«Спектакль – как тесто для пирога»: большое интервью с директором «Молодёжки» Еленой Мостовенко | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
Женя Чернявский Женя Чернявский Автор фото
17:00 23 Ноября 2020 Культура

«Спектакль – как тесто для пирога»: большое интервью с директором «Молодёжки» Еленой Мостовенко

В Гомельском городском молодёжном театре уже шутят, что за восемь месяцев пандемии его помещения пропитались антисептиком. С весны здесь применяли несколько вариантов работы: полностью переходили на репетиционный режим, по независящим от театра обстоятельствам объявляли простой. Но несмотря ни на что, «на зрителя» в эти месяцы вышло две прекрасные премьеры. «Потому что спектакль – как тесто для пирога», – поясняет директор «Молодёжки» Елена МОСТОВЕНКО. «Ведомости» поговорили с ней о том, чем живёт самый ламповый театр в Гомеле сегодня  и чего ждать от него завтра. 



Об онлайне и оффлайне 


– Елена Леонидовна, как дела у театра?  

– Мы, как и все, ещё не полностью осознали, что жизнь в связи с пандемией действительно не будет прежней. Нужно учитывать эпидситуацию и быть более гибкими. 

Весной мы со зрителем практически не контактировали оффлайн. Но репетиционный процесс не останавливался. Когда первая волна пандемии пошла на убыль и появился документ о том, что приостановка показов спектаклей отменяется, мы снова начали вводить публичные показы. В конце мая пригласили зрителей на премьеру спектакля «Семь снов о тебе», в августе – «Дядя Ваня». 

Мы не могли долго выжидать. Спектакль – как тесто для пирога. Если оно перестоит, считай, всё испорчено. Вся команда находится в лучшей форме к моменту премьеры. И если она не состоится, люди демотивируются. 



– Спектакли идут с ограничением продаваемых билетов...

– За счёт того, что очень удачно начали календарный год, к счастью, убытков в буквальном экономическом смысле нет. У театра даже есть прибыль. Что касается получения вала – то по сравнению с предыдущими годами заработали в два раза меньше. 

Сейчас работаем в штатном режиме. Афиша и ноябрьская, и декабрьская заполнены плотно. В процессе репетиций – два спектакля. Это новогодняя сказка «Гринч» по мотивам произведения доктора Сьюза «Как Гринч украл Рождество» в постановке Галины Анчишкиной. Премьера состоится 20 декабря. 

Параллельно к нам приехала уже проверенная и полюбившаяся гомельскому зрителю команда. Режиссёр-постановщик из Могилёва Владимир Петрович («Братишки», «Последнее дело инспектора Раффинга»), художники Андрей Меренков и Татьяна Лисовенко, дизайнер по свету Семён Давыденко работают над романтической комедией «Сильвия». Премьерные показы – 10, 12  декабря.


– Весной вы ввели практику бесплатных онлайн-спектаклей. Сейчас их можно посмотреть на платной основе. Согласитесь, онлайн-театр – вещь специфическая, тем более для любителей «Молодёжки», где благодаря особенностям сцены зритель будто находится внутри театрального действия.  Смотрят ли спектакли в онлайне?

– Когда принимали это решение, тем более о платном просмотре, взвесили все «за» и «против». Конечно, онлайн-формат – это совсем другая история в сравнении с атмосферой живого показа. Да, бесплатные показы собирали до 10 тысяч просмотров. Когда ввели плату, не скажу, что просмотры приняли массовый характер, но тем не менее. Кстати, для поклонников нашего театра в онлайн-репертуаре есть и архивные спектакли, среди них «Путники в ночи» по пьесе С. Стратиева «Автобус» – спектакль, с которого начинался наш театр 13 октября 1992 года. 


О неготовых ответах 

– На что делаете акцент при выборе спектаклей?

– С самого начала работы в театре меня очень сильно обязывало слово «молодёжный».  Что такое молодёжь? Это гибкость, восприимчивость ко всему новому, острота восприятия и выражения, современность. Всё это можете применить и к той концепции, которую мы  стараемся воплощать в театре. Исходя из этого и формируется репертуар. 

Мы берём в работу только качественные произведения. Потому что работает правило: «хороший материал можно испортить, но плохой улучшить при постановке нельзя». Так как рядом со мной нет художественного руководителя, то отбором материала для постановок занимаюсь я. Подолгу – по несколько месяцев – обсуждаем его с режиссёрами. Кроме качественной драматургии, я руководствуюсь соображениями жанрового баланса в репертуаре, ориентированности на разновозрастную аудиторию. 

Театр не должен служить на потребу развлечению. Это нечто эксклюзивное, штучное, хендмейд в искусстве. История, разыгранная актёрами, должна возбуждать у зрителя желание подумать, порефлексировать, должна оставлять послевкусие. Хороший спектакль – тот, который не даёт готовых ответов. 


– В одном из интервью вы сказали, что ставите перед собой задачу создать «театр со своим лицом». Как считаете, получилось?

– По-моему, абрис есть. Профессиональная общественность нашей республики уже воспринимает нас как театр со своим лицом. Какое оно? То самое, что я говорила о молодёжи. Современное, со способностью говорить на острые темы. Красивое. Видели наши декорации? И это несмотря на скромные финансовые возможности. Я очень рада и горжусь, что к нам на премьеры специально приезжают и просто зрители-театралы, и представители профессиональной театральной общественности из Минска и Киева. Думаю, это связано с тем материалом, который мы берём в работу, и качеством, которое показываем на выходе. 


– Как вы находите друг друга с режиссёрами?

– Я постоянно мониторю театральное пространство Беларуси, стараюсь быть в курсе тенденций развития театра и в нашей стране, и в мире. Буквально постоянно – с перерывами на сон. Слежу за премьерами, работой творческих лабораторий, изучаю статьи критиков и театральных журналистов. Открываю для себя новые имена. Когда позволяют возможности, стараюсь просто как зритель следовать театральному туризму. Для сотрудничества выхожу на связь с режиссёрами, обсуждаем условия. Если всё складывается – получаются замечательные работы. Так услышала имя Виталя Кравченко и пригласила в театр. С ним у нас сложился тесный творческий тандем – спектакли «Метод», «Королева красоты», «Урод», «Дядя Ваня». 

Здесь есть тонкий момент: важно чувствовать друг друга. Ведь придя в театр, режиссёр за очень короткий срок постановки должен понять настроения и атмосферу в коллективе, психологически совпасть с актёрами, концепцией театра, директором, в конце концов. Иногда по каким-то признакам я понимаю: «не наше, не пойдёт». 

О проектном театре

– Со сцены «Молодёжки» ушёл Дмитрий Попченко, занятый в «Эдипе», «Павятовым лекары», после – Сергей Трухин. Как влияет уход актёров на репертуар?


– «Эдип» и «Павятовы лекар», так сказать, законсервированы. Я пока не спешу их списывать. Кадровые изменения – это естественный процесс. Если человек принимает решение попробовать себя в чём-то другом либо в другом месте – это его выбор. Никого насильно не удержишь. Конечно, репертуар страдает. Но от драматизирования ситуации, когда кто-то уходит, меня спасает мысль о том, что в мире достаточно развит так называемый проектный театр. Это когда есть творческая задумка, проект и для его реализации приглашаются режиссёрско-постановочная группа и артисты. 


Взаимоотношения театра с его работниками носят краткосрочную основу. Может быть, ход эволюции приведёт и нас к такому, но пока вся существующая нормативная база  рассчитана на репертуарный театр, поэтому работаем в привычном русле. 


«Дядя Ваня» – это своего рода наш шаг в сторону проектного театра, потому что среди артистов, занятых в этом спектакле, есть Евгений Хромов из театра кукол, Наталья Задорина из драмтеатра. Женя Хромов, кстати, сейчас принимает участие и в постановке «Сильвии». 


Сегодня труппа молодёжного небольшая – 14 актёров. Мы готовы к новым лицам. Пользуясь случаем, скажу: если кто-то чувствует в себе силы реализоваться на профессиональной театральной сцене, можно обращаться, устроим прослушивание. 

О своём доме

– Не могу не задать вопрос о здании театра. Столько лет молодёжный работает в арендованном помещении. Очередной раз доказываете, что нет ничего более постоянного, чем временное.  

– О да, это уже притча во языцех. К счастью, наше помещение постепенно становится более приспособленным к полноценной работе: начиная от оборудованных несколько лет назад санузлов и продолжая текущими ремонтами, которые мы делаем собственными силами, стараясь освежить вид театра. Но до полноценного обустройства театра, какое имеют все наши коллеги, нам далеко. Единственные в Гомеле из городских  учреждений культуры, мы живём в гостях. Как арендаторы имеем такие проблемы, которые никому из моих коллег-директоров неведомы.  

Сегодня в силу ряда объективных обстоятельств спонсоры в театры, тем более государственные, не спешат. Конечно, хотелось бы иметь собственное здание. Но, увы, это не сегодняшняя перспектива.


– Ходили слухи, что вам хотят отдать давно пустующее здание бывшего кинотеатра «Спартак».

– Ключевое слово – слухи. Всерьёз с нами (во всяком случае со мной) никто это не обсуждал. Если это произойдёт, я буду счастлива и даже буду готова ввязаться в реконструкцию здания (смеётся). 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N