Предпремьерный показ пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» прошёл на сцене Гомельского театра кукол | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья Рудева Наталья Рудева Автор текста
16:32 29 Октября 2021 Культура

Предпремьерный показ пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» прошёл на сцене Гомельского театра кукол

Если есть артхаус в кино, то почему бы ему не быть в театре? Предпремьерный показ пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» на сцене Гомельского театра кукол показал, что артхаус не только перекочевал на театральную сцену, но и завоевывает своим авангардным форматом больше и больше поклонников.


Выбор пьесы авторства Генрика Ибсена сам по себе смелый шаг для постановочной группы, которую возглавил двадцатисемилетний режиссер Даниил Филиппович. Норвежский реформатор был основателем стиля «новой драмы», творящий на тонком стыке реальности и фантазии, и его «Пер Гюнт» - крайне непростая история со сложным сюжетом, охватывающим огромные временные и географические пространства. Одних героев в пьесе более 50! И со всей этой массой пестрой драматургической фактуры справлялись 8 актеров. По признанию режиссёра, в процессе отбора и поиска он четырежды менял актерский состав. Перед творческим коллективом стояла задача создать законченное сценическое действие из огромного, в 158 страниц текста оригинала драмы. «Получился фантасмагорический срез, наслоение разных картин, острых сюжетных линий, характеров. Это не классический пересказ пьесы, а реплика-исследование, перфоманс, предложение современного видения сказочного персонажа, полного противоречий. Все это мыпо старались объединить авангардной пластической хореографией, декорациями, костюмами», - сказал перед спектаклем режиссёр. На его взгляд, несколько тем составят каркас действия, будут психологическими маячками-ориентирами для зрителей. «Это - цель жизни, смерть и любовь близкого человека, - перечислял Даниил Филиппович, «приоткрывая занавес» перед журналистами на пресс-конференции перед спектаклем. Впрочем, раскрывать все секреты режиссер не спешил, предлагая составить собственное видение и мнение о премьере. Художник-постановщик Анастасия Мядлец добавила, что, учитывая локацию сценической постановки, куклы и маски будут органическим вплетением в сюжет. Это добавило интриги в ожидание.


Оговорюсь сразу: описать происходящее на сцене в хронологическом порядке – занятие бессмысленное. Тем более нет резона в выводах и рецензиях. В одном ошибиться трудно: каждый зритель в силу своего восприятия и мировоззрения составил собственную картину увиденного, вышел из зала со своей «ношей» отгаданных или нет загадок, метафор, преподнесенных постановщиками и актерами.



Пер Гюнт в исполнении Евгения Приходько - обнаженный нерв, трепещущий от каждого прикосновения. Искренний, бесхитростный, открытый, он хочет, чтоб его принимали таким, какой он есть. Не желая ничего менять, он ранит любящую душу матери (Екатерина Корчевская), покидает любимую Сольвейг (Диана Земцова).Терзаемый противоречиями он часто обращается к Богу, просит помощи и защиты. Не случайно, характеризуя главного героя, режиссер коротко сказал: «Пер Гюнт – это Библия». На сцене божественная тема неотделима от земной. Усиливает впечатление видеоряд с эпизодами войн, разрушений, бедствий людей и природы. Персонажи так часто и много просят у Бога милости, забывая, что он всё им уже дал при рождении. Идеальный мир, задуманный Всевышним, губит людская ненависть, алчность, жажда власти, богатства.


Впечатляет оформление сцены, костюмы и грим героев. Множество острых углов – в геометрических фигурах декораций, элементах одежды, а также в резком, контрастном гриме на лицах. Фантастические маски, крылья придают ощущение сказочности, нереальности происходящего. Художник-постановщик Анастасия Мяделец смогла тонко уловить древний норвежский колорит и увязать его с современностью.


Действия героев помогает преломлять в фантасмагорию еще и музыка. Музыкальные темы взяты из саундтреков кинематографа, но и они оказались дополнены специфическими звуковыми эффектами: гнетущий барабанный стук, шипение, резкие хлопки. Это нагнетало эмоциональную температуру, а вместе с расползающимися по сцене клубами густого тумана создавало атмосферу опасности, неизвестности, загадочности.


Особую интонацию нёс закадрово-закулисный текст. Колористичностью и живописными острыми народными оборотами речи «приправлялась» самобытная атмосфера жизни в Гудбраннской долине, в царстве троллей, туда, куда заносило главного героя.


Мытарства Пера Гюнта закончились пронзительно трагической нотой. Вернувшись домой, странник понимает, что все его поиски – зря. Все, что ему было нужно от жизни, здесь, дома, рядом с женщиной, которая его ждала всю жизнь. И леденящий зов о помощи его вечной невесты – Сольвейг очень трудно назвать точкой в этой истории.


Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N