Гомельские историки показали часть уникального архива фотографий довоенного Гомеля, который хранится в Филадельфии | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юрий Панков Юрий Панков Автор текста
17:02 15 Октября 2020 Культура

Гомельские историки показали часть уникального архива фотографий довоенного Гомеля, который хранится в Филадельфии

11 сентября в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля прошло открытие фотовыставки «Александр Артвей: возвращение в Гомель». В южной галерее дворца гомельчанам и гостям города предстали виды Гомеля и его жителей первой половины ХХ века. Уникальные фотографии были сделаны гражданином США Александром Артвеем. Но как же он оказался в нашем городе в 1920–1930-е годы? 

Дело в том, что Александр Артвей родился 25 марта 1903 года в Гомеле в семье Андрея и Марии Артемьевых. Он был не единственным ребёнком. Юного Сашу окружали братья Константин, Сергей, Михаил и сёстры Мария, Зоя, Пелагея. Ещё один брат Николай умер в двухлетнем возрасте. Семья была большой и зажиточной. В их распоряжении находились три дома: на улице Генеральской (в наши дни – улица Красноармейская), на улице Минской (не сохранилась), на улице Кладбищенской (не сохранилась). 

Детство и юность Александр провёл в Гомеле, но бурные события начала ХХ века кардинально изменили его судьбу. Первая мировая война, две революции, Гражданская война… В это время они вместе с братом Сергеем покидают родной город в поисках новой жизни. Проведя несколько лет в скитаниях – Белград, Прага, Париж, – Александр в 1922 году садится на корабль и через Нью-Йоркский порт прибывает в Соединённые Штаты Америки, где и берёт себе фамилию Артвей. В поисках «американской мечты» он ищет своё призвание в новой стране. Александр становится моряком. Затем поступает в университет на специальность архитектора. Однако его увлекает иное – фотография. Объектив фотокамеры начинает фиксировать небоскрёбы Нью-Йорка, экзотические страны… Снимки не стали заработком Артвея. Как и ко многим творческим личностям, признание пришло только после смерти автора.


Семья Артемьевых. Гомель. Начало ХХ века. Архив Александра Артвея (Филадельфия. США)

Находясь в США, Александр Артвей всегда думал о своей семье в Гомеле. По ту сторону океана у него остались мама, сестра Мария и племянники. Они как могли поддерживали связь. Александр отправлял им посылки, а в ответ получал письма, пронизанные любовью и заботой. 

Как итог, не выдержав долгого расставания, Артвей собирает чемодан, берёт фотоаппарат и приезжает в Гомель. Это произошло во второй половине 1920-х годов. Пока неизвестно точно, сколько раз в это время он приезжал на малую родину. Свои фотоснимки он старался подписывать. На них отмечено две даты: 1927 и 1929. Однако в одном из писем его сестра говорила только про 1929 год. В любом случае можно говорить, что встреча близких людей состоялась. В этой поездке Александр Артвей фотографировал самое родное: маму, сестру, племянников, дом. Примечательно, что на одном из снимков с видом одного из домов семьи он оставил интересную краеведческую запись. Рядом с домом стояла колонка. В связи с этим он написал: «…маленькая башенка (деревянная) в углу улицы (Минской. – Прим. авт.) – это колонка. В частных жилых домах не было водопровода. Но нужно пройти несколько кварталов (обычно около двух), чтобы купить воду на пенни/ведро и только в определённое время (примерно 2 раза в день по 1 часу каждый раз)». Казалось бы, небольшая запись, а городской факт малоизвестный! 


Александр Артвей в кругу семьи. Гомель. 1937 год. Архив Александра Артвея (Филадельфия. США)

Возвратившись обратно в США, Александр понимал, что вернётся снова в Гомель. Но следующая поездка произошла только в 1937 году. Вероятно, Артвей чувствовал, что его путешествие к семье может оказаться последним, поэтому после визита домой сохранилось более сотни фотоснимков. В этот раз он фотографировал не только родных. В кадр попадал и старый город: парк, дворец, церкви. И что примечательно, в скором времени большинство сфотографированных объектов совершенно изменятся либо исчезнут навсегда.


Просматривая старые фотографии, сделанные Александром Артвеем, тяжело найти в них новострои 1930-х годов. Лишь однажды в кадр попал памятник В. И. Ленину, стоявший на центральной площади. Однако он не был главным элементом фотографирования, а только гармонично дополнял костёл вместе с пожарной каланчой. На сегодня ни один из этих объектов не сохранился. Фотоаппарат Артвея запечатлевал, скорее, тот город, который ассоциировался с детством Александра. Сейчас тяжело встретить фотографии Гомеля 1930-х годов, сделанные частными лицами. А тут больше ста. И все уникальные. 


Племянницы Лида, Зина, Надя. Гомель. 1937 год. Архив Александра Артвея (Филадельфия. США)

К сожалению, после 1937 года Александру Артвею не суждено было вернуться в Гомель. Спустя три года он узнал о смерти матери. А в Государственном архиве Гомельской области нашлись сведения, что в этот год умерла и его сестра. Ближайшими родственниками остались лишь его племянницы Лида, Зина, Надя и племянник Костя. В 1941 году началась война. Августовские бомбардировки Гомеля германской авиацией стёрли с карты города дома, связанные с семьёй Артемьевых. Что случилось с племянниками – неизвестно до сегодняшнего дня. 

В дальнейшем Александр Артвей завёл семью. У него родилась дочь Жанетт, которая впоследствии и открыла для исследователей имя своего отца, бережно сохранив фотографии и негативы. Она является и директором Архива Александра Артвея, который расположен в городе Филадельфия (США). 


Племянник Костя. Гомель. 1937 год. Архив Александра Артвея (Филадельфия. США)

Только в 2018 году гомельским историкам стало известно о существовании архива. С тех пор «мост» между Филадельфией и Гомелем был построен. Промежуточным итогом двухлетней работы стала выставка в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля. 


Во время открытия выставки Жанетт Артвей Хименэс выступила с видеообращением, в котором рассказала о своём отце. Также она обратилась с просьбой ко всем гомельчанам. Ей бы очень хотелось узнать, остались ли в Гомеле её родственники. Девичья фамилия бабушки Жаннет – Лукомская. Известно, что у неё был брат Борис. Фамилия от первого брака тёти Марии (сестры Александра) – Кричевцова. В 1930-е годы она жила в гражданском браке с Соловьёвым (имя, к сожалению, неизвестно). Поэтому племянники Александра Артвея Надя, Лида, Зина, Костя могли носить фамилию Кричевцов (-ва) либо Соловьёв (-ва). Все они жили в доме по улице Красноармейской. На этой же улице проживали родственники Артемьевых – Рыбалтовские. 

Жанетт Артвей Хименэс любезно предоставила для публикации фотографии семьи Александра, сделанные её отцом во время пребывания в Гомеле. Всмотритесь в эти лица! Возможно, это и ваши родственники. 


Безусловно, логичным завершением работы видится издание альбома со всеми фотографиями Гомеля и гомельчан (а это более 200 снимков), сделанными Александром Артвеем. Но для этого нужна меценатская поддержка. 

Выставка «Александр Артвей: возвращение в Гомель» продлится до 1 ноября. Спешите видеть!   


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N