Путешествие в белорусское Полесье: Стародавняя Гусявiца
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский
16:30 10 Октября 2018 Культура

Путешествие в белорусское Полесье: Стародавняя Гусявiца

Здесь хранится рушник, в создании которого принимали участие 430 человек, на примере куклы рассматривают взросление человека, а созданная руками местного мастера механическая игрушка из дерева не уступает по сложности некоторым устройствам, сохранившимся на чертежах самого Леонардо да Винчи. Скажете: «Преувеличивает!» Однако весь скепсис развеется, едва попадаешь в Центр ткачества деревни Новая Гусевица Буда-Кошелёвского района. А всего в получасе езды отсюда находится ещё один населённый пункт – Чеботовичи, где ткут буквально на костях. Но не стоит пугаться. А впрочем, обо всём по порядку…



Ткать, как на гитаре играть 

На пороге Центра ткачества нас встречает Виталий Карпинский, который стоял у истоков создания уникального учреждения, появившегося в результате  реализации проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН.


Он показывает более 70 рушников с различными орнаментами, добавляя: 


– Меня немного обижает то, что в научной литературе буда-кошелёвский рушник представлен всего тремя разновидностями, причём исключительно с геометрическими узорами. 


В центре хранится и совершенно уникальный рушник, в работе  над которым приняло участие 430 человек в ходе мастер-класса, который прошёл в 11 населённых пунктах района. 


Центр ткачества располагает девятью ткацкими станками, четыре из которых переданы в его филиалы, расположенные в близлежащих деревнях. 


За ткацкий станок Виталий Карпинский приглашает присесть и меня: 

– Ничего сложного в этом деле нет.  Создавать рушники может любой человек. Достаточно начать «опрокидывать» челнок. 



Следуя примеру мастера, просовываю палец между натянутыми нитями. Напряжение в ладони как у новичка, который пытается зажать баре на гитаре, то есть притиснуть пальцем к грифу все струны. «Две вверх, три вниз, две снова вверх», – мастер вместе со мной считает и разделяет натянутые горизонтально нити. 


При нажатии па поножи привязанные к ним нити расходятся, образуя в основе зев, через который пробрасываю челнок с нитью. Затем резким движением прибиваю нить «бёрдай» – пластинкой наподобие гребешка. Благодаря всем этим операциям в орнамент вплетается всего одна красная нить. А сколько раз нужно совершить эти действия, чтобы соткать завершённый узор? По ощущениям – бесконечное множество.


Создание рушника, вероятно, можно сравнить с написанием картины. Но согласитесь, произведениями искусства хочется скорее любоваться, чем использовать в утилитарных целях. 


Для тех же, кто пока не готов приобрести рушник, но хочет унести с собой частичку народной традиции, работники Центра ткачества создают, выражаясь современным языком, дизайнерские изделия. 


Орнаментированные сумки, рюкзаки, всяческие украшения. 


– Несколько лет назад в наших краях побывал житель Казахстана. 


Он подарил местным детям несколько куколок-курчаток, как мы стали их называть, из-за того что они изготавливались из подвивающихся льняных ниток. 


Такой игрушкой забавляли детей в начале XX века. На её основе сотрудники центра создали не просто куклу, а иллюстрированную историю взросления девушки от рождения и до глубокой старости. Возможно, из этой «ляльки» вырастет и будущий бренд нашей деревни.


Тут  Виталий Карпинский издаёт сипло-звонкий звук:


– А вот эта свистулька уже стала неким символом центра, – мастер показывает глиняного петушка,


 а затем раскладывает на столе тканевые сувениры: ангелочков, птичек,  девочек-белорусочек: – Их можно приклеить к поверхности материала с помощью утюга. 


Достаточно несколько раз прогладить изделие, – поясняет Виталий Валерьевич и дарит всю эту красоту гостям.

В следующем зале народный мастер презентует деревянный домик-курятник, две половины которого разделяет прозрачный барабан. 


Он предлагает повертеть ручку позади игрушки. Кручу устройство, курочки начинают пританцовывать, а затем из барабана выпадает яйцо с именем несушки. Беру его и кладу в отверстие, вырезанное в крыше домика наседки. Дверца механически открывается. Засовываю руки и достаю игрушку. Ей оказывается деревянное яйцо, на которое при желании можно нанести любой рисунок.


По словам Виталия Карпинского, на недавней ярмарке в Минске этот домик пользовался огромным спросом: «Правда, пока мои курочки несут пластмассовые яички, а хотелось бы  сделать их деревянными. Но для этого нужен токарный станок...» 


В общем, планов и задумок множество. А пока на экскурсии в Центре ткачества уже побывали туристы не только из Беларуси, но и несколько семейных групп из России. Отзывы только положительные.

Рушники на костях

По живописной дороге мы отправляемся в деревню Чеботовичи, где у местного дома ремёсел нас ждёт целое театрализованное представление.


– Добры дзень усім вам, дарагія госці! Дзякуй, што к нам завіталі ў госці, – для группы встречающих это не просто дежурные фразы, а проявление совершенно искренних чувств. Дальше следуют пусть и не совсем рифмованные, но подкупающие своей душевностью строки песни. –  Расцвяла чаромха ў край сяла-а-а! 

Усех людзей добрых вітаем сягодня!  

Затем перед нами разворачивается эпизод народного свадебного обряда. 


Жених и невеста, как и подобает, немного смущаются, глядя друг на друга, в то время как сваты, вжившись в роли, представляют «товар» лицом: «Ад гульбы коні псуюцца, а дзеўкі так падаўна. 17 гадкоў нявесце. Самы лепшы час, самы лепшы квас. А то закісне, перакісне, стане ўсім ненавісная. Стане матку клясці, што не дала замуж выйсці». «А наш жаніх – што тварам, што справай, што красой», – нахваливают парня, на что слышат в ответ: «Да і наша донька і рухмяна, і слухмяна, і прыгожая тварам. Нічым Бог не абдзяліў». «А наш хіба не лепшы хлопец на сяле? Пойдзе за яго, дык не нахваліцца. І паесць удосталь, і пап’е», – на том в результате и сговариваются. 


«Если молодожёны захотят связать себя узами брака, то можем организовать подобную свадьбу и для них», – улыбается руководитель дома ремёсел Елена Шевченко. Вообще, на подворье учреждения проводят множество народных празднеств, поучаствовать в которых может любой желающий. Для этого даже оборудована площадка у озера, расположенного неподалёку. А для тех, кто интересуется народными ремёслами, под крышей дома собрана целая экспозиция. 


Натянутая над головой мешковина заменяет здесь ныне модный натяжной потолок. 



На полке стоят весы 1822 года, которые передала местная жительница. 


Есть тут и, выражаясь современным языком, соковыжималка, правда, деревянная. 




С её помощью давили масло из семян льна. А вот и «холодильник» позапрошлого века. В его роли выступала кайстра – мешочек, который подвешивали за верёвку на чердаке и хранили там сало. 


Дело в том, что плотные льняные нити такой сумки не давали возможность  насекомым пробраться внутрь. Еду на луг косцы носили с собой тоже в кайстре, подвешивая её во время работы к дереву.


А в сенцах дома ремёсел стоит ткацкий станок, среди его механизмов – настоящие кости.


– Чьи они? – пытаюсь удовлетворить естественное любопытство.

– Не имею чести знать, – улыбается одна из работниц учреждения Галина Борисенко. 

– Ну не человеческие же? 


– Всё может быть. Наши предки-славяне по некоторым преданиям участвовали в кровожадных языческих обрядах, – подогревает мой интерес сотрудница. – Хотя постойте, это всё-таки куриные кости, которые наши прабабушки использовали в качестве регулятора высоты «бёрд».


Металл и дерево слишком тяжелы для этих целей, а кости практически ничего не весят. С их помощью человек мог подогнать высоту устройств станка под свой рост. Мы решили оставить всё как было. 


О том, как это было 100-200 лет назад, в Чеботовичском доме ремёсел могут не просто рассказать, но и сделать всё, чтобы туристы прочувствовали на себе все превратности жизни крестьянина прошлых столетий. 


Как говорится, лучше один раз увидеть и, добавлю от себя, почувствовать. А «машина времени» для этого уже готова.



Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях