В Гомеле существует уникальный живой музей: появляется всего на пару часов и исчезает до следующего года | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
В Гомеле существует уникальный живой музей: появляется всего на пару часов и исчезает до следующего года
Игорь  Степанцов Игорь Степанцов Автор текста
15:08 23 Июля 2022 Культура

В Гомеле существует уникальный живой музей: появляется всего на пару часов и исчезает до следующего года

Музей живой истории в этом году в шестой раз распахнул свои двери для любителей средневековья. 



Предыстория. Наверняка каждый археолог хоть раз, да мечтал о том, чтобы его находки смогли заговорить. И благодаря этой способности рассказали бы свою уникальную историю о приключениях, которые происходили с ними с момента их создания руками мастера, до того, как они были погребены на столетия в землю. Но, увы, это невозможно. Поэтому археология научилась по крупицам воссоздавать неведомые до этого страницы истории. Проще говоря, исследователи находят разные способы, чтобы находки начали говорить без слов.

Что-то подобное случилось и в середине 80-х годов прошлого столетия в Гомеле. Тогда, спасая непознанные недра в исторической части города от ковша экскаваторов, молодой гомельский археолог Олег Макушников и предположить не мог, насколько много информации эти слои земли могут дать о нашем городе и происходивших в нём процессах почти тысячу лет назад. В ходе раскопок на месте кинотеатра имени Исаченко учёным была открыта уникальная для всей Восточной Европы оружейная мастерская. Удивительно, но благодаря следам пожара в ней можно было легко идентифицировать время её работы и даже время, когда она погибла в огне, – первая половина XIII века. Просто удивительная точность, учитывая давность тех событий. А ещё более удивительно то, что благодаря найденному в этом месте деревянному сосуду с надписью «Фёдор» наука даже смогла узнать имя мастера, работавшего с «панцирями» и оружием защитников нашей земли. 

Самой массовой находкой в этой мастерской были металлические пластины (всего их насчитали порядка полутора тысяч штук), из которых мастер впоследствии собирал доспех. Находки залегали на полу сгоревшего помещения мастерской россыпью и бессистемными скоплениями. Историю цикла жизни одной такой пластинки, от изготовления в мастерской до находки археологами в недрах земли, попытались показать в музее живой истории нынешнего года. 




Долгожданное возвращение. После трёхлетнего «пандемийного» перерыва «живой музей», как его называют сами организаторы, вновь порадовал медиевистов, любителей, истории, школьников и просто гомельчан, случайно либо по наводке знакомых забредших в тихий дворик между вторым и третьим корпусами ГГУ имени Ф. Скорины. 

Музей традиционно собирает реконструкторов из разных регионов страны.

Традиционно за наполняемость локального праздника взялись студенты факультета истории и межкультурных коммуникаций гомельского университета. Не обошлось и без поддержки белорусских реконструкторов, историков музея дворцово-паркового ансамбля. 


Однако каждый близкий к теме скажет, что создателем и идейным вдохновителем, на котором лежит вся тяжесть подготовки к набирающему всё большую популярность мероприятию, без сомнений, можно назвать Антона Шиляева (на фото в центре). 


Мероприятие пришлось по вкусу в том числе иностранным гостям.

В миру (если можно так выразиться) Антон – заместитель декана факультета истории и межкультурных коммуникаций ГГУ имени Ф. Скорины. Но в своей «тусовке» многие знают его как реконструктора, рыцаря Вилата, участника различных средневековых турниров в Беларуси и за её пределами. Обладая природной тягой что-то мастерить, Антон со своими единомышленниками создаёт средневековые доспехи, мебель и даже постройки без единого гвоздя. Некоторые также могли видеть его на мероприятиях университета в роли первопечатника Франциска Скорины за печатным станком. К слову, механизм он также воссоздал. 


Однако свой вклад в продвижение локального историко-культурного ивента и популяризацию истории в отдельно взятом регионе Антон оценивает скромно, а в качестве главной движущей силы живого музея отмечает студентов исторического факультета.


– Кроме этого, важную роль в нашем мероприятии, как в прошлые годы, так и в этом, играют гости – представители клубов исторической реконструкции. 

В этом году их значительно меньше, но некоторые приехали даже из Бреста. Серьёзную поддержку в проведении музея живой истории нам оказал ректорат университета и дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей.


Как многие могли понять, у нынешнего музея живой истории появилась и своя тематика. Случайно и по довольно печальному поводу. 

– Наш музей показал себя уже с многих сторон. В 2022 году назрела необходимость что-то менять, – рассказывает Антон Шиляев. – К огромному сожалению, повод образовался сам собой. Недавно ушёл из жизни известный гомельский археолог Олег Макушников. Наше мероприятие посвятили ему и его открытию. Гостям музея мы хотели немного рассказать об уникальности средневековой оружейной мастерской, которую исследовал Олег Анатольевич.

В уютном дворике между вторым и третьим корпусами для посетителей были подготовлены четыре интерактивные площадки. Первые две были посвящены работе археолога и, если можно так сказать, финальному этапу жизни металлического доспеха. В центре зелёной зоны был разбит импровизированный раскоп, где каждый желающий мог попытать счастья в археологическом поиске. Все найденные в раскопе пластины отправлялись на вторую площадку, где посетителям была показана так называемая камеральная археология – опись, изучение, обработка находок и последующая их каталогизация. 

Посетители пробуют себя в роли археологов.



На третьей площадке музея развернулась настоящая средневековая оружейная мастерская, где посетителям (а многие из них были ещё школьниками) можно было самим поработать с металлическими заготовками: попытаться доработать форму пластин, пробить в них отверстия для последующей связки в единый доспех, сплести часть кольчуги. 


На последней площадке музея реконструкторы и студенты уже демонстрировали образцы готового средневекового доспеха XIII века. На основе находок 1986–1987 годов Олег Макушников в роли теоретика совместно с практиком – реконструктором Юрием Лупиненко – попытались воссоздать доспех того времени. Итогом этой работы стал ряд научных трудов с иллюстрациями внешнего вида средневекового панциря. По словам Антона Шиляева, на площадке демонстрации готовых изделий центральное место занимал как раз доспех, получившийся в результате той кропотливой работы. 


Пожалуй, самое главное отличие Музея живой истории от музеев в обычном понимании этого слова в том, что все тематические площадки и экспозиции существуют всего день. После глиняные печи, в которых только недавно запекали хлеб, жаровни, импровизированные кухни, раскопы и прочее исчезают, не оставив и следа.  Вот и «Музей живой истории-2022», проведя всего несколько часов под открытым небом, исчез в тот же день. Но, как всегда, оставил массу впечатлений и памятных моментов. А ещё уверенность в том, что в следующем году он обязательно вернётся, порадует новыми необычными задумками и соберёт ещё больше гостей. Следите за новостями. 


Автор фото: Игорь Степанцов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях