Там, где льётся музыка: 30-летию Гомельских городских оркестров посвящается | Новости Гомеля
Там, где льётся музыка: 30-летию Гомельских городских оркестров посвящается
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:23 14 Октября 2018 Культура

Там, где льётся музыка: 30-летию Гомельских городских оркестров посвящается

30 лет назад в нашем городе начало работу ГУ «Гомельские городские оркестры». За годы выступлений его коллективов их репертуар пополнился лучшими произведениями классической музыки, которые продолжают восхищать слушателей. Об истории становления симфонического оркестра корреспонденту «ГВ» рассказали его музыканты Андрей Кравцов и Наталья Филиппова.

В его руках дирижёрская палочка стала волшебной. А иначе как можно объяснить, что по её мановению 30 лет назад возник Гомельский симфонический оркестр. Этого, скорее всего, могло и не произойти, если бы палочку не взял в руки талантливый маэстро Валентин Кравцов, который 24 года возглавлял коллектив. Об истории становления ГУ «Гомельские городские оркестры» и его коллективов корреспонденту «ГВ» рассказали музыканты оркестра, которые многие годы радуют горожан своими выступлениями. 


Валентин Кравцов



На концерт без «шпаргалки» 

У коллектива была своя предыстория. В марте 1919 года Гомель становится губернским центром, а уже в сентябре 1920 года в городе был организован симфонический оркестр, в составе которого было 26 музыкантов. Через год численность исполнителей достигла 50, а ведь в это время шла Гражданская война. 

После Великой Отечественной войны осуществлялось много попыток возродить симфонический оркестр в стенах Гомельского музыкального училища благодаря стараниям Вальтера Мнацаканова и Георгия Шпанькова. И всё же понадобилось 45 лет, чтобы появился новый симфонический оркестр, что и произошло в 1989 году. Это случилось по инициативе талантливого музыканта и дирижёра Валентина Кравцова. 



– Дирижировал Валентин Давыдович очень эмоционально, – вспоминает концертмейстер группы виолончелей Наталья Филиппова. – Старался показать характер музыки, помогал правильно уловить темп. К тому же он заставлял максимально концентрироваться во время выступления. Я иногда ловила себя на мысли, что сейчас играет не наш оркестр, настолько впечатляюще мы выступали. 


Наталья Филиппова

– Помню, коллективом управлял приглашённый из Германии маэстро, – продолжает тему Андрей Кравцов (однофамилец Валентина Давыдовича), который с 1997 года играл в коллективе на фаготе. – Во время концерта немецкий дирижёр услышал, как кто-то неправильно сыграл и просто опустил руки. Музыка смолкла. Нам пришлось заново повторять эпизод из произведения Бетховена. 


Андрей Кравцов

Валентин Кравцов, к его чести, так никогда не делал, а когда музыканты сбивались, старался их прикрыть собой, буквально заслонить своим телом. 



– Он брал удар на себя и начинал ещё интенсивнее размахивать руками, и даже иногда подпрыгивал на месте, тем самым отвлекая на себя внимание, – добавляет Наталья Филиппова. – Так, на одном из концертов музыканты «заблудились» в нотах. Валентин Давыдович одной рукой листал партитуру, чтобы вернуться к нужному отрезку произведения, а другой продолжал держать ритм. Кстати, почти всегда он дирижировал без «шпаргалки», настолько хорошо знал партии всех музыкантов. За дирижёрским пультом он работал практически до последних дней своей жизни. Как сейчас помню, последнее, что мы с ним сыграли, – это было «Адажио» композитора Шостаковича. 



Музыкальная солидарность 

– Изначально оркестр держался на энтузиазме исполнителей, – отмечает Андрей Кравцов. – Репетировали мы в вечернее время после основной работы. Число участников оркестра в 90-е годы доходило до 70 человек. Играли практически все действующие музыканты Гомеля. Мы выступали плечом к плечу с преподавателями, перенимали их опыт. Дважды выезжали на гастроли в Германию, приглашали выступать с коллективом дирижёров из разных стран. 


В 1991 года ГУ «Гомельские городские оркестры» перешло под управление Гомельского горисполкома. 

– В концертном зале колледжа искусств имени Н. Ф. Соколовского, где мы репетировали в начале двухтысячных, как-то зимой прорвало трубу отопления. Температура упала до восьми градусов тепла, – вспоминает Наталья Филиппова. – А подготовке к концерту нужно было уделить около двух часов. Мы сидели в зимних куртках, шапках – ждали приглашённого из Минска дирижёра Геннадия Проваторова. На тот момент ему было уже за 70. И вот заходит пожилой человек в тонкой майке без рукавов и в джинсах. Он стал за пульт – и репетиция началась. Вот такая музыкальная солидарность. 


Изначально офис оркестров находился в административной части ОКЦ. В 2007 году благодаря участию городских властей коллектив переселился в другое здание на Советской, 50. По воспоминаниям старожилов, ранее в его помещениях находились комната школьника, отдел, занимающийся занятостью населения, санэпидстанция. «Когда мой отец работал таксистом, он даже медосмотр здесь проходил», – делится Андрей Кравцов. 

Вскоре к симфоническому оркестру присоединился духовой, который изначально выступал как детский коллектив при Дворце пионеров (ныне дворец Румянцевых и Паскевичей). В 30-е годы прошлого столетия он был реорганизован в духовой оркестр при Гомельском парке культуры и отдыха имени Луначарского, а в 1987 году коллектив по решению Гомельского облисполкома получил статус профессионального. В городском парке он выступал до 1 апреля 2007 года, после чего вошёл в состав ГУ «Гомельские городские оркестры». 



Саундтреки с аншлагами 

В 2010 году в симфоническом оркестре появился второй дирижёр Владимир Милютин. Под его управлением с успехом прошли концерты в ДК железнодорожников: «Вечер французской музыки» с участием Марка Дробинского, «Музыка Штрауса», «Рождественский концерт». 

С 2015 года коллектив возглавляет Мурад Ассуил. С ним связаны надежды на будущее оркестра. За время его работы было подготовлено около двадцати концертных программ, основой которых является академическая классическая музыка. 

– В двухтысячные годы был период, когда на выступления коллектива приходило не более 300 человек. Сейчас оркестр переживает новый этап развития, и выступления в залах на тысячу мест в ОКЦ и ДК железнодорожников проходят с неизменным аншлагом, – отмечает секретарь Гомельских городских оркестров Светлана Киреенко. – Большую роль в этом сыграла и нынешний руководитель городских оркестров Алёна Головань, которая вместе с главным дирижёром Мурадом Ассуилом стала воплощать новые идеи по развитию коллектива. 

Так, в декабре 2015 года в Гомеле прошёл I Форум классической музыки, посвящённый юбилею великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Он стал уникальным событием для Гомеля. В течение одной недели в городе побывали известные белорусские и зарубежные классические исполнители, которые совместно с оркестрами ГУ «Гомельские городские оркестры» исполняли мировые шедевры музыки. 
А летом 2016 года симфонический оркестр Гомеля представил на суд публике программу «Мировые саундтреки», объединив вместе музыку из известных западноевропейских и американских кинофильмов. Программа настолько понравилась слушателям, что собрала впоследствии два полных зала. Через год симфонический оркестр подготовил вторую часть «Всемирных саундтреков». 

Настоящим событием в культурной жизни города стал проект «Александр Рыбак и Симфонический оркестр» в марте 2017 года. Классические произведения, виртуозно сыгранные победителем «Евровидения-2009», чередовались с инструментальными оркестровыми произведениями. 

Визитная карточка города 

Концерты симфонического оркестра государственного учреждения «Гомельские городские оркестры» за последние несколько лет ещё больше полюбились гомельскими слушателями и гостями города. К оркестру проявляют интерес различные международные организации и коллективы, постоянно возникают идеи совместных проектов и растёт количество приглашений к участию в республиканских и международных фестивалях. Таким образом, симфонический оркестр становится настоящей гордостью, культурной визитной карточкой Гомеля и области. 

Услышать ближайшее выступление коллектива можно будет 18 октября в ОКЦ. Оркестр из более чем сорока артистов даст возможность насладиться богатством музыкальной культуры. В этот вечер мастерство покажет баянист-виртуоз Владислав Плиговка. Народный артист Беларуси Владимир Петров и певица Юлия Муха исполнят классические оперные произведения. Анастасия Малашкевич покорит джазовым бархатным вокалом, а солисты балета Белорусского академического музыкального театра закружат в ритме танцевальных шедевров. Помимо постоянных дирижёров коллектива Мурада Ассуила и Владимира Милютина, на гомельскую сцену выйдет главный дирижёр симфонического оркестра Белтелерадиокомпании Александр Сосновский. 

Начнётся концерт «Больше, чем оркестр. Нам 30 лет» в 18.30.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях