Лимоны на ёлках и бонбоньерки в подарок: как в начале XX гомельчане праздновали Новый год? | Новости Гомеля
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
17:00 31 Декабря 2020 Культура

Лимоны на ёлках и бонбоньерки в подарок: как в начале XX гомельчане праздновали Новый год?

А вы знали, что в конце XIX века у гомельчан на новогодних ёлках росли лимоны и огурцы, дети ощипывали, грабили и рушили зелёных красавиц, а основным материалом для ёлочных игрушек были вата и спичечные коробки? Женщины же читали в праздничных номерах журналов о том, как сделать бонбоньерки. Чтобы почувствовать, как горожане праздновали Новый год 100 лет назад, журналисты «В» отправились в Музей истории города Гомеля, захватили и богатую на сюрпризы советскую эпоху. 

Корову за шар

– Ёлочные украшения – балерину и мальчика в чалме, напоминающего героя сказки «Маленький Мук», – нам передали старожилы города, – рассказывает главный хранитель фондов Музея истории города Гомеля Анастасия Ропот. – Игрушки выполнены из самого доступного 100 лет назад материала – обыкновенной ваты, смешанной с клеем. Из неё гомельчане делали и лимоны с огурцами, которые также вешали на ёлочки. 


Такие украшения были заменой привезённым, например, из Германии дорогим стеклянным шарам. Стоимость шаров в те времена была приблизительно равна цене на корову, а за сумму, которую просили за набор шаров, можно было купить небольшой дом. Из-за высокой стоимости ёлочные украшения брали даже напрокат. Неслучайно Анастасия Ропот с таким трепетом берёт в руки стеклянные игрушки, хотя они относятся к более позднему периоду.

– Эта Снегурочка дошла до нас из 30-х годов XX века. Она находится в основном фонде, исключить из которого можно только по решению Министерства культуры. Поэтому будет крайне нежелательно, если она разобьется, – волнуется главный хранитель фондов, закрепляя на ветке хрупкое украшение. Делает она это с помощью специальной прищепки, которые изначально использовались для установки свечей на елях.

А вот с лисичками из ваты дело обстоит значительно проще.

– Подобные игрушки изготавливали на продажу в специализированных мастерских – артелях. Но их можно было смастерить и самим. Дамские журналы публиковали подробные описания процесса изготовления, а в магазинах продавались листы с изображениями лиц ангелов, детей, которые можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками. Обычно игрушки помещались на нижних ветвях ёлки. Часто ребята не просто играли с ними, а буквально «раздербанивали» лесную красавицу.

Существовал обычай, когда в конце праздника доведённые до крайне восторженного состояния дети получали ёлку в своё полное распоряжение: они срывали с неё сладости и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (что породило выражения «грабить», «щипать» и «рушить ёлку»). Отсюда появилось и название праздника: «Ощипывание ёлки». Разрушение праздничного дерева имело для детей и психотерапевтическое значение, так как ребята получали своеобразную разрядку. 


«Честь имею поздравить…»

– В 30-е годы XX века стало популярным делать игрушки в костюмах народов СССР. А вот эта могла появиться в 1937 году, – Анастасия закрепляет на еловой ветке старика с неводом из «Сказки о рыбаке и рыбке». – Почему мы так можем считать? Дело в том, что в этом году в СССР пышно отметили юбилей со дня смерти Александра Пушкина. Кстати, улицу, на которой находится наш музей, тоже назвали в честь 100-летия со дня гибели Пушкина. 

Часто в первой половине XX века наши бабушки и дедушки вешали на ёлки в качестве украшений конфеты. 

– Найти в те годы что-то блестящее было не так просто, а конфеты в яркой обёртке отлично выполняли функцию праздничного убранства, – поясняет Анастасия. – А эти снежинки из стекла появились, вероятнее всего, в 50–60 годы прошлого столетия. Обратите внимание, они выполнены в форме пятиконечной звезды, видимо, чтобы подчеркнуть их принадлежность к Советскому Союзу.

Немаловажным атрибутом январских праздников были и новогодние открытки. 

– До Октябрьской революции главным зимним торжеством было Рождество, поэтому новогодние открытки были не так распространены. «Дорогой приятель Димитрий, честь имею поздравить тебя с праздником Рождества Христова и наступающим 1917-м годом…» – с похожих слов начинается большинство открыток. 


– Напоминает соцсети или «Инстаграм» 100-летней давности, – отмечаю я, прочитав несколько посланий.

– «Инстаграмом» прошлого были, скорее, визитки, которые имел каждый уважающий себя горожанин, – поправляет меня Анастасия. – А вместо интернета гомельчанки читали советы о том, как сделать, к примеру, новогодние бонбоньерки в еженедельном журнале «Женщина и хозяйка», – главный хранитель фондов раскрывает несколько экземпляров издания за 1916 год. 

– Бонбоньерки? Звучит, как что-то пиротехническое, – пытаюсь угадать. 


– На самом деле это красиво оформленные самодельные коробки для конфет, – поясняет Анастасия Ропот и подаёт мне материал о ныне подзабытом новогоднем атрибуте. 

В журнале же о бонбоньерке корреспондент пишет, как об одушевлённом существе: «Её могут неожиданно вызвать или в качестве помощницы при ухаживании за хорошенькой девицей или дамой, или в виде примирительницы после супружеской ссоры ради смягчения озлобления, или чтобы прекратить слёзы ребёнка. В общем, люди со вкусом предпочли бы, чтобы бонбоньерка была бы бонбоньеркой и чтобы она была полна конфет. Не подобает ей быть какой-нибудь хозяйственной принадлежностью». 

Далее в журнале приводятся примеры таких коробочек для сладостей в форме восточного чайного домика, цирка-шапито, клетки для птиц, а также вазы для фруктов, «подражающей очаровательному старому фарфору».


И если в дореволюционных журналах много внимания уделяется изготовлению игрушек в домашних условиях, то например, в советском календаре для школьника за 1961 год подробно описано, как пионерскому звену с помощью шнуров, еловых веток и блоков сделать волшебную ёлку, которая бы вырастала за несколько секунд до самого потолка. Интересно, что на чертеже зелёная красавица напоминает вигвам – жилище индейцев  Северной Америки.

Ну и какой Новый год без Деда Мороза? Сказочный персонаж, подаренный гомельчанами, не первый год охраняет ёлочку в Музее истории города Гомеля. Говорят, что если сфотографировать его на память, в следующем году у такого посетителя музея исполнится самое заветное желание. В общем, время покажет…


Украшение XIX века из спичечной коробки:

Возьмите спичечную коробку и оклейте её внешнюю часть цветной бумагой: красивее всего будет взять мятую папиросную бумагу. Выдвижная часть коробочки оклеивается только с двух концов. Сверху коробочка украшается желудями (как указано на нашем рисунке), бумажными цветами, бусинами, маленьким бантиком из узенькой ленты и просто наклеенной картиночкой. Теперь у вас есть хорошенькая коробочка, которую вы можете повесить на ёлку, наполнив мелкими конфетами, или подарить кому-нибудь, вложив в неё какую-нибудь вещицу. 


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях