Узнавай! Ощущай! Пробуй! Очередной сезон проекта "Лето в археологии" завершился в Дворцово-парковом | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Екатерина Иванова-Праля Екатерина Иванова-Праля Автор текста
15:06 13 Июля 2022 Культура

Узнавай! Ощущай! Пробуй! Очередной сезон проекта "Лето в археологии" завершился в Дворцово-парковом

Для меня это как открытие новой Вселенной,

я очень счастлива, что получаю много новых знаний и опыта

Анна Томашенко, 15 лет, участница проекта

В июне 2022 года в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля весь месяц работал образовательно-просветительный проект «Лето в археологии», рассчитанный на учащихся школ, которые на летних каникулах хотят активно и с пользой провести свое время.


В этом году, запуская проект, мы, как организаторы, задумались: «В чем же секрет «Лета…», ведь это уже шестой по счету сезон, а не каждый сериал может похвастать таким количеством продолжений!». Именно поэтому все занятия в этом году были под пристальным вниманием, дабы найти «ингредиент» успеха. В итоге наши наблюдения позволили выделить три основных компонента: интерес к прошлому, получение эмпирического опыта и много смеха на занятиях (фото прилагаются). А чтобы выводы были объективными – решили поговорить с участниками проекта и связанными с ним людьми.

Взрослые на такие мероприятия смотрят по-иному, особенно, если это директор музея. У Тороповой Оксаны Валерьевны особый взгляд на «Лето в археологии»:

– Музей всегда выпускает в свет совершенный и готовый продукт, когда можно прийти и насладиться увиденным, получить чистое эстетическое удовольствие. Этот проект, пожалуй, единственный, который раскрывает много секретов «музейной кухни» и пускает в закулисье нашего учреждения юных исследователей. Думаю, что для маленького человека занятия подобного характера это всегда открытие, а значит позитивный опыт взаимодействия с наукой. Ведь археология – это бездонный кладезь знаний, умений и опыта человека за многие тысячи лет.


«Знаете ли, детям скучно «ползать» за экскурсоводом, а новые игровые формы, пошаговая форма погружения в новые знания, личность куратора проекта и авторская подача материала – думаю, что так выглядит секретная формула «Лета в археологии». О. В. Торопова

В этом году кроме ребят постоянным участником проекта стал фотограф музея Павел Антонов, который наблюдал, помогал и узнавал вместе с группой что-то новое, поэтому мы не могли его не спросить. Как выяснилось, впервые о «Лете…» Павел узнал несколько лет назад, снимая репортаж об одном из первых сезонов, но погрузиться и посмотреть «как это работает в действительности» удалось только сейчас:

– Впечатления мои значительно дополнились или скорее обновились! Хотя и в этом году главная моя функция была запечатлеть эмоции детей и сам процесс, но проникнуться атмосферой и для себя отметить много нового успел. Думаю, что ребята в восторге: образовательный аспект безусловен, еще более важно, что им дают высказаться, проявить и показать себя. А секрет? Он определенно есть! Особенность отношений «куратор-участник» состоит в некой уникальности преподнесения сложной информации в интересных и доступных формах. Такого им больше нигде не расскажут. Был бы ребенком, обязательно пошел бы сам на курс таких занятий!


Настоящим «второгодником» проекта стал Владислав Романович, который еще с начала весны спрашивал: «А будет ли в этом году набор? Про меня не забудьте!». Он проникся атмосферой, царящей на занятиях еще со времен пятого сезона, поэтому пришел и в этом году:

– Здесь я не только получаю новые знания, но и пробую что-то делать сам! Мне нравится коллектив и как преподносят материал, теорию мы закрепляем практикой, а все занятия проходят весело и это особенно подкупает!


Считается, что дети не умеют скрывать своих эмоций и говорят, то, что думают. Поэтому мы решили узнать и у новичков, которые пришли на курс занятий, об их мотивации летом спешить в музей. В результате одним из самых популярных движущих факторов для ребят стал интерес к прошлому человека и впечатления, полученные во время занятий.

Екатерина Каёшко, 13 лет: «Эти занятия были самыми лучшими, у меня море эмоций и таких воспоминаний нигде не возьмешь. Мне кажется, что это лучший проект за всю мою жизнь. Спасибо вам!»

Александр Григорьев, 12 лет: «В проект я попал не с первых занятий, мне рассказали одноклассники, но рад, что оказался здесь. Я узнал, что в Гомеле протекала река Гомеюк, а не Гомейка, как я думал раньше, увидел настоящий бивень мамонта и сходил в археологическую разведку – мне очень понравилось!»

Анна Томашенко, 15 лет: «Вообще, эти занятия стали для меня большим открытием. Я до них вообще ничего не знала о прошлом, а это так интересно. Вы всегда столько занимательного рассказываете, разные задания, еще и в позитивной обстановке – это всё вдохновляет меня, и потом я столько всего могу друзьям и родителям рассказать».


Один из самых младших участников шестого сезона – Нестор Винничек, 10 лет – не многословно, однако очень эмоционально описал свои впечатления: «Мне все понравилось: сверлить, лепить, поход, и я даже не знал и половины!!!!! о чем нам рассказывали». Забирая Нестора после последнего занятия, мама предупредила: «Он собирается уже на следующий год к вам, так что не забывайте нас». Появление такого живого интереса у ребенка к получению нового опыта и знаний – ни это ли секрет нашего «Лета…»?

Все это свежие мнения сегодняшних участников курса занятий, а вот что о секретном ингредиенте долголетия думает человек, который является автором проекта и куратором первых сезонов – Дмитрий Николаевич Линденков, заведующий отделом археологии и охраны историко-культурного наследия:


– Важно то, что проект развивается. За шесть лет общая основа осталась в приоритете. Проект – это часть большого цикла «наука-культура-образование», когда предметы попадают из раскопок в музей и проходят путь до широкой публикации. Ребята занимаются и получают всегда только актуальную информацию и видят примеры самых последних наших исследований. За все сезоны менялась только форма подачи материала, она становилась более разнообразной и приспособленной для учащихся. А секрет? Думаю, он в сбалансированности и профессионализме, благодаря тому, что кураторами и преподавателями проекта остаются люди с узкой спецификой знаний и большой археологической практикой, а это делает подачу материала живой и интересной. Прочитать и рассказать о том, что в мезолите широкое распространение получили стрелы, может любой музейный сотрудник, а вот показать из чего их изготавливали, как они собираются, а потом еще дать возможность самим попробовать их сделать – это уже совсем другая история.

«Мы отошли от набора больших групп и думаю, что это правильное решение, потому что сейчас к нам приходят ребята с мотивацией узнать что-то новое, и в итоге усвоение информации и результат получаются максимальными!


У каждого из тех, кто связан с проектом складывается свое впечатление и мнение, но бесспорно, что людьми движет интерес узнавать новое, развиваться и быть в компании людей, где слушают твое мнение, не глядя на то, сколько тебе лет, а музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля всегда готов помогать в этом юным исследователям!

«Первоначально ребята идут на свой интерес, а остаются благодаря подаче материала и отношению к коллективу» Д. Н. Линденков

Закончить хочется фразой мамы, которая приводила свою дочку на археологический пикник, проходивший в рамках проекта и организованный специально для дошкольников: «Очень долго в голове жил стереотип, что музей это про тишину, ничего не трогать, только смотреть и слушать, а оказывается, что музей – это весело и интересно, это возможность получить эмпирический опыт!». Приходите и получите свой собственный опыт.


Автор текста: Екатерина Иванова-Праля,

куратор проекта «Лето в археологии»,

мл. научный сотрудник отдела археологии и охраны ИКН.

Автор фото: Павел Антонов, фотограф музея


Автор фото: Павел Антонов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N