Директор, учитель Вячеслав Антоненко: Хочу научить главному - всегда оставаться человеком | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
09:05 03 Октября 2021 Образование

Директор, учитель Вячеслав Антоненко: Хочу научить главному - всегда оставаться человеком

Сегодня в Беларуси отмечают День учителя

– Мужчина, папа, руководитель, учитель физкультуры… У меня много ролей. Вы спросите, кто я? Я человек, который любит свою работу и успевает делать многое, – с улыбкой признаётся директор школы № 12 Вячеслав Антоненко, имеющий, не поверите, три высших образования. В преддверии Дня учителя поговорили с ним о непростых школьных буднях, уважении к наставникам и о том, вернётся ли когда-нибудь престиж педагогической профессии.



У каждого супергероя есть костюм. А у Вячеслава Антоненко их сразу два: строгий директорский и удобный спортивный, в котором он проводит занятия по физкультуре. Почему супергерой? Да потому что старается сделать невозможное – оторвать детей от компьютеров и вернуть их в школьные дворики, в «здесь и сейчас» полное движения, эмоций и живого общения. А ещё педагог очень хочет научить ребят главному: в любой ситуации оставаться людьми. 

Бабушка работала у Паскевичей. Чтобы понять, каков человек, мало изучить лишь его биографию. Нужно заглянуть глубже, познакомиться с предками и тогда удастся увидеть картину целиком. Родные Вячеслава Антоненко – из разных уголков бывшего Советского Союза. Сплав сибирского, украинского казачества, а также пинской шляхты. 

– Бабушка в своё время работала экономкой у Паскевичей. Было имение в Брилёво. Дедушка, несмотря на слабое зрение, служил офицером в железнодорожных войсках, прошёл войну, восстанавливал дорогу до Берлина, – рассказывает Вячеслав Владимирович, попутно расписываясь в документах. Директор есть директор. – Погиб нелепо: когда возвращался домой, решил срезать путь через карьер и провалился под лёд. Держался, вытащили, но умер от переохлаждения. Одна с двумя детьми на руках, бабушка больше не могла содержать имение. Она перебралась в Гомель, устроилась на тряпочный завод и получила «однушку» рядом со школой № 12. 

Отец Вячеслава Антоненко Владимир Петрович очень рано понял, что нужно становиться на ноги, зарабатывать, помогать маме. В 16 лет пошёл трудиться слесарем на «Гомсельмаш». Днём работал, вечером учился. После армии снова вернулся на завод и дошёл до высшего шестого разряда. Затем устроился на литейное производство. 
– По материнской линии дед – работник тыла из Сибири. С 14-ти лет начал делать снаряды для фронта. Скажу больше, именно за станком он получил орден Ленина, – улыбается собеседник. – С точностью до микрона определял величину любого предмета. Для этого не нужны были никакие инструменты. Всё точил на глаз. Такой вот удивительный был человек. 

Мама Вячеслава Владимировича Татьяна Николаевна тоже начала трудиться в юном возрасте. Окончила торговое училище и встала за прилавок. Кстати, в магазине и познакомилась с будущим мужем. Им оказался один из покупателей, которому она помогла подобрать рубашку. 

– Наверное, получить рабочую специальность было заложено во мне с детства. Идти в девятый класс не хотелось, тем более я видел, что высшее образование не всегда даёт карьерный лифт. Да и если уж честно, инженер на заводе получал тогда меньше, чем мой отец слесарем, – вспоминает Вячеслав Антоненко. 



400 претендентов на 45 мест. По классике жанра о педагогике парень даже не думал. Мечтал пойти в машинисты. 

– Я вырос в районе, который оплетён железнодорожной сетью. Всё детство провёл в лесопосадках около путей. Не скажу, что хулиганили с ребятами, но плющили гвозди на рельсах, экспериментировали с монетами. Для нас это была романтика, – улыбается руководитель. – Знаете, тогда Новую Жизнь мы называли краем света, казалось, ну что там может быть? Но город разросся, и сейчас у меня там квартира. 

Мечта мальчишки не реализовалась. Не прошёл медкомиссию. Дедушкины гены, слабое зрение – какой железнодорожник? Даже путевой рабочий должен быть зорким, что уж говорить о машинисте. Было и ещё одно желание – стать военным психологом. Но и здесь помешало неидеальное здоровье. 

