Педагогическая династия: учить, наставлять и воспитывать | Новости Гомеля
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
08:40 06 Октября 2014 Образование

Педагогическая династия: учить, наставлять и воспитывать

О том, что человек сам вершит свою судьбу, написано немало книг, отснято огромное количество фильмов. И всё же остаются те, кто по-прежнему полагается на высшие силы, веря, что многое в жизни уже предопределено. Объяснить существование трудовых династий одним желанием не нарушать семейную традицию сложно. В таких случаях, скорее, говорят о зове предков, генов, крови. Быть может, это действительно призвание, то самое, которое заставляет разные поколения идти одной дорогой, несмотря ни на что. У одних в роду только строители, у других – врачи, а у третьих – педагоги, люди, без которых трудно представить нашу жизнь, ведь каждый день человек чему-то учится. Обучение, развитие – эти процессы непрерывны и бессрочны и, конечно, невозможны без грамотных и мудрых наставников. В семье Цобановых – Воиновых уже четвёртое поколение педагогической династии связало свою жизнь с одной из благороднейших профессий. 

 

 

Первым, кто посвятил себя педагогике, стал Василий Цобанов. По окончании Витебского педагогического института молодой человек приехал в деревню Боровики Светлогорского района, где устроился на работу в местную школу учителем математики. Здесь он и познакомился со своей будущей женой – Анной Устименко, которая преподавала в начальных классах. Супруги прожили долгую и счастливую жизнь; Василий Онуфриевич стал директором этой школы. Четверо детей семейной пары также выбрали педагогическую специальность. 
 
 
Дочь Раиса закончила филологический факультет Гомельского педагогического института имени Чкалова. Сначала работала учителем русского языка и литературы в деревне Хутор Светлогорского района, а затем переехала в Гомель, где преподавала в СШ № 40. Сын семьи Цобановых, которого также назвали Василием, в честь отца, несмотря на то, что музыкой никогда не занимался, поступил в музыкально-педагогическое училище в Гомеле по классу баяна. Закончив учреждение образования, юноша начал преподавать, а через некоторое время поступил в Белорусскую государственную консерваторию имени Луначарского. После обучения Василий Васильевич вернулся в музыкально-педагогическое училище. Сперва занимал должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а затем сам стал директором учреждения. 
 
 
Вторая дочь Василия и Анны Цобановых – Людмила – тоже получила профессию учителя. Окончив педагогическое училище в Гомеле, она вышла замуж за военнослужащего и уехала в Новосибирск, где проработала воспитателем в детском саду 33 года. Младшая дочь – Тамара – также продолжила дело своих родителей. Образование получила в Гомельском педагогическом институте имени Чкалова, после чего уехала в Светлогорск работать учителем биологии. Тамара Васильевна – высококвалифицированный педагог, подготовивший немало призёров и победителей республиканских олимпиад.
 
 
Это покажется удивительным, но все дети семьи Цобановых в супруги себе выбрали педагогов. После такого трудно усомниться во фразе «на роду написано». Так, муж Раисы Цобановой, Николай Воинов, окончил филологический факультет Гомельского педагогического института имени Чкалова, был директором музыкально-педагогического училища, преподавал в своей alma mater, которая к тому времени была переименована в Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины. Николай Воинов занимал должность проректора по заочному обучению, награждён медалью Франциска Скорины. 
 
 
 
Если проследить линию Раисы и Николая Воиновых, мы увидим, что их дочери Елена и Татьяна также посвятили себя уже ставшему семейным делу. Более того, их дети, а это уже четвёртое поколение династии, с радостью решили продолжить традиции: дочь Елены – Ольга – учитель иностранного языка, сын Татьяны – Николай – в скором времени будет преподавать танцы. 
 
 
Елена Воинова: «Я не строгий педагог»
 
 
Елена Воинова в настоящее время преподаёт в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины на кафедре белорусского языка, является заместителем декана по идеологической и воспитательной работе. «Знаете, если бы я выбрала любую другую профессию, уверена, что родители не были бы против, – признаётся Елена Николаевна. – Наоборот, поддержали бы, ведь главное призвание учителя – помочь человеку разобраться в себе, реализовать способности, найти своё место». 
 
 
По окончании Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Елена Воинова поступила в аспирантуру и осталась преподавать на одной из кафедр. Научить ребят учиться – вот главное в её работе. «Выучить всё невозможно, – считает преподаватель. – Нужно уметь добывать необходимые тебе знания». Среди наиболее ценных для педагога качеств Елена Николаевна называет терпимость, мудрость и умение верно оценить ситуацию. «У древних римлян был такой закон "Sine ira et studio", что означает "без гнева и пристрастия", – рассказывает Елена Воинова. – Согласно закону, любые ситуации должны были разбираться беспристрастно. Этим принципом и стараюсь руководствоваться в своей деятельности. Да, где-то студент не готов, но нужно посмотреть, что ещё он знает, старался ли на занятиях. Быть может, человек не подготовил только этот вопрос, а в остальных разбирается довольно неплохо. В конце концов, есть и просто тяжёлые предметы». 
 
 
«Я не строгий педагог, – признаётся Елена Николаевна. – Как и каждый человек, думаю, с понедельника начну новую жизнь: буду со студентами пожёстче. Но наступает новая неделя, и я ловлю себя на мысли, что ничего не изменилось, по-прежнему надеюсь, что студент исправится, доучит. Конечно, на самотёк всё не пускаю, но всё же верю в лучшие качества наших ребят». На пересдачи Елена Воинова отправляет только в том случае, если студент совсем не посещал занятия или никак себя не проявил, хотя таких совсем немного. 
 
 
За 25 лет профессиональной деятельности сожалений, связанных с работой, у Елены Николаевны практически нет, хотя она признаётся, что всё же случалось неверно оценивать знания студентов. «Было несколько девушек, которым я поставила четвёрки по пятибалльной системе, теперь жалею. Если бы можно было вернуть то время, в их зачётках однозначно стояли бы пятёрки». 
 
 
Почему в настоящее время педагогическая специальность не так популярна, как раньше? Елена Воинова называет несколько причин. «К современному учителю предъявляется непомерный объём требований. Распыляясь на всё, мы упускаем что-то важное. Ну и, конечно, не последнее место занимает уровень заработной платы», – отмечает педагог. Тем не менее, вот уже четверть века Елена Николаевна с радостью идёт на работу. Кроме того, её дочь также стала учителем. И хотя Елена Николаевна была бы не прочь видеть своего ребёнка в экономике или программировании, девушка выбрала иностранный язык. Зов генов – вот как это называется. 
 
 
Татьяна Новик: «В душе нужно всегда оставаться ребёнком»
 
 
Если старшая сестра решила преподавать у студентов, младшая хотела учить дошколят. «В семьях, где есть династии, сомневаться в выборе профессии не приходится, – улыбаясь, рассказывает Татьяна Новик (Воинова). – Помню, когда была маленькой, бабушка часто приносила домой стопки тетрадей на проверку. Мы с сестрой очень любили наблюдать за такой работой. Елене, как старшей, даже разрешалось выводить в тетрадях оценки». После школы Татьяна Николаевна хотела поступать на дошкольное воспитание, однако родители вовремя её переубедили, обосновав это тем, что с начальных классов в детский сад всегда можно перейти, а вот наоборот – нет. После окончания музыкально-педагогического училища и Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Татьяна Новик устроилась учительницей начальных классов в среднюю школу № 17.
 
 
«В этой профессии больше всего привлекает видимый результат труда, – говорит Татьяна Николаевна. – Ко мне приводят детей, которые не умеют читать, писать и считать, а после четырёх лет обучения они уже разбираются в спряжениях, падежах, работают с шестизначными числами. Глядя на них, понимаешь – это сделал именно ты». 
 
 
Современные школьники, по словам педагога, довольно сильно отличаются от предыдущих поколений. «Не могу сказать, что они сильнее или слабее, они просто другие, – уверена Татьяна Новик. – Сегодня дети более развитые, более открытые. К ним нужен другой подход. Такие школьники могут свободно высказываться, имеют свою точку зрения на вещи, о которых мы, в наше время, даже не задумывались. С современными детьми работать очень интересно, но и очень сложно». 
 
 
К внедрению электронных технологий в учебный процесс педагог относится положительно, однако в отношении мобильных телефонов Татьяна Николаевна очень строга. «До конца пятого урока я запрещаю ученикам пользоваться телефонами. Во-первых, это действительно мешает. А во-вторых, жалко малышей, которые, отсидев 45 минут на уроке, переходят, к примеру, на скамеечку и опять, сгорбившись, тратят время на какие-то игрушки. Так нельзя, школьная перемена существует не для этого», – подчёркивает педагог. 
 
 
Со многими из своих бывших учеников Татьяна Николаевна поддерживает связь до сих пор. «Мы собираемся у меня на даче, повзрослевшие ребята приезжают уже вместе со своими семьями. Из первого выпуска 1996–2000 годов несколько учеников тоже стали педагогами. Есть учителя математики, биологии, химии, английского языка, два хореографа. Знаете, это очень приятно», – признаётся Татьяна Новик. 
 
 
Если героями не рождаются, а становятся, то с педагогами всё наоборот, считает Татьяна Николаевна. «Если ты не принимаешь этих малышей, это не твоё, то оно ничем и никак не приобретётся, – уверена она. – Это внутри. Думаю, в душе нужно оставаться ребёнком, только тогда получится до конца понимать своих воспитанников». На вопрос, много ли времени отнимает работа, Татьяна Николаевна смеётся: «В сутках мало часов. Помимо основных занятий, мы с ребятами посещаем музеи, театры и парки. Устраиваем пикники. А ещё у меня есть такое понятие, как заседания мужского и женского клубов. Дети их просто обожают. Мы приходим ко мне домой и делаем праздничные подарки родителям, бабушкам и дедушкам. Обычно в преддверии 23 февраля и 8 марта. Наши "заседания" очень много значат для сплочения ребят». 
 
 
 
* * *
 
 
Будет ли продолжаться педагогическая династия Цобановых–Воиновых? Сомнений нет, будет. Такие люди действительно преданы своему делу. Но даже если кто-то из потомков всё же выберет другую профессию, в этой семье его обязательно поддержат, ведь педагоги всегда помогают и направляют нас. 
 

Автор фото: из архива семьи Воиновых

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях