«Сожскі карагод»: мы вспомним, как всё начиналось… | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста

«Сожскі карагод»: мы вспомним, как всё начиналось…

X Международный фестиваль хореографического искусства «Сожскі карагод», приуроченный  к 880-летнему юбилею Гомеля, пройдёт с 9 по 11 сентября. Истинным украшением гомельского феста станут выступления лучших профессиональных и любительских танцевальных коллективов. Накануне юбилейной для «Сожскага карагода» даты хочется вспомнить, как возник брендовый для нашего города фестиваль. Поможет нам в этом Лидия САЙКОВА, которая, возглавляя в те годы отдел по связям с общественными  объединениями, учреждениями культуры и средствами массовой информации Гомельского горисполкома, стояла у истоков значимого культурного события.  



Вдохновлённые «Славянским базаром» 

– Мысль организовать в нашем городе масштабный фестиваль появилась у меня после того, как вместе с тогдашним председателем Гомельского горисполкома Сергеем Шаповаловым мы побывали на «Славянском базаре» в Витебске. Я пришла в полнейший восторг от яркого шоу, которое мы там увидели, – вспоминает Лидия Сайкова. – Захотелось, чтобы и в нашем городе появилось значимое культурное событие, с которым можно было бы ассоциировать Гомель. Погрузившись в культурную историю областного центра, мы обратили внимание на наши давние хореографические традиции. 

А они были действительно выдающимися. Так, ещё в 1936 году на Всесоюзном фестивале народного танца первое место завоевала композиция «Лявонiха» танцевального коллектива Гомельского клуба железнодорожников, которым руководил будущий народный артист БССР Александр Рыбальченко. Вскоре кружок перерос в солидный ансамбль, первым в республике получивший звание народного. В 1946 году в рамках декады белорусского искусства гомельский ансамбль представлял нашу республику в Москве. Артисты Александра Рыбальченко выступали на самых престижных концертных площадках страны: в Кремлёвском Дворце съездов, Большом театре, на ВДНХ. Танцорам рукоплескали зрители во Франции, Германии и Чехословакии. 

– Взяв за основу такую обширнейшую культурно-историческую базу, мы решили двигаться в хореографическом направлении. «Давай, Лидия Климовна, думай и действуй! А я поддержу», – подбодрил меня тогда председатель горисполкома. 

  • Более 20 тысяч человек из 30 стран приняли участие в фестивале за четверть века.

За деньгами в Верховный Совет. 

Для фестиваля нужно было собрать большую сумму денег, которых у городских властей на тот момент попросту не было. Решено было обратиться к гомельским предприятиям. Многие, к счастью, откликнулись. Но и этого было недостаточно. 

Времени оставалось мало, и Лидия Сайкова решила попытать счастья в Министерстве культуры: 

– Нужно было действовать быстро и решительно. Поэтому я отправилась без предварительной записи и попала на обеденный перерыв. Секретарь меня не пускала, но я словно фурия влетела в кабинет министра, представилась и говорю: «Мы задумали хореографический фестиваль международного значения. Хотелось бы попросить у вас денег для осуществления идеи». Министр достал кошелёк и полушутя произнёс: «Сколько вам нужно?» Тем самым он дал понять, что денег мы не получим, так как в конце 90-х общеэкономическая ситуация была достаточно непростой. 

Это не остановило Лидию Сайкову, и, желая осуществить задуманное, она направилась в Верховный Совет Республики Беларусь, где встретилась со знакомыми депутатами и попросила народных избранников помочь в организации фестиваля. Благодаря их содействию Министерство культуры в итоге взяло на себя расходы по пребыванию в нашем городе артистов театра оперы и балета Беларуси и Государственного ансамбля танцев нашей республики. 

Как аист стал символом. 

Но какой же настоящий фестиваль без символики? К слову, эмблема «Сожскага карагода» появилась раньше его названия. Член Белорусского союза художников Анатолий Отчик предложил несколько  вариантов эскизов с изображениями льна, элементов белорусского флага и силуэтов аиста. 

– Выбор остановили на парящей птице, которая более всего ассоциировалась с нашим краем, – вспоминает Лидия Климовна. – Затем Анатолий Отчик предложил скульптору Вячеславу Долгову (автору известных композиций «Прогулка с борзыми», «Лодочник», «Карандаш») создать статуэтку в виде аиста, которую решено было вручать победителям конкурсной программы фестиваля. 

Один из символов «Сожскага карагода» отливали на Гомельском литейном заводе «Центролит». Впоследствии в несколько видоизменённом варианте статуэтку увезли домой многие участники феста. 

«Гомельские скоки» или «Полесский хоровод»? 

А вот в выборе названия фестиваля прийти к общему решению было не так просто.

– Члены оргкомитета на заседании горисполкома высказывались по кругу, – вспоминает Лидия Сайкова. – «Гомельские скоки», «Гомельский танцпол», «Полесский хоровод», «Палесская прыгажосць» –  каждый, кто озвучивал свой вариант, считал его самым лучшим.  Не было такого: «Вот оно – верное название! Нашли!» В результате после споров всё-таки утвердили «Сожскі карагод». 

Оставалось найти режиссёра-постановщика, который справился бы с масштабной задачей.

– Когда мы предложили занять эту должность народному артисту БССР Александру Рыбальченко, он сказал: «Я не потяну». К тому времени талантливому гомельскому хореографу было 86 лет и он хорошо понимал, что не сможет в полную силу работать над воплощением  масштабных танцевальных полотен, – поясняет Лидия Сайкова. – В результате пригласили режиссёра из Санкт-Петербурга, у которого был опыт постановки зрелищных мероприятий.


Цирк и… слёзы. 

Не обошёлся первый фестиваль и без курьёзов. 

– На торжественном закрытии «Сожскага карагода» девушки преподнесли членам жюри на рушниках горшочки с драниками. Судьи, решив, что получили горшочки с рушниками в качестве сувениров, забрали их себе. Я не зря это рассказываю, – добавляет Лидия Сайкова, – так как потом во время ревизии всё это записали в ведомость как пропажу. 

А в цирке во время заключительного концерта фестиваля Лидия Сайкова от пережитых эмоций практически потеряла сознание: 

– У меня от счастья потекли слёзы. Казавшаяся неосуществимой грандиозная задумка воплотилась в жизнь. А значит, работа была проделана не зря.

Время показало, что и спустя четверть века фестиваль продолжает жить и развиваться, радуя гомельчан и гостей города над Сожем искусством танца, способного вдохновлять на новые свершения. 


*  *  *

Так как события последнего «Сожскага карагода» 2018-го года ещё живы в памяти горожан, мы решили на них не останавливаться. А посему пожелаем аисту фестиваля долгого полёта, чтобы через несколько десятилетий, продолжая летопись культурного события, напомнить гомельчанам, как это было. А пока мы на пороге новой истории, которая свершится совсем скоро: 10 сентября на X Международном фестивале хореографического искусства «Сожскі карагод».


Хронология фестиваля

1997 год: от Венгрии до Шотландии

В первом танцевальном хороводе кружился 81 коллектив: в Гомель съехались артисты из Беларуси, России, Украины, Шотландии, Литвы, Эстонии, Германии, Венгрии и Польши. Фестиваль собрал более 3000 участников. В его рамках состоялся и открытый международный турнир по спортивному танцу, в котором приняли участие более 130 пар.


Профессиональные коллективы, приехавшие продемонстрировать своё мастерство, представляли Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета, ансамбль хореографических и музыкальных миниатюр «Бліскавіца» из Минска, ансамбль песни и танца Вооружённых Сил Республики Беларусь, военный духовой оркестр Суворовского училища из Минска и другие коллективы. 

1999-й: водная феерия под классику

Второй фестиваль собрал ещё больше участников – 4467 человек. Рядом с белорусскими артистами на сценических площадках Гомеля выступали исполнители из России, Украины, Франции, Шотландии, Македонии, Молдовы, Грузии, Литвы и Тайваня. Изюминкой феста стала водная феерия – 45-минутное шоу под классическую музыку. 


Кроме того, в фестивале приняли участие девять профессиональных коллективов. Никого не оставили равнодушными спектакли Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, выступления Белорусского государственного хореографического ансамбля «Харошкі» и других признанных мастеров. В открытом мировом турнире  по европейской и латиноамериканской программам приняли участие 48 танцевальных пар из 12 стран. Десять пар входило в двадцатку сильнейших в мире. 

2002 год: «Мим» и высокое признание

Третий фестиваль собрал коллективы из Беларуси, стран СНГ и Балтии, Европы и Азии. Во время масштабного мероприятия прошёл конкурс пантомимы «Мим-2002», зрители увидели  спектакли балетной труппы Белорусского государственного музыкального театра и стали участниками мастер-классов, творческих лабораторий по хореографии. 


