Специальный детский сад №1: от жестов до первых слов | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
15:40 04 Февраля 2014 Образование

Специальный детский сад №1: от жестов до первых слов

 

"…Я мама троих замечательных деток. К сожалению, в жизни происходит не всё так, как хочется. Очень тяжело было представить, что твой ребёнок никогда не скажет: “Мама, я тебя люблю”»… Это строки из отзыва родителей Егора Шклярова, который с недавнего времени посещает специальный детский сад для детей с нарушениями речи. 

 

 

От жестов до первых слов

 


Егору четыре годика. После перенесённого заболевания мальчик стал инвалидом по слуху. Как следствие – отставание в развитии речи. Ребёнок пришёл в садик полгода назад и, как вспоминает воспитатель, едва выговаривал слоги. Сегодня Егор спокойно произносит слова, формулирует свои мысли в предложения, вступает в контакт с ребятами.

 


ГУО «Специальный детский сад № 1 г. Гомеля для детей с тяжёлыми нарушениями речи» работает с марта 1970 года.

 


– 97 процентов детей – выпускников нашего детского сада – идут в средние школы общего типа, – поясняет заведующая Светлана Акинша. – Но для достижения такого результата с ребятами необходимо много и усердно заниматься. Ведь основные диагнозы ребят, посещающих этот садик, достаточно сложные: общее недоразвитие речи I, II уровня, моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, ринолалия, заикание и другие.

 


В настоящее время здесь работает пять групп: четыре – дневного пребывания и одна – круглосуточного. Всего посещает учреждение 71 ребёнок. По словам Светланы Семёновны, весь комплекс специально-коррекционной и образовательной работы ведётся с учётом структуры речевого нарушения и индивидуальных особенностей психофизического развития детишек.

 

 


 


Скажем «нет» молчанию

 


В каждой группе на столиках стоят зеркала для артикуляционной гимнастики. Мальчики и девочки следят за движением языка, учатся правильно делать необходимые упражнения.

 


Учитель-дефектолог Юлия Лавская вместе с ребятами старшей группы проводит звуковой анализ слова «волк». Дети с удовольствием называют звуки, стараются произнести их правильно.

 


Когда в первый раз двойняшки Максим и Фёдор Бобровниковы ступили на порог сада, они практически не говорили. Но уже за два года специалисты вывели ребят на тот уровень, который позволяет им обучаться в школе. И хотя программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи рассчитана на четыре года, Максим и Фёдор в новом учебном году могут смело идти в школу. Мальчики пообщались с журналистами и дружно прочли наизусть своё любимое стихотворение.

 


– Многие родители воспринимают наш сад как конечный этап восстановления речи ребёнка. Но нужно понимать, что здесь мы даём только старт, путь же этот завершится только в школе, – объясняет Юлия Юрьевна.

 


Кстати, в семье Максима и Фёдора шесть детей, и проживает она в Ветковском районе. Несмотря на это, многодетная мама ежедневно привозит ребят в садик.

 

 

Взаимодействие как принцип успеха

 


Даже после фронтальных и индивидуальных занятий с учителем-дефектологом деятельность по восстановлению речи детишек не прекращается. Выражаясь профессиональным языком педагогов, «успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой системой, которая заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса и всей жизни ребят в детском саду». И в этом процессе задействованы все работники учреждения – от заведующей до нянечек.

 


– В первой половине дня проводятся занятия учителя-дефектолога по подгруппам, потом проходят индивидуальные занятия. После чего логопед в специальной тетради преемственности даёт задания для каждого ребёнка воспитателю, которая, в свою очередь, должна выполнять их с детками в течение всего дня, – рассказывает о процессе работы воспитатель Валентина Семеницкая. – К этому подключены и другие сотрудники: психолог, физкультурный и музыкальный руководители под непосредственным руководством заместителя заведующей по основной деятельности Татьяны Самыловской.

 

 

Будни дошколят

 


К примеру, артикуляционная и пальчиковая гимнастика выполняется в течение дня от трёх до пяти раз. Постоянно в игровой форме проводятся совершенствование моторики, развитие внимания, памяти, логического мышления и многое другое. Коррекционную направленность имеют и музыкально-дидактические, ритмические игры, физические упражнения… Каждая неделя в садике – тематическая. Например, на той неделе, когда мы посещали детский сад, внимание было направлено на изучение диких животных.

 


– Работать с такими детками непросто, – признаётся заведующая детским садом Светлана Акинша, – поэтому все девятнадцать педагогов подбирались специально с учётом особенностей учреждения.

 


И они действительно творят чудеса! «…Коллектив детского сада № 1 особенный. Заведующая знает каждого ребёнка, вникает в проблемы. Воспитатели очень терпеливы к детишкам с особенностями, относятся с пониманием к проблеме каждого малыша, какой бы он не был…», – вот такие слова написала в своём отзыве Анна Шклярова, мама Егора.

 


Однако специалисты детского сада не только осуществляют коррекцию речи, а ещё и учат своих воспитанников полноценно развиваться и жить в социуме. Так называемый инклюзивный подход к обучению – главное требование к каждому занятию. А это – трудная работа, требующая и профессионализма, и любви к малышам, которые так хотят научиться говорить.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N