Чем живут математики и как используют свои знания | Новости Гомеля
 Автор текста
16:10 17 Ноября 2014 Образование

Чем живут математики и как используют свои знания

На уроках математики в каждом классе найдутся ученики, открыто возмущающиеся, что решать задачки тяжело и непонятно, что эта наука им в жизни никак не пригодится. А педагоги тем временем уверены, что математические знания даже базового уровня помогают приводить ум в порядок, быстрее ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить альтернативные пути решения поставленных задач.

О том, чем живут современные математики и как используют свои знания, корреспондент «Гомельских ведомостей» узнала у студентов и преподавателя математического факультета ГГУ имени Ф. Скорины.

Математический факультет ГГУ известен далеко за пределами Беларуси как кузница не только педагогических кадров, но и программистов, учёных. С недавнего времени на матфаке стали углубленно изучать область IT-технологий, экономическую кибернетику. Не все выпускники гомельских школ, лицеев и гимназий, выбирая место для дальнейшего обучения, учитывают тот факт, что математический факультет даёт знания намного шире, чем представляется обывателю. Регулярно в ГГУ имени Ф. Скорины на специальности этой точной науки поступают иностранные абитуриенты из арабских, африканских стран, а китайские студенты и магистранты защищают диссертации. Более 40 докторов наук различных направлений работают в гомельском университете, причём 13 из них – преподаватели математического факультета.

Фундаментальная наука – разделы алгебры,  математического анализа, теории вероятностей,  дифференциальных уравнений – исследования именно в этих областях математики интересуют сегодня преподавателей и студентов факультета.
Студенты матфака занимают призовые места на престижных соревнованиях по математике.

Так, Вячеслав Мурашко награждён бронзовой медалью на Международной математической олимпиаде студентов университетов в Болгарии. В прошлом учебном году студенческая команда ГГУ заняла 2 место на республиканской математической олимпиаде студентов университетов, уступив только сильной команде БГУ. Вячеслав занял 2-е место в личном зачёте, а студент Павел Голуб – 7-е. Эти же молодые люди стали победителями V открытой международной студенческой олимпиады по математике Белорусско-Российского университета и награждены дипломами 3 степени. Это достаточно серьёзное соревнование, в этом году в нём приняли участие 26 команд из Беларуси, России, Кыргызстана, Туркменистана, Словении, Македонии. И, как отмечали организаторы, состав участников оказался не просто сильным, а подготовленным на все сто.

Что такое математическая олимпиада?

Вячеслав Мурашко, студент:

– На таких олимпиадах надо решить 4–5 задач за 5–6 часов. И  в реальности этого времени практически всегда не хватает. Задачи сложные и специально придуманы для олимпиадников. Они нестандартные. Готовых решений и формул для них нет. Нужен творческий подход, даже математические знания не всегда помогают на таких соревнованиях. «Работают» только способности и талант. Решения могут быть совсем короткими, меньше, чем на листок. Но далеко не все участники могут решить даже одну такую задачу. Перед олимпиадами готовимся, решаем много примеров. Но угадать, что попадётся, практически невозможно.

Фундаментально

Адольф Миротин, доктор физико-математических наук, тренер команды  студентов ГГУ по математике:

– Французский физик Беккерель в конце XIX столетия положил кусок урана в ящик стола на конверт с фотографической пластикой, потом оказалось, что эта пластинка засвечена. Так совершенно случайно обнаружилось явление природной радиоактивности. В тот момент никто даже подумать не мог, что спустя какое-то время именно благодаря этому случаю появятся атомные реакторы.

Когда упоминают о фундаментальной науке, это означает, что в ближайшем будущем применения этих знаний не предвидится. Так происходит со всеми науками: математикой, биологией, физикой и другими. Насколько полезными и значимыми были разработки современных учёных, занимающихся фундаментальными науками, предстоит узнать только нашим внукам или правнукам. Так, например,  такой  раздел  математики, как теория чисел, появился несколько тысяч лет назад, а сегодня эта  теория применяется в разработке способов защиты информации – электронная подпись, банковские системы.

Автор фото: Анна Пащенко