О безопасности банковских карт | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
fingramota.by fingramota.by Автор текста
11:00 19 Июля 2018 Экономика

О безопасности банковских карт

Первая кредитная карточка была выпущена в Америке в 1920-х годах. Она была картонной, затем металлической, после появилась магнитная полоса.
В Беларуси они появились в 1993 году. По состоянию на 1 апреля 2018-го банковские платёжные карты внутренних и международных платёжных систем эмитируют 22 банка. 

Так как это неотъемлемый атрибут наших кошельков, сегодня мы снова вернёмся к теме «картобезопасности». 

Проглотил банкомат 

Причин для этого, как правило, несколько. Команду на изъятие карты может дать банк, выпустивший карточку, при попытке совершения какой-либо операции (любой операции с авторизацией). Такое бывает, когда карта заблокирована самим клиентом или банком как утерянная либо украденная. 

Также некоторые банки могут давать команду на изъятие карты, когда превышено количество попыток ввода неверного ПИН-кода. Если клиент забыл достать карту из картоприёмника после того, как банкомат вернул её. Чаще всего устройство сигнализирует о том, что вернуло карту и её можно забрать. Но если в течение установленного времени карту не забрали – она будет изъята устройством. В этом случае её можно будет получить обратно в банке, которому принадлежит устройство, либо в банке, выпустившем карточку. Банкомат также может не вернуть карту клиенту из-за сбоя в работе по технической причине (отключение света, сбой в программном обеспечении). В целом такие ситуации встречаются достаточно редко. Если всё же это случилось, необходимо найти на устройстве наклейку с номером телефона организации, ответственной за обслуживание данного банкомата, и на месте уточнить, где и когда можно забрать карту. Сразу после этого заблокировать её.

Можно ли доверять бесконтактным картам?

Этот вид карты – удобная штука. Одно касание – и вы оплатили покупку. Бесконтактные карты имеют такие преимущества, как рекордная скорость проведения операций, отсутствие необходимости передавать банковскую карточку кассиру, не нужно вводить ПИН-код, если сумма покупки до 20 рублей, бесконтактные карточки реже подвергаются механическому воздействию, соответственно, меньше изнашиваются. 

Разные платёжные системы используют разные стандарты: Visa – payWave, MasterCard – PayPass, American Express – ExpressPay и другие. Но работают они по одному принципу: в такую карту встроен чип с антенной, передающий информацию о платеже по радиоканалу, в магазинах, принимающих подобные карты, установлен специальный бесконтактный терминал. Технология бесконтактных платежей снабжена хорошей многофакторной защитой. Миллионы людей во всём мире доверяют бесконтактным карточкам. Тем не менее, пользуясь такой картой, не пренебрегайте основными правилами безопасности – берегите саму карту, сохраняйте в секрете ПИН-код, включите смс-уведомления об операциях, а при первом подозрении обращайтесь в банк.

Как отменить операцию со снятием денег, если вы передумали делать покупку? 

Если вы решили отказаться от покупки после успешного завершения операции, потребуйте отменить операцию. Обязательно сохраняйте карт-чек по операции отмены до момента сверки выписки по счёту, к которому выпущена карточка. В случае отказа по какой-то причине от использования услуг гостиницы, пункта проката требуйте отмены блокировки залоговой суммы.

Если бронь гостиницы с помощью карты нужно отменить… 

Если вы забронировали гостиницу через интернет, но по каким-то причинам не планируете туда заселяться, обязательно проведите отмену бронирования через тот же сайт согласно всем указанным на нём правилам. Получение кода является доказательством того, что бронь отеля действительно отменена. За несвоевременную отмену бронирования гостиница имеет право списать с вашего счёта установленную ею сумму.

Как часто нужно проверять счёт? 

Состояние своего счёта желательно проверять не реже, чем раз в месяц. Также стоит это делать после возвращения из-за границы, если вы использовали в поездке карточку. Если видна разница между реально совершёнными и отражёнными в выписке операциями, нужно обратиться в банк, который выдал карточку, чтобы прояснить ситуацию.

Что такое «принцип нулевой ответственности» банка? 

Это значит, что, если с банковской платёжной карточки мошенники украли деньги, банк полностью вернёт всю исчезнувшую сумму. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, – это подать в банк заявление на бумажном носителе или в электронном виде (в соответствии с условиями договора об использовании карточки). Сделать это надо не позднее, чем через 30 дней с даты получения от банка уведомления о движении денежных средств по счёту согласно договору об использовании карточки. Если у человека есть уважительная причина, например, он был болен, то срок подачи заявления может быть продлён. На рассмотрение этого заявления и принятие решения о возврате средств банкам отводится 45 дней, если операция была совершена на территории Беларуси, а если за пределами страны, то – 90 дней. 

Но забота со стороны банка о сохранности сбережений клиентов не избавляет держателей от необходимости быть бдительными и контролировать движение средств на счёте. Банк проведёт расследование, чтобы убедиться, что клиент сделал всё возможное, чтобы обезопасить свои сбережения: никому не говорил свой пин-код, подключил смс-оповещение, заблокировал карточку, как только с неё стали пропадать деньги. Если правила безопасности соблюдены, банк вернёт деньги. В противном случае он вправе отказать в возврате денежных средств, если несанкционированную операцию совершили с вводом ПИН-кода (для чиповых и бесконтактных карточек); в интернете с использованием технологии дополнительной идентификации клиентов по технологии, предусмотренной правилами платёжной системы, в рамках которой карточка выпущена (Verified by Visa, MasterCard SecureCode и другие); посредством системы дистанционного банковского обслуживания с введением логина и пароля; после того как держатель карточки или клиент инициировал отмену её блокировки, которую банк произвёл, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к счёту клиента. Также, конечно, банк откажет в возврате денег, если у него есть информация о мошеннических действиях держателя карточки. 

Какие дополнительные расходы можно понести при использовании карточки за границей? 

При оплате товаров или услуг за границей стоит обращать внимание на наличие сервиса Dynamic currency conversion (DCC), что в переводе означает «динамический обмен валюты». Этот сервис предлагает ещё один этап конверсии, что, как правило, приводит к уплате дополнительных денег (сумма к оплате пересчитывается в белорусские рубли по курсу, установленному банком, предлагающим услугу DCC). Нужно следить за информацией на экране терминала, а также проверять указанные в карт-чеке условия проведения операции. Например, стоит обращать внимание на наличие аббревиатуры DCC. Если вы не согласны с условиями, не ставьте подписи на карт-чеке, не вводите ПИН-код и настаивайте на отмене операции и её проведении без применения динамической конверсии.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N