В очередном танцевальном форуме приняли участие 114 коллективов из 15 стран: Беларуси, Кыргызстана, Израиля, Латвии, Грузии, России, Украины и других. В этот раз в число участников фестиваля вошли 3500 человек. 

Отличительной чертой III Международного фестиваля хореографического искусства «Сожскі карагод» стало участие артистов с ограниченными физическими возможностями, а следствием признания значимости фестиваля – поддержка, оказываемая его организаторами – Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России.

2006-й: «Тет-а-тет» и «Калинка» из Сургута 


В концертной программе фестиваля 2006-го года выступили более 1600 профессиональных и самодеятельных артистов из 11 стран. Только в конкурсных выступлениях приняли участие коллективы из Беларуси и Прибалтийских стран, Молдовы, Сербии, Польши, Франции, России и Украины. Всего же в фестивальных мероприятиях было задействовано около трёх тысяч человек. А на открытии фестиваля на стадионе «Центральный» зрители увидели яркие картинки живого панно, в создании которого поучаствовали около 850 студентов и учащихся Гомеля, а также группы спортсменов областного центра.

Гран-при IV Международного фестиваля  завоевал народный театр танца «Тет-а-тет» из Могилёва, а народный танец лучше всех представил ансамбль «Калинка» из Сургута. 

2008-й: «Дикие пчёлы» и Мариинский балет  


Для участия в V фестивале были приглашены творческие коллективы из 30 стран мира. На сей раз танцевальный форум собрал более 1600 мастеров хореографии и около 3500 гостей из Беларуси, России, Украины и Прибалтики. 

Зрители смогли рукоплескать артистам балета Государственного академического Мариинского театра из Санкт-Петербурга, Государственному ансамблю танца Беларуси и другим заслуженным творческим коллективам. Гран-при завоевал народный ансамбль народного танца «Калинка» из Новозыбкова. А брейк-данс-команда «Дикие пчёлы» из Гомеля стала лучшей в своей номинации. 

2011-й: «Квадро»-лаборатория и лазерное шоу

Творческий форум собрал более тысячи участников и гостей. Изюминкой фестиваля стало выступление на сцене общественно-культурного центра  грузинского национального балета Сухишвили-Рамишвили, а во дворце Румянцевых и Паскевичей была представлена программа «Музыкальная 

ассамблея-2011». Это был не просто концерт, а настоящее театрализованное шоу. Действо началось вечером, когда на город опустились сумерки и парк обрёл присущую ему в это время суток таинственность. Посетителей встречали клоуны, танцовщики и ожившие статуи дворца. Здесь же коллектив «Квадро» представил хореографический проект «Музыкально-танцевальная лаборатория» вместе с ансамблем акустической музыки. 

Праздник увенчался великолепным лазерным шоу. Светящиеся разноцветные лучи в сочетании с музыкой рисовали в воздухе узнаваемые символы – нашу гомельскую рысь, контуры дворца и его внутренних интерьеров, эмблему «Сожскага карагода».

2013-й: донские казаки и танцоры из Индии

На открытии фестиваля на стадионе «Центральный» выступили Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков, артисты из Казахстана, Индии. Всего же на фест съехались любительские  коллективы народно-сценического, эстрадного танца, современной хореографии, исполнители спортивных бальных танцев из 17 стран, в том числе Сербии, Болгарии, стран Балтии, Украины и России. Подарком для гомельчан стали спектакль пластического театра «Радуга» из Киева, концерт 

ансамбля песни и пляски донских казаков (Ростов-на-Дону). Своё творчество также представила эстрадно-цирковая студия «Джин Рох» из Херсона. 

2016-й: прибыли танцоры с трёх континентов 

Возможностью заявить о себе воспользовались взрослые любительские танцевальные коллективы из 22 стран Европы, Азии и Северной Америки. Впервые участвовали представители Шри-Ланки, а в конкурсную программу был включён фольклорно-бытовой танец. Это новшество позволило лучше показать национальный колорит других стран. 

В церемонии открытия фестиваля принял участие оркестр волынщиков из Москвы, под звуки которого танцевали степ воспитанницы гомельской школы танцев. На стадионе «Центральный» была воплощена в жизнь идея режиссёра-постановщика Петра Свердлова «соткать» из пяти цветов хореографическое полотно. В церемонии открытия фестиваля приняли участие народные артисты Беларуси Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях