«Выходили на сцену для трёх зрителей»: как Гомельский театр кукол переживает времена пандемии | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
19:47 12 Декабря 2020 Культура

«Выходили на сцену для трёх зрителей»: как Гомельский театр кукол переживает времена пандемии

Аншлаги для Гомельского государственного театра кукол – дело привычное. Было в прошлые годы. В 2020-м ситуация беспрецедентная: из-за пандемии коронавируса количество зрителей уменьшилось в несколько раз. Но артисты выходят на сцену, даже если в зрительном зале только отец с двумя детьми.  

В интервью «Ведомостям» директор театра Дмитрий ГОРЕЛИК рассказал, почему в этом году хоровод на новогодних утренниках будет особенным, сколько стоят спектакли, почему кукольников сравнивают с артистами балета и кому 30 лет назад он был готов показать справку о психическом здоровье.


Ещё в детском саду Дмитрия Горелика тянуло заглянуть за ширму кукольных спектаклей: посмотреть, как же Петрушка умудряется ходить над полом. Теперь о жизни кукол Дмитрий Абрамович знает всё. И даже больше. 


Персонажи в масках

– Дмитрий Абрамович, самый главный, «коронный» в этом году вопрос: как ваше здоровье?

– Лучше, чем было. Три недели провёл на больничном с коварной пневмонией. Выкарабкаться помогла, наверное, вера в светлое будущее. После выздоровления для меня оно, считай, наступило. Но даже у этого лечения есть своя прелесть: больше месяца не курю. 


– Как пандемия повлияла на работу театра?

– Последние полноценные спектакли были на гастролях в марте в Бобруйске. После этого посещаемость пошла на спад. Сейчас поток зрителей небольшой, ведь заставлять никого мы не можем. Если раньше на детские спектакли по выходным дням были аншлаги, то сейчас 40–50 человек в зале – уже хорошо. Такая же беда у наших белорусских коллег. Речи не идёт о гастрольной деятельности. Слетели многие фестивали. 17 января будем точно отменять поездку к нашим друзьям в Неаполь. 


Сейчас идёт репетиционный период, труппа готовится к новогодним праздникам. Зрителей ждут две премьеры – «Новогоднее путешествие» и «Кто против Снеговика». 

– Снеговик будет в маске?

– Это ширмовый спектакль на сцене, переживать не стоит. А вот персонажи, которые работают возле ёлки – ростовые куклы. А это самые безопасные маски в наше непростое время. Без новогодних утренников нет Нового года. Будем ставить детей в такие хороводы, чтобы они не держали друг друга за руки и соблюдали дистанцию. Никуда не денемся: придётся сокращать время утренников  с 50 минут до 35. 

Обычно новогодняя кампания давала возможность неплохо заработать. Конечно, мы не можем покрыть все свои убытки, и государство в этом помогает дотациями.  Но когда нормально шёл зритель, мы могли самостоятельно покрывать многие свои задумки. Потому что средств, которые выделяются специальными программами на новые постановки, почти всегда не хватает.


«Директору нужно быть ребёнком»

– Из чего складывается бюджет театра?

– В мире считается, что если театр зарабатывает 10 процентов своего бюджета, это уже хорошо. У нас были годы, когда мы покрывали порядка 40 процентов бюджета. Наверное, это тоже не совсем правильно, потому что если театры будут только зарабатывать деньги, обязательно поднимутся цены на билеты. А мы не меняли их несколько лет. До сих пор самый дорогой билет в первый ряд на новогоднее представление – 12 рублей. Будь моя воля, я бы все детские спектакли сделал бесплатными. Почему нет? Первое театральное воспитание дети получают у нас. И если они не будут ходить в театр кукол, в будущем не пойдут ни в молодёжный, ни в драматический. 

В этом году пять премьер – это хорошо. К примеру, «Каштанка» по Чехову – довольно серьёзный спектакль. И по материальной части, и по постановке. Он обошёлся нам ориентировочно  в 10–12 тысяч рублей. Это недорого, так как иногда мы используем материалы, которые уже есть на складе. А вообще, выпуск спектакля – недешёвое удовольствие. Нормальная постановка должна стоить от 40 тысяч и выше. 



Фото автора


– Детские спектакли дешевле?

– Не всегда. Актёру драмтеатра, чтобы играть на сцене, достаточно стола и стула. У нас такой набор нужно сделать и для куклы, и для артиста. Детский спектакль – это почти всегда либо фантастическая история, либо сказка. Маленькие дети воспринимают всё не ассоциативно, а иллюстративно. Для взрослых теремок – это примитивный домик из двух реек. Для детей у каждого жителя в теремке должно быть окошко. Ну не может Снежная Королева выйти на сцену в халате. Ей нужен костюм, маска, парик, если это не ширмовый спектакль, ступени изо льда. 


