Мы ещё повоюем... | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
09:20 22 Октября 2013 Информация от партнеров

Мы ещё повоюем...

Ежегодно 20 октября все военные связисты бывшего СССР празднуют свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1919 году приказом Реввоенсовета Советской Республики № 1736/362 в составе Полевого штаба было сформировано управление связи. Служба связи была выделена в специальную службу штабов, а войска связи – в самостоятельные специальные войска. В честь Дня военного связиста «гв» знакомят своих читателей с ветераном войны, связистом Николаем Гуриным.
 

 

Деревня моя, Гурины
 
Судьба Николая Гурина, как судьбы всех его сверстников, была не из лёгких. Однако свою жизнь ветеран вспоминает с улыбкой, ведь у него была особая, интересная, хотя и трудная судьба человека, чьи детство и юность украла война. Сегодня, несмотря на свои 85 лет, Николай Гурин занимается общественной работой, активно общается с друзьями – ветеранами-фронтовиками, выступает перед школьниками, в музеях и библиотеках.
 
– Вот только ноги болят, далеко ходить не могу, – жалуется Николай Гурин. – Но сплясать, хоть и больно, ещё могу!
 
Николай Гаврилович родился 25 декабря 1927 года в деревне Гурины Мозырского района Гомельской области. Родители – отец Гавриил Ильич и мать Домна Михайловна – крестьяне, работали в колхозе, поэтому Николай с раннего детства был приучен к тяжёлому труду на земле. С августа 1941 года по декабрь 1943 года семья Гуриных оказалась на оккупированной фашистами территории. В 1943 году старшую сестру Елену угнали в Германию, где она целый год проработала на заводе. Николаю приходилось прятаться в лесах, чтобы и его не постигла такая же участь. Время оккупации Николай Гаврилович вспоминает как самые «огненные» годы своей жизни. Впервые, будучи четырнадцатилетним мальчишкой, он услышал над головой свист пуль. 
 
– Я убегал на лошади от венгров, чтобы те не послали меня на рытьё окопов (тогда всех подростков и стариков каждое утро гнали на «окопы»), и они открыли по мне стрельбу, – вспоминает Николай Гаврилович. – Вот тогда я впервые испытал настоящий страх – страх смерти.
 
После освобождения родных мест Николай поступает в Мозырский педагогический техникум. В свободное от учёбы и работы по домашнему хозяйству время учится играть на аккордеоне. 
 
– Это был немецкий трофейный аккордеон, – рассказывает Николай Гурин. – Как виртуоз я не играл, но получались неплохо «Во саду ли, в огороде» и другие несложные мелодии.
 
Однако Николай успевает окончить только первый курс – в декабре 1944 года 16-летнего паренька призывают в Красную армию, где он принимает присягу. После окончания курсов был направлен на фронт, где служит радистом 109-го полка связи 2-го Белорусского фронта. 
 
 
 
Жизнь фронтовая, удалая
 
– Когда призвали, был ноябрь, холодно, а у меня по дороге из Калинковичей украли шапку, – рассказывает интересный случай из начала своего воинского пути Николай Гурин. – Но я не растерялся – намотал на голову полотенце. Я был роста невысокого, смотрелось, наверное, смешно. Майор, оценивая взглядом новобранцев, посмотрел на мою голову и спросил изумлённо: «Это что?» Но полотенце с головы Николай снял только в бане, куда новобранцы пошли перед тем, как облачиться в солдатское обмундирование.
 
Началась военная служба. Николай Гурин принимает участие в освобождении Восточной Польши и Восточной Пруссии. В его обязанности входит круглосуточная организация работы по обеспечению бесперебойной связи между армиями, дивизиями и частями. Своевременные передача и приём радиодонесений приравнивались к меткому выстрелу по врагу. Этим и руководствуется в своей службе рядовой Николай Гурин. И с этой задачей справляется на «отлично». На его груди появляется первая медаль – «За победу над Германией». 
 
По словам Николая Гавриловича, из военных действий в первую очередь вспоминаются те, что связаны с опасностью, но некоторые моменты, запечатлевшиеся в памяти, были и смешными.
 
– Как-то немцы высадили в лесном массиве десант. А это была не передовая, поэтому собрали всех: поваров, конников, связистов, в том числе и нас (вновь прибывших) на ликвидацию немецкого десанта, – рассказывает ветеран. – Мы с командиром роты вышли на поляну. С другой стороны поляны стоят двое немцев. Заметив друг друга, мы сначала замерли от неожиданности, а потом как рванём – немцы в одну сторону, мы в другую! Только после того как разбежались метров на 100–150, открыли друг по другу огонь.
 
 
После воинскую часть, где служил Николай Гаврилович, перебрасывают на Дальний Восток – началась война с Японией. В составе 54-го полка связи 25-й армии 2-го Дальневосточного фронта участвует в освобождении Кореи от японских захватчиков. Служит радистом, обеспечивает устойчивую связь, постоянно совершенствует свои боевые навыки. По словам Николая Гурина, Великая Отечественная война и война с Японией были совершенно разными. На востоке не было ни одной линии обороны, поэтому, по мнению Николая Гавриловича, война с Японией так быстро закончилась.
 
– Помню, как с сопки по нашей автоколонне «лупил» из автомата смертник – невозможно было двигаться, – рассказывает Николай Гаврилович. – Командир полка тотчас формирует отделение, и меня, как уже «видавшего виды», назначает командиром. Наша задача была зай-ти с тыльной стороны сопки и уничтожить пулемётчика. Сопка была каменистая – колени содрали… Эту операцию мы выполнили успешно, хотя было, конечно же, страшно, – признаётся Николай Гурин.
За отличное выполнение других боевых задач солдат награждается медалью «За победу над Японией» и медалью корейского правительства «За освобождение Кореи». После войны продолжает срочную службу в Пхеньяне. 
 
За время службы в ставшем уже родном 54-ом полку связи Дальневосточного военного округа Николай занимал должности старшего радиста, начальника радиостанции РСБ, начальника радиостанции РАФ, помощника и затем командира учебного радиовзвода. В 1951 году ему присваивают первое офицерское звание – младший лейтенант. И в этом же году Николай Гаврилович связывает свою судьбу с будущей супругой Зинаидой Алексеевной. 
 
 
У рузаков нет мужиков
 
– Служил со мной на Дальнем Востоке подполковник Михаил Андреев. У него жена-красавица, Анастасия Петровна, родом из Рузы Московской области, – рассказывает историю знакомства со своей супругой Николай Гаврилович. – Приезжает Миша как-то в отпуск в Рузу, увидал мою будущую жену и говорит своей тёще: «А давай я Зину заберу с собой, что она в этой Рузе видит? Да, глядишь, и замуж её выдам!» Вот и выдал… за меня.
 
В совместной жизни супруги родили и воспитали двух дочерей – Любовь и Татьяну. 
 
– У Миши жена родила дочку, а он всё сына хотел. Жена второй раз забеременела и… опять дочка. Помню, ходит и ворчит на свою супругу: мол, у вас, у рузаков, только девочки рождаются. Все знакомые подшучивают над ним: «Всем ты, Миша, молодец, только девичий отец!» – смеётся Николай Гурин. – Но вот рождается и у меня дочь… Всё, думаем, не будем больше девочек рожать. Четырнадцать лет детей не было. Потом поразмыслили и решились на второго ребёнка. Родилась Татьяна!
 
Старшая дочка Любаша подарила деду ещё двух девочек, а Татьяна – внука.
 
Однако любовь любовью, а служба службой. В 1958 году Николай Гаврилович экстерном оканчивает Ульяновское училище связи. В 1959 году – поступает в Москву в Военную академию химической защиты, которую успешно оканчивает в 1964 году. И продолжает военную службу на различных должностях. После 29 лет службы в звании инженера-подполковника был уволен в запас. Родина достойно оценила его воинский труд и боевые подвиги – Николай Гаврилович награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, более чем двадцатью медалями. Вернулся домой в родную деревню и в скором времени перебрался в Гомель.
 
Как специалист, обладающий огромным опытом, Николай Гурин пошёл работать в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне БелГУТ). Был начальником 1-го отдела и начальником штаба гражданской обороны. Николай Гаврилович за время работы в вузе принимал активное участие в работе первичной ветеранской организации БелИИЖТа, был заместителем председателя. А с момента создания первичной общественной организации Белорусского союза офицеров Железнодорожного района принимает активное участие в её работе. 
 
Несмотря на возраст, Николай Гурин сам готовит многие блюда, справляется с домашними делами и, наверняка в шутку (а может и всерьёз), может сказать тургеневскими словами: «И пускай надо мной кружит мой ястреб... Мы ещё повоюем, чёрт возьми!»
 
Редакция благодарит майора юстиции запаса Владимира Гуца за помощь в подготовке материала.
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N