленина – героическую тему продолжают плакаты времён Великой Отечественной войны. Оставив туристов изучать артефакты, помогавшие когда-то бороться с капиталистической гидрой и фашизмом, вместе с директором музея поднимаюсь в башню. 

Здесь на высоте седьмого этажа нас ждёт выставка самоваров и… замечательный обзор окрестностей. Они манят своей непринуждённой красотой и зовут навестить ещё раз, чтобы до конца прочувствовать всё обаяние этого чудесного края. Ведь одной поездки сюда явно недостаточно…


Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях