Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский
17:37 12 Октября 2018 Культура

Парк скульптур может вырасти в Гомеле

Он создаёт свои произведения с помощью сварочного аппарата, долота и даже садовой тяпки. Его работы можно встретить на курильском острове Итуруп и под Греноблем во Франции. А на днях он отправился на международный симпозиум в Египет, где в числе 160 мастеров со всех частей света будет высекать из дерева «Сердце мира». Скульптор в третьем поколении Кирилл Крохалев, вдохновившись примерами других городов, хочет провести  международный скульптурный симпозиум в Гомеле. О своём творчестве и планах по созданию в нашем областном центре парка скульптур он рассказал корреспонденту «ГВ».



Тяпкой по пенопласту

– Кирилл, из каких материалов, кроме дерева и камня, ты создаёшь свои скульптуры?

– В течение трёх с половиной лет я вырубал из огромных блоков пенопласта скульптурные декорации для московского ЦУМа. 


Они украшали витрины магазина. Причём грубую обработку этих белых глыб осуществлял с помощью садовой тяпки. 


С пенопластом работать проще, чем с камнем, но всё равно приходится попотеть. Целый день махать садовыми орудиями труда непросто.


– И сколько скульптур таким образом ты вырубил из пенопласта?

– Не меньше 50. Чаще всего это были лошади и единороги.



Креативный отдел магазина задавал тему, разрабатывал эскизы, по которым я и работал. 


Так было, например, когда  создавал милых гламурных леопардов.

 

С одним из них сфотографировался даже телеведущий Андрей Малахов.

 

Каждый новый сезон декорации в витринах менялись. 

Мне особенно запомнилась работа над огромной головой богатыря из пушкинской сказки «Руслан и Людмила». 


Над ней  я трудился в течение трёх недель. 



– Почувствовал себя Микеланджело?

– Как и этот деятель эпохи Возрождения, я люблю большие формы с претензией на паблик-арт, которые можно экспонировать в городской среде. Когда имеешь дело с крупными объектами, всегда испытываешь какой-то трепет. Мне нравится переживать это состояние. 


– Гомельские магазины не предлагали оформить витрины?

– Это требует больших финансовых затрат. 


Даже в  Москве только ЦУМ мог себе позволить такие роскошные композиции. 


Ведь это штучная эксклюзивная работа. Стоимость некоторых скульптур доходила до тысячи долларов.


– Что происходило с ними после завершения очередного сезона?

– Часть отправлялась на склад, а некоторые перепродавались в магазины российской столицы.

 

Бывало, что я встречал их совершенно случайно в других торговых центрах.  

Лучший во Франции

– Знаю, что ты представлял свои работы во многих странах…

– После работы в ЦУМе я решил уделить внимание своему творчеству и продвигать искусство в массы. 

Начал участвовать в международных скульптурных симпозиумах и фестивалях. За последние два года поездил по миру. Был на Кипре, Курилах, в Армении, Франции, Италии, Казахстане, Карелии…  


– Как тебе удалось попасть на все эти мероприятия?  

– Я отправлял организаторам форумов эскизы своих работ. Оценив их, они присылали мне приглашения. Выделяли площадку для работы, материал – гранит, мрамор, дерево. 

Так, например, было, когда я ваял во Франции из снега гигантскую скульптуру микроскопического существа – тихоходки.

 

Этот живой организм крайне вынослив и может выживать при предельно низких и высоких температурах. Данная композиция, к слову, вошла в тройку лучших произведений форума.

 

А вот когда я создавал монументальное произведение для Казахстана, мне пришлось отколоть от глыбы  полторы тонны камня.


– А где можно увидеть твои необычные скульптуры в Беларуси?

– Композицию «УшкО» из нарезанных кусочков трубы я создал  с помощью сварки для культурного  центра «Корпус» в Минске. 


Несколько малых скульптурных форм можно увидеть в Гомеле возле кафе Cup of  Peace. 


Кроме того, я работал в молодёжном театре, где создавал декорации для спектаклей. Какое-то время преподавал в Гомельском государственном художественном колледже, где помогал воплощать в жизнь творческие идеи учащихся. 


– Твои зачастую абстрактные работы не совсем привычны для восприятия…


– Меня мало интересует так называемая бытовая тематика. 


Ваяние людей разных профессий, выдающихся личностей. Часто я отталкиваюсь от пластики камня, пытаюсь её «вскрыть». 



Хотелось бы, чтобы на городских улицах появлялась символическая абстрактная авторская скульптура, которая отвечала бы не только вкусу заказчика.

 

Мне хочется художественного жеста. 


Может быть, он будет не совсем понятен зрителю, но зато это даст возможность получить горожанам новый визуальный опыт. Я чувствую дефицит скульптуры как авторского высказывания.

 

Из валунов ледника

– А как можно побороть этот дефицит?


– Преодолеть эту ситуацию поможет проведение скульптурных симпозиумов – мероприятий, где приглашённые местные и иностранные художники создают свои произведения на виду у прохожих и по завершении передают их в дар городу. 


Это очень распространённая в мире практика – самый дешёвый и быстрый способ наполнить общественные пространства искусством. Вижу острую необходимость в проведении подобного мероприятия в Гомеле. Тем более что в Беларуси уже есть опыт организации таких форумов. 


Недавно в Могилёве состоялся фест, куда были приглашены топовые скульпторы со всего мира. А в Китае, например, в ходе подобных симпозиумов были созданы целые скульптурные парки.

– А где, на твой взгляд, могла бы разместиться площадка для фестиваля скульптуры в Гомеле?

– Мне кажется, актуальная зона – это набережная Сожа. Она благоустроенная, но пока пустая. 


В одном из испанских городов есть похожая набережная, которую скульпторы превратили в настоящий арт-объект. Для воплощения идеи хотелось бы для начала пригласить пять-семь начинающих скульпторов, чтобы поддержать творческую молодёжь. Здесь важно, чтобы симпозиум стал не просто разовой акцией, а получил продолжение и проводился с какой-то периодичностью. Тогда бы скульптурный парк постепенно разрастался и привлекал внимание. 


Причём не обязательно оставлять скульптуры на набережной. Ими можно было бы впоследствии украсить улицы города. В качестве материала для работ можно использовать дерево и каменные глыбы. Валуны, например, можно было бы привезти из Гродненской области, где их оставил в древние времена ледник.

На данный момент проект прошёл в следующий этап белорусского конкурса Social Weekend. Если всё получится, то реализовать фестиваль скульптуры можно будет уже к лету 2019 года. 
 

– Есть ли у тебя ещё какие-то творческие задумки, которые ждут воплощения? 

– Совместно с Музеем истории города Гомеля готовлю фестиваль снежной скульптуры. Надеюсь, что погода позволит, и во второй половине февраля 2019 года возле здания музея можно будет увидеть около десятка скульптурных композиций от приглашённых из разных стран скульпторов. 


Интересных молодых авторов очень много, а пространство нашего города обладает большим потенциалом для реализации самых ярких творческих идей. 


Так что, думаю, проект может стать достаточно интересным для Гомеля. 



Автор фото: Ирина Чернявская, из личного архива

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях