Вячеслав Мурашко - учёный со школьной скамьи
Уникальным математиком, прирождённым алгебраистом, учёным со школьной скамьи называют в гомельском университете имени Ф. Скорины Вячеслава Мурашко. Четырежды он получал премию специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов с вручением нагрудного знака, множество раз был лауреатом и победителем научных конкурсов, в том числе международных. Особенно впечатляет молодой возраст кандидата физико-математических наук, ныне докторанта. А значит, времени и сил для исполнения следующих научных замыслов у него впереди много.
Вячеслав Мурашко хоть и родился в Минске, но Гомель, в котором учится, живёт и работает, любит всей душой. Учёба в гимназии № 71 пришлась на годы расцвета образовательных развивающих обучений, различных учебных экспериментов и программ. Ему было интересно поучаствовать в школьных олимпиадах, особенно по математике. Родители, преподаватели вуза, поддерживали его устремления.
– С четвёртого класса я начал пробовать силы в математических олимпиадах, и стало получаться, – говорит Вячеслав. – С девятого класса участвовал в исследовательских проектах, выступал с докладами на школьных конференциях, которые проводились в Гомеле, Речице. Это помогало развиваться, подпитывало математическое мышление, давало импульс к дальнейшей исследовательской работе.
Интересен был его опыт в турнирах юных математиков, где даются исследовательские задачи, на которые даже автор не знает ответа. Команда должна не только провести исследования и представить результаты, но и прорецензировать ответы оппонентов. Такая форма обучения развивает многие компетенции, как отмечает собеседник.
Школьные олимпиады и конференции сменились студенческими при поступлении в университет имени Ф. Скорины. В исследовательской работе Вячеславу особенно помогала лаборатория «Алгебра и геометрия сложных систем». На её базе проводились семинары, выслушивались и готовились доклады. Чистая математика в магистратуре сменилась вычислительной. К аспирантуре молодой учёный пришёл с хорошим заделом для будущей диссертации, опыта добавила преподавательская работа, которую он вёл. Поэтому защита диссертации для Вячеслава Мурашко прошла на год раньше. Сейчас он учится в докторантуре при университете, преподаёт на факультете, ведёт школьный факультатив для юных математиков.
Ещё Вячеслав – председатель совета молодых учёных в университете и член такого же совета при Министерстве образования. Свою роль он видит в том, чтобы активнее развивать у школьников, студентов желание заняться наукой. Ведь 20 процентов молодых учёных в общем составе – этого явно недостаточно для омоложения белорусской науки, отмечает он.
От образовательных фрагментов переходим к глобальному значению науки. Что есть математика в современном мире – ответ на этот вопрос для Вячеслава хоть и актуален, но во многом ясен.
– Математика – это язык науки, язык для описания тех или иных процессов, – продолжает он. – В физике явления описывались математическими уравнениями, затем дифференциальными. Так развивалась математика. Или, к примеру, процессам, защищающим информацию в телефонах или других гаджетах, нужны методы кодирования и криптографии для защиты информации. Там математика совершенно другая, конечная. С каждым числом мы связываем свою арифметику, у каждой цифры своя цель.
Может ли математика быть приблизительной? Казалось бы, математическое решение может иметь только два ответа – либо правильный, либо нет. Но на Востоке задумались: а что если ввести промежуточную степень правильности, где ответ – скорее да, чем нет. Или наоборот. Рассуждения Вячеслава я импульсивно прерываю: а так можно?
– Оказывается, можно. Этот раздел в науке называется нечёткая математика, – разъясняет Вячеслав. – Она активно развивается в Индии, Японии, используется в моделировании различных процессов. К примеру, чтобы получить более тёплую воду из крана, мы же не решаем уравнение, чтобы добиться нужной температуры. Мы просто подкручиваем кран. Этот вид математики соответствует такому моделированию.
– Математика – теоретическая наука. Чтобы эффективно развиваться в ней, нужны идеи и общение, – говорит Вячеслав. – Чистая наука не должна замыкать человека в своей среде, это он должен творить её, а не наоборот.
Автор фото: Наталья Рудева
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter