Как на Коляду царя Мамая били и женили белорусского Буратино | Новости Гомеля
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
11:00 12 Января 2021 Культура

Как на Коляду царя Мамая били и женили белорусского Буратино

Одним из самых тёплых традиционных праздников в Беларуси являются Колядки. Как правило, они начинаются накануне 14 января (старого Нового года). Это важное событие в жизни наших предков сопровождалось походом на золотоордынского правителя Мамая, женитьбой белорусского Буратино и воскрешением козы с помощью сала. Не верите? Тогда читайте интересные факты в нашей исторической  подборке.

Погост опередил Нью-Йорк. В 2010 году по рейтингу телеканала CNN деревня Погост Житковичского района вошла в десятку лучших мест мира, где рекомендуется отмечать Рождество. Заняв в списке третье место, она обошла по привлекательности Лондон, Нью-Йорк, Бостон и Зальцбург. Здесь молодёжь с колядной звездой в традиционных праздничных костюмах проходит улицами деревни, звонит в колокольчик и с разрешения «гаспадаров» поёт под окнами традиционные песни-колядки.



Трава из-под скатерти. Перед рождественским ужином под скатерть на стол клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа, согласно которой сено было в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения. В конце праздничного ужина с помощью этого сена гадали. Кто-нибудь из семьи вытягивал две травинки, поджигал их и подкидывал вверх. Если они падали, касаясь друг друга, считалось, что семья проживёт год дружно; если рассыплются в разные стороны, то предполагали, что домочадцев настигнут болезни. 

До первой звезды нельзя. Рождественский ужин начинался с восходом первой звезды. На середину стола хозяйка ставила горшочек с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест и таким образом освящали их. Хозяин зажигал свечу, читал молитву, затем ставил свечу в красный угол и первым садился за стол. 



Хозяйка била хозяина. Последней в праздновании Коляд была третья кутья, которая отмечалась накануне Крещения. Люди ели торопливо, надеясь, что летом так же быстро управятся с основными полевыми работами. Заканчивалось застолье необычной, шуточной игрой-обрядом. Хозяйка брала кочергу и слегка ударяла ею хозяина. Тот быстро падал. Женщина тем временем говорила: «Каб так хутка снапы ў час жніва падалі». 

Сало оживляло козу. Колядовщики заходили во двор и начинали петь. Главной героиней была коза, которая в древней славянской мифологии считалась символом плодородия и благополучия семьи. Она бросалась то на колядовщиков, то на хозяев, пыталась рогами пободать детей. Потом внезапно затихала и падала на пол. Колядовщики бросались к козе, пытались оживить её. Но ничего не выходило. И тогда начинали песню со словами: «Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Услышав это, хозяйка шла в кладовку и выносила колядовщикам угощение. Увидев подарки, коза «оживала». 



Щедрая девушка. В деревнях по избам ходили девушки и проводили обряд щедрования с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер». Они выбирали самую красивую среди подружек, одевали её в праздничный наряд, на голову надевали венок, украшенный лентами. Девушку-красавицу называли щедрой. Если она заходила в дом, то это сулило хозяевам в новом году богатую жизнь, щедрый урожай, сохранение домашнего очага. 

Навещали души предков. В древности переодетых колядовщиков воспринимали как души умерших предков, которые возвращались в деревню, заглядывали в каждый дом и желали знать, как живут их потомки. Необычные гости посещали живых в необычное время – на границе старого и нового года. Пожелания благополучия колядовщиками – это пожелания душ предков, ушедших хозяев земли. Именно поэтому таким долгожданным гостям невозможно было отказать в подарках.



Из солдат в «цари». В 2009 году белорусский обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района Минской области был внесён в список мирового нематериального культурного наследия. Обряд зародился в XVIII веке. В это время солдаты и офицеры русской армии ходили по деревенским домам и поздравляли хозяев с праздником, показывали представления и просили дары. Затем традиции переняли деревенские ребята – они стали одеваться в карнавальные костюмы, напоминающие военную форму (эти персонажи получили прозвище «цари»). Процессия «царей» на Щедрый вечер (с 13 на 14 января) посещает дома крестьян и разыгрывает драму «Царь Максимилиан», в которой одерживалась победа над царём Золотой Орды Мамаем. После представления участники процессии получали подарки от хозяев дома. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы, что придаёт обряду необычайную зрелищность.

Вместо короны – шапки. «Колядные цари» надевали белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязывали красные пояса с традиционным орнаментом. На головах у них красовались высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Каждый юноша исполнял свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши (он носил мешок с наколядованным добром), царя Максимилиана и царя Мамая, Деда и Бабы. Последние представляли нечистую силу. Командовал отрядом лекарь. 



Произошёл от Солнца? Название праздника Коляды – языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «коло» – Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму, – тут имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии, это название расшифровывалось, как «кол-яда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали.



Какое полено – такой и жених. Обязательным атрибутом Коляд были гадания. Девушка, к примеру, брала наугад из поленницы одно полено, по которому определяла, каким будет жених. Если полено гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое – некрасивым. Если попадалось с сучками, значит, он будет из большой семьи. Кривое полено означало, что муж будет неприглядным.



С ложкой в штанах. Самое главное полесское гадание в Коляды – на кутье (каше из цельных зёрен пшеницы, ячменя с добавлением мёда и сухофруктов). Зачерпывая первую ложку кутьи, девушка заворачивала ложку в штаны отца или брата и клала под подушку. Целый вечер она не должна была ни с кем говорить и тогда могла во сне увидеть будущего мужа.

Пирожки в решете. В деревне Оранчицы Пружанского района не только хозяева приветствовали и угощали ряженых, но и ряженые – хозяев. Перед колядованием пеклись пирожки, которые колядовщики носили из дома в дом в решете. Считается, что ни одна хата не должна остаться без такого угощения. Не остаться в конце обхода должно было и пирожков в решете.



Дед в берестяной маске. В деревне Осово, что на Солигорщине, козой в группе был не переодетый в вывернутый кожух человек. Здесь из дома в дома носят чучело козы, а главным действующим лицом выступает Дед в берестяной маске. Эта маска, возможно, единственная в Европе сохранилась в прямом бытовании.



Белорусский Буратино. На Лепельщине и сегодня любимой забавой молодёжи в рождественские праздники остаётся игра «Женитьба Терешки», внесённая в список нематериального культурного наследия Беларуси. Главный персонаж Терентий имеет мифическое происхождение. Он встречается в народной сказке и является «деревянным мальчиком», что оживает на радость бездетным родителям, а с течением времени в народном сознании превращается в опекуна, советника. Сама по себе «Женитьба Терешки» представляла свадебно-театральное действо. Выбранные из старших участников «мать» и «отец» соединяли парней и девушек в пары (женили их). Игра сопровождалась колядными припевками, танцами и весёлой суетой. Довольно часто пары, образовавшиеся для шуточной свадьбы, потом создают настоящие семьи.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях