Сколько стоят знания? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
17:00 28 Мая 2014 Образование

Сколько стоят знания?

В преддверии вступительной кампании абитуриенты максимально готовятся к предстоящему централизованному тестированию.

 

 

Кто-то из ребят задолго до поступления начал подтягивать математику и учить языки. А кто-то только перед сдачей школьных экзаменов задумывается о пробелах в знаниях. Сегодня есть масса репетиторов, обещающих подготовку к ЦТ абитуриенту с любым уровнем знаний. Занятия по каким предметам требуют у абитуриентов больше всего денежных затрат и всегда ли цель оправдывает средства – на эти и другие вопросы «ГВ» ответила начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области Галина Пашед. 

 

 

– Галина Михайловна, сколько зарегистрированных репетиторов в настоящее время работает в Гомеле? На ваш взгляд, можно ли нелегальное репетиторство рассматривать как проблему, из-за которой снижаются поступления в бюджет и наносится значительный ущерб государству? 
 
 
– Сегодня в Гомеле 190 репетиторов и 106 индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги, исправно платят единый налог. За год в госбюджет от их преподавательской деятельности поступило 196 миллионов. Как видите, сумма немаленькая. Но сейчас я говорю только об уплате налогов теми преподавателями, которые работают «по-чистому». Число нелегальных репетиторов в разы больше. И отчислений в городской бюджет от их преподавательской деятельности должно было бы поступать тоже в разы больше. 
 
 
Сегодня в образовательной сфере большой теневой оборот. Экономическое развитие нашего города во многом зависит от законопослушности его налогоплательщиков. Смотрите сами. Абитуриент в течение года готовится, в основном, по 2 разным предметам. Занятия по каждому предмету посещает 2–3 раза в неделю. Если пользоваться услугами репетитора в течение учебного года (40 недель) и отдавать за одно занятие по 10 у.е., в итоге выходит 400 долларов.
 
Максимальная цена на получение знаний остаётся по-прежнему в трёх науках: физике, математике и иностранных языках. Кстати, стоимость занятий и количество учеников репетитор определяет сам. Вот и получается, что за учебный год один абитуриент на оплату уроков тратит примерно 9 миллионов рублей. Сумма колоссальная. Проблема нелегального репетиторства сегодня многогранна. Во-первых, нелегальные преподаватели не уплачивают налоги, а значит, обманывают государство. Во-вторых, обманывают и самих абитуриентов – среди незарегистрированных преподавателей часто встречаются мошенники. 
 
 
– Решение уже набившей оскомину проблемы, связанной с нелегальным репетиторством, требует нового подхода. Какие способы борьбы с незаконопослушными преподавателями используют налоговые органы? 
 
 
– Хорошо это или плохо, но репетиторство с введением обязательного централизованного тестирования перешло в социальное явление. Успешно сдавать экзамены без помощи платного преподавателя многим абитуриентам не представляется возможным. Это стало нормой, даже необходимостью. Поэтому, когда есть спрос – есть и предложение. А спрос на репетиторов сегодня велик. Родителям неважно, отправлять ребёнка к легальному преподавателю или нет. И одними усилиями налоговиков эту проблему, конечно же, не решить. Сотрудники областной налоговой для достижения максимального результата порой ставят перед собой сложные задачи. По итогам анкетирования была определена группа лиц, занимающихся нелегальным репетиторством. На учёт в налоговую было поставлено 80 человек.  Кроме того, появилась необходимая база для дальнейшей работы. При подготовке к ЦТ из 150 175 абитуриентов 100 000 занимались у репетиторов (это 67 процентов опрошенных). 13 процентов ходили на курсы, а 19,96 процента готовились к тестам самостоятельно. В основном, подтягивали знания у репетиторов выпускники городских школ. В сельской местности идут за знаниями к школьному учителю. Обычно подыскивают преподавателей через знакомых, по рекомендациям. При этом учитывают приемлемую стоимость занятий. А вопрос, у кого получать знания, уже уходит на второй план.
 
 
– Почему репетиторы не хотят платить налоги? Может быть, ставка подоходного налога настолько велика, что педагогам невыгодно давать частные уроки в открытую?
 
 
– Всегда можно пойти легальным путём, не нарушая законодательства. Чтобы заниматься репетиторством, необязательно работать как индивидуальный предприниматель. Необходимо зарегистрироваться в налоговом органе по месту жительства и платить единый налог в размере 200 тысяч рублей за каждый месяц, когда репетитор работает. Сегодня в налоговых органах нет очередей. Процедура регистрации и уплаты налогов упростилась до минимума. Если же у человека есть желание работать как ИП, то для регистрации он единожды платит 75 тысяч. При условии, что репетитор уже является индивидуальным предпринимателем и больше нигде не работает, он кроме уплаты 200 тысяч налога в тот месяц, когда оказывались образовательные услуги, платит ещё взнос в социальный фонд (35 процентов от суммы прожиточного минимума), зарабатывая себе на пенсию. 
 
 
– А как же сами репетиторы оправдывают свою незаконную преподавательскую деятельность? Может быть, причина неуплаты налогов кроется в низкой налоговой грамотности населения?
 
 
– Многие нелегальные репетиторы признаются, что не знали об уплате налога. Но это или студенты, или пенсионеры. Но когда интеллигентная часть общества – учителя, преподаватели – занимается теневым заработком, невозможно поверить в то, что они не знают об этом. Инспекция МНС по Гомельской области постоянно информирует о том, что физические лица могут заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Эта информация размещается на рекламных щитах в лифтах, транспортных средствах, квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. О налоговой грамоте напоминаем регулярно. Вызываем к себе, беседуем с нелегальными преподавателями. Рассказываем им, что за неуплату налогов предусмотрена административная ответственность. Профилактика важнее, чем наказание. Например, в 2013 году преподавателям по физике, математике и иностранному языку мы отправили новогодние открытки с информацией о порядке регистрации и уплаты физическими лицами налога при репетиторстве. А в мае 2014 года на сайтах газет «Из рук в руки» и «Моя реклама» разместили красочные баннеры с активными ссылками на статьи сайта Министерства по налогам и сборам РБ. 
 
 
– Легко ли отследить нелегальных преподавателей? 
 
 
– Любого нелегально работающего человека всегда можно отследить. И для этого есть способы. Это просмотр объявлений на остановках, в газетах, Интернете. Работающих учителей определяем по номерам телефонов, сверяясь с базой, в которую занесены только легальные преподаватели. 
 
 
– Чем могут закончиться для абитуриентов занятия у репетиторов, преподающих вне закона? 
 
 
– Тем, что придётся нанимать репетитора дважды. Бывает, что люди отдают предоплату за уроки, а репетитор, взяв деньги, исчезает, сменив номер телефона. Таких случаев очень много. Установить личность репетитора-мошенника невозможно, если его нет в базе. В наших силах только выявить нелегально работающего преподавателя и обязать его уплачивать подоходный налог. Мало того, обманывать может сам ученик. Родители не всегда в состоянии отследить, был ли ребёнок на уроке и куда он потратил деньги. Проконтролировать, пошли ли деньги на получение знаний, можно только по квитанции о приёме наличных денег. Её выдают индивидуальные предприниматели, оказывающие образовательные услуги. 
 
 
– Как будущим студентам обезопасить себя от посещения нелегальных уроков? 
 
 
– В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области можно узнать, официально ли работает репетитор. Для этого гомельчане к нам давно уже приходят. Но одними нашими усилиями проблема нелегальных репетиторов не решается. Налоговая борется уже со следствием проблемы, а не с её причиной. Совсем другие государственные ведомства должны обеспечить гарантию должного уровня образования будущих студентов на законодательном уровне и, тем более, обезопасить граждан от мошенников в этой сфере. Министерство образования пока же от наболевшей проблемы остаётся в стороне. Абитуриенты должны понимать, если от уроков нет результата, не следует продолжать оплачивать занятия. Выбирая репетитора, нужно учитывать опыт работы педагога и отзывы абитуриентов прошлых лет. О репутации преподавателя ещё судят по количеству его учеников. И в погоне за знаниями не нужно забывать, что подходить к выбору будущего преподавателя нужно с умом. А родителям учеников понимать, что всегда есть разница, кому платить за будущее их ребёнка. Ведь репетиторы тоже вносят свой вклад в успешный учебный старт их любимого чада.
 
 
– Галина Михайловна, что бы вы пожелали репетиторам и абитуриентам в период начинающейся вступительной кампании? 
 
 
– Абитуриентам желаю быть внимательными при выборе их будущего преподавателя и, конечно же, успешной сдачи централизованного тестирования. А репетиторам – не забывать платить налоги. Ведь каждый уважающий себя преподаватель должен подавать пример абитуриентам как в науке, так и в жизни. 
 

Автор фото: Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N