Уличные фонари Гомеля: история и современность
Сергей Вершинин, Анна Кравцова Сергей Вершинин, Анна Кравцова
11:30 13 Сентября 2018 Культура

Уличные фонари Гомеля: история и современность

Давным-давно, в древние доисторические времена, человек использовал для освещения помещений и окружающей территории костры, позже пришла пора факелов. Затем были придуманы и повсеместно распространились фонари.


Слово «фонарь» греческого происхождения. Тем не менее, первые уличные фонари появились в начале XV века в Англии. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году в городе стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. А первая система городского уличного освещения была создана в Амстердаме в середине XVII века.

В России уличные фонари появились при Петре I – в 1706 году в Санкт-Петербурге на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году.

Поначалу в фонарях использовали обыкновенные свечи, сало и масло. Отвечали за освещение улиц пожарные. В шутку их иногда обвиняли, что они съедают масло с кашей, а потому фонари горят тускло и гаснут рано. Так ли это, теперь, конечно, не проверить.

В дальнейшем применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Затем появились газовые фонари. В конце XIX века – с изобретением электричества – на смену газовым пришли фонари с электрическими лампами.

Такая же эволюция «фонарного дела» произошла и в Гомеле. В 1872 году на улице Румянцевской было впервые устроено уличное освещение, для чего применили керосиновые лампы и керосино-калильные фонари.

Впервые электроэнергия в Гомеле была использована в 1900-м году для освещения дворца и парка князя Паскевича. Первая локомобильная электростанция размещалась в здании на территории парка.

В известной дореволюционной книге «Город Гомель» (авторы – Жудро, Сербов, Довгялло, издание 1911 года, Вильно) сказано, что в 1911 году городские улицы освещали 92 керосино-калильных фонаря (систем «Свет», «Самосвет», «Самосвет-идеал-реформа») и 300 керосиновых ламп. 14 фонарей размещались в Залинейном районе, а остальные находились в центральной части города. 

Горение керосина в фонарях доводило до «белого каления» дающую свет металлическую сетку. Обслуживанием этих осветительных приборов занимались городские фонарщики, которые с лейкой каждый вечер обходили все свои объекты, заправляя и зажигая их (горелку для заправки спускали вниз на тросе).

Парк княгини Паскевич и железнодорожная станция освещались электричеством.

Керосино-калильные фонари преобладали в Гомеле вплоть до 1923 года, когда в связи с вводом в эксплуатацию 1-й очереди городской электростанции начались работы по постепенной, но массовой  замене керосино-калильных фонарей, освещавших центральные улицы города, на электрические.

Из-за разрухи военных лет (в период Великой Отечественной войны уличное освещение в Гомеле было практически полностью уничтожено) в полной мере электрические сети в городе заработали только в конце 50-х годов. С тех пор наш город и светлый, и чистый. 

В последние годы фонари снова обрели популярность, они выпускаются различных видов и конфигураций, делаются на заказ, о чём красноречиво говорят современные фотографии, сделанные в различных уголках нашего красивого и уютного города.

В середине 60-х годов прошлого века песня «Уличные фонари» в исполнении Жана Татляна была необыкновенно популярна в Советском Союзе. Одну несколько видоизменённую строчку из этой песни мы и вынесли в название этого материала.









Автор фото: Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях