Гомельчане узнают о судьбах остарбайтеров с Гомельщины | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Жукова Елена Жукова Автор текста
09:23 22 Июня 2022 Культура 3081

Гомельчане узнают о судьбах остарбайтеров с Гомельщины

Уникальный выставочный проект о судьбах остарбайтеров – людей, насильно вывезенных на работы в Германию и другие страны во время Великой Отечественной войны, открыли 21 июня в Гомельской областной библиотеке имени В. И. Ленина.


В экспозиции фотографии, документы, письма из неволи, немецкие трудовые книжки, советские паспорта с немецкими штампами, пропуска для работы на иностранных предприятиях, архивно-документальные свидетельства граждан, угнанных в Германию, Австрию, Польшу, Францию, Италию.


Идея проекта принадлежит Гомельской областной прокуратуре. Он создан при участии Государственного архива Гомельской области, дворцово-паркового ансамбля, областного музея военной славы, исторического факультета ГГУ имени Ф. Скорины, областной библиотеки.

Проект получил символическое название «Мы не рабы». Необходимо привлечь общее внимание к судьбам остарбайтеров, считают инициаторы проекта. Ведь в годы оккупации Гомельщины в Германию вывезли более 40 тысяч человек. Массовая отправка на принудительные работы началась весной 1942-го, когда там возник дефицит рабочих рук. Для этого среди населения велась широкая агитационная кампания, обещавшая счастливую жизнь в Третьем рейхе. Некоторые люди верили и сами приходили в пункты вербовки, но основную часть жителей угоняли насильно – целыми семьями и даже деревнями.



– Идея выставки пришла при посещении Красного Берега, – поделился прокурор Гомельской области Виктор Морозов на открытии экспозиции. – На стеле размещено прощальное письмо девочки отцу, обнаруженное после войны. Она не могла дальше терпеть унижения и нечеловеческие условия работы, поэтому решила покончить с собой.


Мы узнали, что 34 тысячи так называемых фильтрационных дел – об угнанных на принудительные работы в годы войны – в 2021 году были переданы Комитетом госбезопасности в Государственный архив. Когда открыли эти дела, ощутили атмосферу, в которой после возвращения из рабского плена оказывались люди.

Была директива, согласно которой требовалось после сожжения деревень, где жители сотрудничали с партизанами, отправлять местное население на работы в Третий рейх.

В эшелоны грузили всех, невзирая на возраст, в нечеловеческих условиях – буханка хлеба и ведро воды в сутки на один вагон с людьми, как вспоминали очевидцы, – везли для работы в сельском хозяйстве. Более подготовленные трудились на немецких заводах. Паёк у работников был, как у военнопленных, поэтому многие умирали от недоедания, болели туберкулёзом.

Долгое время эта тему не поднимали, а кому повезло вернуться домой живыми, скрывали связанное с работой в Германии. Каждого проверяли на предмет сотрудничества с оккупантами, добровольно или принудительно он был отправлен на работу. У людей изымали немецкие и советские документы, подтверждающие пребывание в трудовых лагерях. Как говорят свидетели тех событий, работали на заводах по 12 часов, в сельском хозяйстве тяжелым был труд.

Реальную цифру вернувшихся из немецкого плена белорусов назвать сложно – это не менее 34 тысяч, а если брать членов их семей, то надо её умножать на три или четыре. Показания по уголовным делам о геноциде сегодня дают угнанные на работы в Германию в детском возрасте. Пребывание и работа, пусть и принудительная, на территории врага, на оккупированной территории, в плену приравнивались к волчьему билету и в будущем закрывала много возможностей для работы на руководящих и иных должностях.


Директор Государственного архива Гомельской области Андрей Николаевич Сущевич рассказал, что в архиве хранятся более 30 тысяч документов, в которых описана судьба людей, угнанных в Германию. В письмах люди пытались выразить, как тяжело им живётся. Но немецкая цензура работала чётко и вымарывала в этих рассказах любую жалобу. Документы и свидетельства доказывали нечеловеческие условия изнурительной работы и полное бесправие. Это был настоящий геноцид белорусского народа.

Заместитель директора областного музея военной славы Константин Мищенко добавил, что во время войны на работы были угнаны около 19 тысяч жителей Гомельской области и более 23 тысяч – Полесской.


– Изученные архивные документы лягут в материалы уголовного дела о геноциде, – подчеркнул Виктор Морозов. – Считаю, что есть основания в конечном итоге предъявить претензии немецким фирмам, которые использовали рабский труд белорусов, и донести до мирового сообщества, что на немецких заводах во время Второй мировой войны трудились рабы – вот цель сегодняшней выставки.


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N