Знала Высоцкого и выступала с Окуджавой: 80-летний юбилей отпразднует премьерой спектакля актриса Галина Анчишкина
– Сцена – вот наша настоящая, реальная жизнь. Нужно отдавать ей всего себя. Только тогда зритель сможет пережить некий катарсис, очищение, – убеждена актриса молодёжного театра Галина Анчишкина. – Хочется, чтобы человек уходил со спектакля с мыслью, что есть иная жизнь. И, думая о горестях и радостях героев, забывал о своих проблемах.
Вышла на сцену в 1962-м.
Галина Анчишкина родилась в Тульской области, в небольшом городке Лихвине на Оке. Она всегда хотела быть актрисой, но родители считали, что раз дочь окончила школу с золотой медалью, то ей такая, с их точки зрения, «цыганская жизнь» не нужна. Настоящее же знакомство с представителями театральной сцены произошло у Галины в старших классах, когда её отец стал директором Дома культуры:
– Папа хорошо играл на гитаре, прекрасно пел. Вероятнее всего, от него мне передались сценические способности, – говорит актриса, которая, занимаясь в драмкружке, впервые вышла на большую сцену в 1962 году. Заслуженный артист тульского театра взял её сыграть в небольшой сцене премьерного спектакля. По сути, роль была почти без слов. Но с этого момента Анчишкина заболела театром:
– Гостиниц не хватало, поэтому приезжим актёрам папа отдавал для ночлега нашу соседнюю комнату. Я смотрела на артистов, и они казались мне какими-то необычными, неземными и безумно красивыми.
Я очень хотела походить на них, но считала себя не такой яркой.
В итоге, окончив школу, будущая актриса поступила в Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого на филологический факультет.
Авария и… ГИТИС.
Но мысли о театральных подмостках не отпускали Галину Анчишкину. Учась в институте, участвовала в смотре студенческой художественной самодеятельности. После очередного выступления к ней подошла профессиональная актриса из жюри и сказала: «Попробуйте свои силы в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского. Думаю, у вас получится». И Галина отправилась в Москву поступать в ГИТИС.
– Всё, что было на мне в те годы, было модным: чёрные стрелки у глаз, причёска бабетта, – вспоминает актриса. – Но, видимо, внешний облик не совпадал с моим внутренним миром. И я не прошла в следующий тур. Знакомая девушка сказала: «Пошли поступать в “Щуку”». Я тогда ещё не знала, что «Щука» – это Щукинское училище, а «Щепка» – Щепкинское училище. Мы поехали в «Щуку» и попали под безумный дождь. Я была без зонта, платье намокло, макияж весь сошёл. Мы успели попасть в последнюю десятку абитуриентов. И вот я после дождя, с мокрыми волосами, без капли краски на лице появилась перед приёмной комиссией. Читала то же самое, что в ГИТИСе, и меня пропустили сразу на третий тур. В ожидании его я вернулась в родной пединститут сдавать экзамен. А потом попала в… автомобильную аварию. Оказалась в больнице, где мне сделали операцию. За это время экзамены прошли. А тут ГИТИС объявил дополнительный набор. И я пошла ещё раз. Была совершенно естественной, как есть. И поступила!
Общие интересы с Высоцким.
Галина Анчишкина проучилась в московском театральном вузе четыре года. Это было чудесное время «оттепели», песен Окуджавы, поэтических вечеров.
– Именно в те годы появился Высоцкий. Кстати, я с ним была знакома. И это неудивительно – мы были одного возраста, у нас были общие интересы, – вспоминает актриса.
Галина Ивановна посещала поэтические вечера Рождественского, Вознесенского, Евтушенко:
– Я любила стихи и читала их с четырёх лет, знала безумно много и всё время учила новые. Сейчас поэзия Цветаевой или Бродского на всех полках. У нас такого не было. Я всегда обращала внимание на то, что под запретом. Когда родители прислали мне в Москву первые деньги – 50 рублей, я тут же побежала на книжный рынок и отдала их все за первый сборник стихов Цветаевой, хотя продавец просил больше. Правда, потом подарила его подруге, чтобы она тоже полюбила поэзию.
Актрисе посчастливилось не просто слушать Окуджаву, но и выступать с ним на одном концерте. Она посмотрела все нашумевшие премьеры выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса и до сих пор хранит его письмо со словами: «Я взял бы вас только из одного желания работать со мной, но обстоятельства против нас». Позже Галина узнала, что режиссёру из-за творческих разногласий пришлось уйти из театра «Ленком».
- 14 ролей играет актриса в текущем репертуаре молодёжного театра. Она режиссёр семи постановок, среди которых спектакли о судьбе поэтов Серебряного века.
Назад… на родину.
В течение 11 лет Галина Анчишкина служила в драматических театрах Брянска, Калининграда, Великих Лук. Выйдя замуж, переехала в Гомель. Большим счастьем для актрисы стало рождение дочери. В 1977 году она продолжила творческую деятельность в Гомельском облдрамтеатре. С распадом Советского Союза в начале 90-х годов в жизни актрисы наступил тяжёлый период.
– Подруга пригласила меня в Канаду, где я устроилась на работу няней. Вскоре поняла, что никогда не смогу жить за границей, – делится переживаниями актриса. – Когда становилось совсем невмоготу, читала стихи русских поэтов, в том числе Марины Цветаевой: «Тоска по Родине!/ Давно разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно –/ Где – совершенно одинокой/ Быть, по каким камням домой/ Брести с кошёлкою базарной…»
Галина Анчишкина нашла в газете объявление о работе русского культурного центра в Торонто:
– Я предложила его сотрудникам свои поэтические программы на стихи Мандельштама, Ахматовой, Пастернака. И стала проводить театрализованные вечера. В первом ряду сидели дамы в бриллиантах, которые знали лично Ахматову. Не дамы, а уже настоящий антиквариат. А на последнем была молодёжь – в шортиках, в топиках. Такие разные зрители, а отклик был тот, который так необходим актёру.
Вскоре Анчишкина вернулась в Гомель, где с 1993 года по приглашению режиссёра Якова Натапова поступила на службу в молодёжный театр.
Прелесть живого спектакля
– Для меня театр стал домом, в который хочется приходить, – признаётся Галина Ивановна. – Работа над премьерой не заканчивается с её презентацией. Я вообще считаю, что постановка по-настоящему выкристаллизовывается после пятого, шестого, седьмого показа. Работа над спектаклем продолжается каждый раз, когда артисты выходят на сцену. И каждый раз – это другой спектакль. В этом и есть прелесть живого театра. Любая роль для актёра, даже если он считает, что она несхожа с его характером, не отвечает его внутреннему состоянию, всё равно потом проникает в тебя и становится твоим ребёнком. А таких «детей» у меня очень много. Роли почти все любимые, потому что в каждой есть судьба. Ещё большое значение имеет, какие у тебя партнёры по сцене. А в молодёжном театре они замечательные.
Рассуждая о жизни, актриса добавляет:
– Сейчас главное – сохранить доброту и любовь, которая способна спасти мир. А ещё умение разделить с человеком даже не беду, ведь и враг может тебе посочувствовать, а счастье. Хочется жить для кого-то и чего-то. Восхищаться такими моментами, как когда я впервые взяла на руки внука. Мир прекрасен, и нужно считать каждый день, который тебе выпал, последним. И тогда будет благословенным каждый час, на который ты не надеялся.
* * *
Новая постановка «Танго бабочки» приурочена к 80-летнему юбилею Галины Анчишкиной. Её пожилая героиня Эдда вспоминает блестящую молодость, свою несравненную красоту, богатых и влиятельных ухажёров, лучшие наряды и светские выходы. Но однажды в её доме появляется незнакомый молодой мужчина, знающий об Эдде то, что может полностью разрушить тщательно создаваемый роскошный образ. Такова завязка мелодрамы, режиссёром-постановщиком которой выступил Виталь Кравченко, а в актёрский ансамбль вошли Евгений Хромов, Валерия Лагуто, Алексей Стрельченко и Валерия Цыкуненко. Спектакль покажут 9, 16 и 26 апреля. Начало в 19.00.
Автор фото: Евгений Эстер