"Будущее за инженерами и конструкторами": интервью с ректором ГГТУ имени П. О. Сухого Сергеем Тимошиным
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова
11:30 11 Апреля 2019 Образование

"Будущее за инженерами и конструкторами": интервью с ректором ГГТУ имени П. О. Сухого Сергеем Тимошиным

Студенчество по праву считается одним из самых прекрасных периодов в жизни человека. Эти годы наполнены стремлением к знаниям, амбициями, удивительными открытиями и множеством моментов, которые остаются в памяти навсегда. Точно так, как и сама alma mater. Но, к сожалению, нередко молодые люди отдают предпочтение вовсе не белорусским вузам. Почему это происходит? Чем могут гордиться отечественные университеты? Конкурентоспособны ли выпускаемые специалисты? На эти и другие темы порассуждаем в нашем новом проекте вместе с ректорами крупнейших вузов, расположенных в городе над Сожем. 

Инженеры и конструкторы - за ними будущее

В далёком 1968 году при заводе «Гомсельмаш» был открыт общетехнический факультет Белорусского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института. Причём первых студентов готовили всего лишь по трём специальностям. Сегодня в стенах ГГТУ имени П. О. Сухого трудятся около 400 высококвалифицированных преподавателей, а подготовка кадров ведётся уже по 21 специальности – и это только первая ступень высшего образования. Об организации работы одного из ведущих технических вузов нашей рес­публики поговорили с ректором университета Сергеем ТИМОШИНЫМ. 




– Сергей Иванович, как вы думаете, что даёт высшее образование? Обязательно ли оно для современного молодого человека?

– У всех нас разные способности и интересы. Конечно, высшее образование необязательно для всех людей, но необходимо для достаточно большого ряда профессий. Оно открывает перед человеком возможность заниматься творческим трудом в избранной сфере. Помимо    профессиональных знаний, высшее образование развивает человека как личность, способствует расширению кругозора. 

– Конечно, в подготовке разных специалистов есть свои нюансы. Но, в целом, каким требованиям должно отвечать высшее образование?

– В идеале ему необходимо сочетать две цели - научить специалиста выполнять необходимые функции в избранной профессии и подготовить его к изменяющимся требованиям внешнего мира. Поэтому высшее образование должно быть фундаментальным и практикоориентированным. К примеру, программисту нужно изучать математику, чтобы в дальнейшем осваивать новые технологии, но после окончания университета специалист должен быть готов к выполнению текущей работы, основанной на действующих технологиях. 

– Сергей Иванович, наверняка вы бывали во многих странах. Заметили какие-то кардинальные отличия в подготовке студентов технических вузов у нас и за рубежом?

– Кардинальных отличий прак­тически нет. Есть нюансы в организации образовательного процесса. К примеру, за рубежом у студента больше свободы в выборе изучаемых дисциплин, меньше контроля за организацией учебного процесса, жёстче требования к аттестации. Однако образование преимущественно платное и достаточно дорогое. Если говорить об учебных программах и техническом оснащении, то наше образование предлагает тот же набор знаний и компетенций, что и зарубежные университеты.



– Диплом ГГТУ имени П. О. Сухого признаётся во всём мире? 

– Да, фактически во всех государствах. Ежегодно приходят запросы о подтверждении подлинности наших дипломов из стран, в которых работают выпускники разных лет: России, США, Италии, Польши, Израиля и других. Иногда работодатели из дальнего зарубежья запрашивают у нас содержание учебных дисциплин, которые изучал студент. 

– Для нынешней молодёжи открыты все дороги. Но, к сожалению, ребята не всегда выбирают отечественные университеты для получения высшего образования. На ваш взгляд, с чем это связано?

– Молодёжь как наиболее мобильная и любознательная часть общества активно пользуется возможностью путешествовать и получать образование не только в родной стране, но и за границей. Если в Беларусь ежегодно приезжает несколько десятков тысяч человек из других государств, то и часть нашей молодёжи уезжает на обучение в зарубежные университеты. В этой ситуации важно, чтобы они возвращались на родину. В мире проявляется всё больший интерес к нашему университету, и сегодня в нём обучается около 200 иностранных студентов из более чем 20 стран мира: России, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Шри-Ланки, Египта, Индии, Йемена, Пакистана, Ганы, Конго, Гвинеи и других. По некоторым специальностям обучение для них проводится на английском языке.

– Одним из важных направлений в развитии любого вуза является международное сотрудничество. Расскажите об этом поподробнее.

–  Международное сотрудничество ГГТУ имени П. О. Сухого имеет несколько направлений. Во-первых, это взаимодействие в области образования и науки с учебными заведениями и научными организациями в рамках двухсторонних соглашений. К примеру, сегодня мы имеем 67 договоров с вузами из 14 стран СНГ, Европы, Азии и Закавказья. В соответствии с ними преподаватели, студенты и магистранты проходят стажировки и практики на базе университетов-партнёров. Зарубежные специалисты приезжают к нам.  

Второй пункт – это экспорт образовательных услуг. В настоящее время обучение иностранных граждан в вузе осуществляется на всех ступенях высшего образования – от бакалавриата до аспирантуры.

Ещё одним направлением международного сотрудничества является выполнение контрактов на разработку и поставку научно-технической продукции и услуг. Продажи ежегодно приносят порядка 40-60 тысяч долларов США. Основные экспортёры – это партнёры из России и Германии.