Я видел спектакль в одном белорусском театре кукол, который стоил как небольшой жилой квартал. Только монтаж декораций занимал больше суток. Мы стараемся делать спектакли так, чтобы они хотя бы частично окупались. Некоторые окупают себя полностью и многократно. Представьте, с 1976 года у нас в репертуаре «Сказка – ложь, да в ней намёк» по Пушкину. Классика. Дети принимают его, он иллюстративный, яркий. Там играют куклы, которые благодаря трепетному уходу актрисы Тамары Горячевой сохранились в своём, можно сказать, первозданном виде. Сама Тамара Васильевна – легенда, работает в театре с 1966 года и воспитала уже не одно поколение актёров.

– Слушаю вас и понимаю: чтобы работать в театре кукол, нужно самому быть ребёнком.   

– Поправлю: для того чтобы работать в театре кукол, ребёнком нужно быть директору. А все остальные могут быть нормальными людьми (улыбается). Я до прихода в театр кукол работал инженером технадзора в строительстве. Когда поступал в институт культуры на режиссуру праздников, в приёмной комиссии изумились: «Вы серьёзно?» «Могу показать справку из психбольницы», – отшучивался в ответ.



Спектакль пройдёт при любом количестве зрителей

– Вы руководите театром с 1992 года. За это время помните похожие по трудности времена? 

– Особо лёгких времён никогда не было. Когда пришёл директором, театр базировался в старых помещениях на Пушкина, 2 (сейчас – бизнес-центр «Пушкин Плаза»). Одно время там была поликлиника УВД, ГАИ, но из-за невыносимых условий все старались побыстрее убежать. Сырую воду пить было невозможно. Санузла не было, наши ребята ходили через дорогу в сквер в общественный туалет. Нас там знали в лицо. Когда туалет сделали платным, мы даже просили управление ЖКХ, чтобы нам выдали пропуска. 

Репетиции проходили в маленьких комнатушках, и чтобы выйти из положения, актёры придумали специальную систему шагов, чтобы развернуться на сцене во время спектаклей. «Окрасочный цех» вообще помещался в детской ванночке. Первую машину чудом купили в 1997 году. До этого у нас были автобусы «Черниговец» и «Кубань» с деревянным полом, в которых ноги, даже если ездили на небольшие расстояния, отмерзали напрочь.

Но таких времён как сейчас, когда зрительный зал пустует, не было никогда. Доход упал по сравнению с прошлыми годами в четыре–пять раз. 


– Актёры, как и все творческие люди, имеют тонкую душевную организацию. Какие настроения в коллективе, когда поток зрителей небольшой?

– Безусловно, при полном зале артист чувствует себя лучше. Но мы не отменили ни одного спектакля из-за малого количества зрителей. В конце марта играли для трёх человек – был папа с двумя детьми. Актёр в любом случае готовится к спектаклю, настраивается. Даже если придёт один человек, всё равно будет полноценная генеральная репетиция. 

При всей тонкости душевной организации актёры есть актёры. Они действую в предлагаемых обстоятельствах. Причём  кукольники, как артисты балета и музыканты-духовики, работают в особых условиях. Их тяжёлый труд требует большого физического напряжения. Кроме того что артист своими эмоциями, пластикой и мимикой обогащает образ, он должен ещё и с куклой что-то делать. А если она весит килограммов 15? «Поминальная молитва», к примеру, длится три часа. В ширмовых спектаклях продержать куклу на полусогнутой руке час – непростое занятие. Есть такое положение, что актёр-кукольник, отработав беспрерывно 25 лет, может выходить на досрочную пенсию. 

– Говорить о планах, как показал этот год, дело неблагодарное. И всё же, что задумали на 2021-й?

– Это действительно сложно прогнозировать. Надеемся, что сделаем ремонт зала, установим новое звуковое оборудование. Есть большие проблемы с помещениями для хранения декораций. В действующем и перспективном репертуаре теат­ра более 60 спектаклей. Если спектакль два года не игрался, после косметического «ремонта» декораций его можно ставить как новый. Дети-то растут. За 29 лет, что я здесь работаю, родители, которые приходили к нам в детстве, приводят уже своих детей.

Планируем сделать те спектакли, которые не получились из-за невозможности приезда в Беларусь режиссёров. Есть договорённость с Натальей Слащёвой, которая работала у нас режиссёром-постановщиком, но уехала в Петербург в театр Karlsson Haus. Хотим поставить «Трёх поросят» и «Пеппи Длинныйчулок». Также в планах «Стойкий оловянный солдатик». Но, кроме наших планов, есть ещё планы чисто материальные. Если раньше могли себе позволить выпустить три спектакля за собственные деньги, то сейчас этим похвастаться не сможем. 


 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N