Нужно ли оплачивать товар, нечаянно разбитый в магазине
– Скажите, должна ли я оплачивать товар, нечаянно разбитый в магазине ещё до оплаты?
Елена Ивановна
Как рассказали в управлении торговли и услуг Гомельского горисполкома, в данной ситуации действуют нормы статьи 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Согласно документу, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Например, разбив товар, покупатель несёт за это ответственность. Возместить причинённый вред придётся полностью. Как правило, в таких случаях ему предлагается оплатить товар на месте.
Но если покупатель докажет, что ситуация произошла не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. К примеру, его толкнули, в магазине помыли пол – и покупатель поскользнулся. Или предполагаются иные обстоятельства (плохо расставлен товар). В таком случае продавец должен установить личность покупателя, взять его письменное объяснение, в котором будет отражён факт и обстоятельства причинения ущерба, а также зафиксировать показания свидетелей.
Если покупатель отказывается представиться и предъявлять документы, удостоверяющие личность, продавец может сообщить о случившемся в органы внутренних дел. Сотрудники службы охраны торгового предприятия вправе задержать покупателя до приезда милиции.
В последующем продавец вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причинённого покупателем при приобретении товара, представив в суд доказательства причинения вреда. При этом не продавец должен доказывать, что в действиях покупателя была вина, а покупатель будет освобождён от ответственности, если докажет, что вред причинён не по его вине. Соответственно, о таких доказательствах покупатель должен позаботиться заранее, например, взять контактные данные свидетелей или запросить информацию с камер видеонаблюдения, так как в противном случае доказать свою невиновность будет невозможно.