Кроме того, хочу отметить, что наш университет принимает участие в выполнении международных программ и проектов: TEMPUS и ERASMUS+, программы Белорусско-Российского фонда фундаментальных исследований, Германской службы академических обменов (DAAD), программы территориального сотрудничества «Беларусь-Украина» и других. 

– Мы говорим о том, что необходимо идти в ногу со временем. Какие новые специальности появились в университете за последние годы, какие появятся в перспективе?

– Учёные считают, что к 2050 году половину всей работы будут выполнять с помощью искусственного интеллекта. Следуя требованиям времени, мы начали подготовку по таким специальностям, как «Информатика и технологии программирования», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Информационные технологии и управление в технических системах», «Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)». Студенты изучают методы программирования робототехнических и автоматизированных систем, программирование нейрокомпьютерных систем, методы защиты информации, основы тестирования программного обеспечения, а также разработку игровых приложений.



Сегодня в мире стали широко применяться 3D-технологии, и это привело к открытию подготовки специалистов по направлению «Производство изделий на основе трёхмерных технологий». Данная технология в корне меняет производство. Множество различных компаний во всём мире использует технологии объёмного компьютерного моделирования для проектирования, дизайна и производства объектов различного уровня сложности. При этом широко применяется 3D-печать, благодаря которой возможно создание цельных трёхмерных объек­тов практически любой гео­метрической формы на основе цифровой модели.

С 2020 года будет вестись подготовка специалистов по специальности «Конструирование и производство изделий из композиционных материалов». Её открытие обусловлено потребностью использовать в конструкциях машин и механизмов (от космических кораблей до предметов домашнего обихода) новых полимерных и композитных материалов, способных превосходить металлы по своим качествам.

В ближайшем будущем планируется набор на такие востребованные специальности, как «Промышленные роботы и робототехнические комплексы» и «Компьютерная мехатроника». Открытие первой обосновано модернизацией промышленности и развитием систем автоматизации производства, решением задач по наладке, эксплуатации и программированию робототехнических комплексов, широко использующихся в современном производстве. Специальность «Компьютерная мехатроника» направлена на решение проблемы дефицита конструкторов, владеющих современными пакетами прикладных программ по проектированию и расчёту сложных технических объектов, компоновке и взаимодействию механических и электронных систем, а также хорошими знаниями в программировании. 

– Сергей Иванович, согласны с мнением, что 17 лет – всё-таки довольно юный возраст, чтобы выбирать профессию? 

– Позволю себе не согласиться с этим. Современные выпускники обладают большими информационными возможностями, чем, допустим, 20 лет назад. Поэтому они в состоянии сделать осознанный выбор. Нужно реально оценить свои способности, понять, что действительно интересует, и в соответствии с этим определить сферу деятельности, а далее – конкретную специальность. Расширить знание о профессиях помогут ярмарки вакансий, дни открытых дверей университета или факультета, интернет. 

Кроме того, большую роль в профориентации играет довузовская подготовка на базе нашего университета. Создана Школа будущего инженера, где углубляются знания, выявляются и развиваются склонности к техническим дисциплинам, обеспечивается качественная подготовка к централизованному тестированию.



– Студенческие годы – это яркая культурная, спортивная жизнь, наполненная незабываемыми моментами. Как организована работа в этом направлении?

– Помимо научной деятельности, в вузе широко представлена и общественная. В студенческом клубе действуют коллективы художественной самодеятельности, студии и клубы по интересам: ансамбль народной песни «Славяне», студия эстрадной песни «Стиль», коллектив современного танца «Чилл», студия моды и дизайна сценической одежды, клуб интеллектуальных игр, литературно-музыкальная гостиная, студия конферанса. Коллективы достигают весомых успехов в концертной деятельности, занимают призовые места в республиканских и международных конкурсах.

Спортивный клуб университета открыл и ведёт отделения по таким видам спорта, как арм­рестлинг, баскетбол, волейбол, гандбол, гиревой спорт, лёгкая атлетика, мини-футбол, настольный теннис, аэробная гимнастика, пауэрлифтинг. В университете проводится круглогодичная спартакиада студентов по различным видам спорта.

 – Какие советы дадите будущим абитуриентам?

– Учёба в университете по избранной специальности может определять условия дальнейшей жизни на многие годы. Поэтому ребятам можно пожелать только усердия в достижении поставленной цели, путь к которой никто не пройдёт за них. Следовательно, нужно сосредоточиться и целеустремлённо заниматься, чтобы иметь возможность выбрать профессию инженера, например, в нашем университете. 

– В прошлом году вуз отметил 50–летие. Как оцениваете пройденный путь? К чему будете стремиться?

– За годы своего существования университет подготовил около 35 тысяч высококвалифицированных специалистов, внёс значительный вклад в формирование интеллектуального потенциала не только Гомельского региона, но и всей страны. Уверен, что научные поиски и открытия творческого педагогического коллектива, достижения студентов и в дальнейшем будут являться залогом успешного развития вуза, будут и впредь соответствовать высокому уровню современного образования. Мы намерены расширять перечень специальностей инженерной подготовки, открывая востребованные и перспективные, в том числе для IT-сферы. Необходимо развивать интеграцию с организациями высокотехнологичного сектора экономики. Безусловно, усилия научно-педагогического коллектива будут сосредоточены на главной задаче – подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих современными знаниями и компетенциями.


Автор фото: Фото с сайта gstu.by

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях