Кирилл Мазуров – герой своего времени | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста

Кирилл Мазуров – герой своего времени

Ежедневно о нём гомельчанам напоминает мемориальная плита на фасаде автодорожного техникума (ныне дорожно-строительный колледж). Именем этого человека названа улица. А ещё в фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля сохранилась его армейская пилотка, четыре нагрудных знака и уникальные фотографии, повествующие о жизни выдающегося земляка. Полковник Советской Армии, руководитель Беларуси… Кем был Кирилл Мазуров, которому 25 марта исполнилось бы 100 лет?  

 

 

Выпускник автодорожного техникума

 


Кирилл Трофимович родился в деревне Рудня, в десяти километрах юго-восточнее Гомеля. В своих мемуарах «Незабываемое» он писал: «Мы выросли при власти Советов, получили образование в советской школе, прошли трудовую закалку на стройках первых пятилеток, а политическую зрелость обрели в ходе развёрнутой партией коммунистов борьбы против классового врага в годы индустриализации и коллективизации. Личное, хотя и ограниченное возрастом, участие в ней способствовало формированию нашего мировоззрения и характера, специфических черт гражданственности нового послереволюционного поколения людей. Это прослеживается и в моей биографии, и в биографиях многих моих товарищей».

 


После окончания Гомельского автодорожного техникума Кирилл Мазуров служил в Красной Армии, работал в Гомеле, в политотделе Белорусской железной дороги. В июне 1939 года его утвердили заведующим военно-физкультурным отделом Гомельского обкома комсомола. А в марте 1940 года Мазурова избрали секретарём Гомельского горкома комсомола.

 


Смелый командир

 

 


«Смелый, решительный, волевой командир. Тактически грамотен, хороший организатор», – такую боевую характеристику дал Кириллу Мазурову начальник Белорусского штаба партизанского движения Пётр Калинин.

 

 


С первых дней Великой Отечественной войны Кирилл Трофимович в действующей армии. Он был политруком роты, командиром стрелкового батальона, инструктором разведывательного отдела 21-й армии. Получил тяжёлое ранение в одном из боёв. После лечения его направили на курсы комсостава Красной Армии. В руководстве компартии Беларуси сочли, что именно Кирилл Мазуров – наиболее подходящая кандидатура для выполнения обязанностей уполномоченного ЦК КП(б)Б по организации партизанского движения и подпольной борьбы в тылу врага. Большую работу по формированию подпольных комсомольских органов, подбору и расстановке кадров Мазуров провёл в партизанских отрядах от Гомеля до Бреста, от Минска до Мозыря. Он посетил большую часть районов, лично инструктировал комсомольских работников, направлял работу подпольных комсомольских органов. Кирилл Трофимович требовал от партизан активных боевых действий, железной дисциплины в отрядах, указывал на необходимость тесной связи с местным населением.

 

Гомельская «высота»

 


В июле 1956 года первым секретарём Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии был избран Кирилл Мазуров. В современной интерпретации это соответствует должности президента. В 1965 место первого секретаря занимает Пётр Машеров, а Мазуров становится Первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. Но кто такие Мазуров и Машеров? Может быть, обычные советские чиновники? Нет. Это бывшие командиры партизанских отрядов. Во время Второй мировой войны партизаны контролировали часть Беларуси. Это было, своего рода, государство в государстве. И Мазуров, и Машеров, и многие другие формировали элиту этого государства, его верхушку.

 


Кирилл Трофимович занимал пост первого человека в республике целых девять лет с 1956 по 1965 годы, а после ещё тринадцать лет был первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. До 1978 года Мазуров входил в состав Политбюро ЦК КПСС. А это – 21 год в высшей элите! Так долго на такой «высоте» в Советском Союзе не находился ни один белорус, а тем более гомельчанин. Даже другой наш земляк Андрей Громыко был членом Политбюро 15 лет.

 


Под псевдонимом Трофимов

 


Всю жизнь Кирилл Трофимович оставался верным идеалам своего времени. Это показала и «Пражская весна» – под таким названием вошли в историю события в Чехословакии по демократизации политической и экономической жизни в стране в марте–августе 1968 года. Чтобы погасить определённое свободомыслие, советское правительство ввело в эту страну войска. По линии Политбюро ЦК КПСС возникшую ситуацию «курировал» член Политбюро Мазуров. В руках «генерала Трофимова» (под таким псевдонимом выступал тогда Кирилл Трофимович) в то время в Праге была сосредоточена вся полнота власти. За несколько месяцев до своей смерти в августе 1989 года Кирилл Мазуров в интервью корреспонденту «Известий» рассказал: «…В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание (Политбюро ЦК КПСС). Брежнев сказал: “Будем вводить войска…” Послышался общий вздох облегчения: наконец-то стало ясно, что делать. Брежнев добавил: “Надо послать в Прагу одного из нас. Военные могут там натворить такое… Пусть полетит Мазуров”. Очевидно, Брежнев имел в виду, что у меня за плечами опыт Великой Отечественной войны, хорошие связи с военными. Для меня такой поворот был полной неожиданностью. Когда я ехал по утренней Праге, часов в пять, в городе уже стояли танки, воздух был настоян на танковой гари… В форме полковника (моё воинское звание), называясь генералом Трофимовым, я давал распоряжения нашим военным и гражданским… Главной задачей было уберечь наших солдат от стрельбы… За те семь дней, что я был в Праге, спать приходилось час–полтора в сутки… Вы хотите спросить, согласился ли бы я сегодня руководить подобной операцией? Нет! Ни в коем случае. Но в конкретной обстановке августа 1968 года я поступал согласно моим убеждениям и, если бы сегодня повторилась ситуация, вёл бы себя так же».

 


Против награждения Брежнева

 


Кирилл Трофимович обладал определённой смелостью. Он оказался единственным членом Политбюро ЦК КПСС, который позволил себе то, на что не отважился ни один из его соратников. Когда в 1978 году приближался очередной день рождения «дорогого Леонида Ильича», на заседании Политбюро ЦК поднялся вопрос о том, как порадовать генсека. Кто-то предложил присвоить очередное звание Героя Советского Союза, и все дружно поддержали. Один только Мазуров выразил сомнение: «Что-то не то делаем, не поймёт нас народ, похоже, что мы оказываем медвежью услугу Леониду Ильичу Брежневу». Все повернулись к говорившему и посмотрели на него, как на инопланетянина. Решение, конечно, приняли положительное, но на следующий день «серый кардинал» Михаил Суслов, который вёл заседание Политбюро, без обиняков посоветовал Кириллу Трофимовичу написать заявление об уходе «в связи с ухудшением состояния здоровья». Устно же он сказал прямо: «У вас политическая близорукость, но мы не позволим подрывать авторитет Леонида Ильича, не дадим его в обиду».

 

Реабилитировал подпольщиков

 


Бесспорно, Кирилл Мазуров был незаурядной, мыслящей личностью, талантливым организатором. По мнению бывшего директора Национального архива Беларуси Евгения Барановского, Мазуров вошёл в историю Беларуси ещё и как активный участник реабилитации незаслуженно оклеветанных подпольщиков и партизанских командиров, партийных и государственных деятелей. Также с его именем связаны многие успехи белорусского народа в развитии экономики, науки и культуры в 1953–1965 годах, Недаром заслуги Кирилла Мазурова отмечены орденами, медалями и званием Героя Социалистического Труда.

Автор фото: из фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N