– И тогда отец сказал: «Иди-ка ты в педагогический колледж. Будешь учителем начальных классов». А у меня стереотип! Мужчина в начальной школе? Как? – смеётся Вячеслав Владимирович. – Хотя Сухомлинский, Корчак, тот же Толстой… Много бородатых дядек возились с детьми. И главное – у них получалось. Я решил попробовать. И знаете, колледж полностью перестроил моё сознание. Я стал понимать, что есть такое призвание в жизни – быть учителем. Не профессия, а именно призвание.

Видимо, не ошибся отец Вячеслава Антоненко с советом. Рассмотрел в сыне способности, когда тот подтягивал своих друзей-двоечников, оставаясь после уроков и решая с ними задачи. Сам же парень был крепким хорошистом, но всё-таки прошёл конкурс. А авторитет у колледжа в те годы был просто огромный: порядка 400 претендентов на 45 мест. 

Отучившись, по распределению молодой специалист попал в среднюю школу № 34. Заочно получал образование в мозырском пединституте. Потом армия, а после неё СШ № 12. Здесь он прошёл все ступени: учитель начальных классов, учитель физкультуры, руководитель методического объединения, заместитель директора по воспитательной работе и, наконец, руководитель учреждения. 


Часто считают, что мы в образовании оказываем услуги. Нет, не оказываем. Нельзя рассматривать процесс воспитания человека как оказание услуги. Для детей нужно быть примером, образцом для подражания. Никогда не проходить мимо несправедливости. Быть честным. Поймите, это не услуга. Если же речь идёт о простой передаче информации –пожалуйста, обращайтесь в справочное бюро. Здесь, в школе, одна душа соприкасается с другой, и в той второй душе, душе ребёнка, остаётся светлый след. 



Причём занятия физкультурой со временем превратились в нечто большее. Наверное, в нашем городе только ленивый не слышал о «Рухе дваровых гульняў». Эта инициатива призвана развивать дворовой спорт: футбол, воркаут, фрисби, стритбол. Проводятся целые семейные фестивали, и их значение навряд ли можно переоценить. Ну а главное – всё держится на чистом энтузиазме участников. Сколько спортивных мероприятий удалось организовать за эти 15 лет? Сотни. Сколько детей отложили смартфон в сторонку и взяли в руки мяч? Тысячи! И это дорогого стоит. 

– Нашу деятельность заметила Белорусская федерация футбола. Пригласила меня к себе и предложила распространять опыт на всю страну, – признаётся Вячеслав Владимирович. – Так я стал менеджером проекта по развитию массового футбола в белорусских школах. 



«Чем хуже работает учитель, тем выше тюрьма». Кажется, всё идеально, правда? Но, на самом деле, далеко не так радужно. Каждый день педагогу приходится преодолевать многие трудности, правда, со всем можно справиться, если знаешь, ради чего. 

– Я убеждён, что родитель не имеет права вмешиваться в образовательный процесс. Человек, ни дня не отработавший в школе, приходит и учит тебя, как и что нужно делать. Осуждать – это вообще последнее дело. Да и в принципе, разбирать, оценивать твою педагогическую деятельность могут только коллеги, такие же специалисты, – делится мнением Вячеслав Антоненко. – Родители не понимают: сегодня ты упрекнул, растоптал учителя, а завтра уже некому прийти к детям в класс. Скажу честно, за последние пять лет к нам устраивались молодые учителя, но после отработки бросали. Бросали и шли работать обычными офисными клерками. Нет больше мотивации. Из-за того что нас считают прислугой, сегодня имеем такой печальный результат. Посмотрите проходные баллы на педагогические специальности. Грустно. Вернётся ли когда-нибудь престиж профессии? Нет, точка невозврата пройдена. 

Порой руководителя посещают мысли о своей ненужности. Когда понимаешь, что выкладываешься на полную, не для галочки, а по зову сердца, и это, как ни странно, не ценится. 

– В такие моменты обидно, хотя о том, чтобы уйти из образования, никогда не думал, – признаётся собеседник. – Хочу научить ребят главному: всегда оставаться человеком. Ведь очень часто из-за страха люди превращаются в нелюдей, в скот. Знаете, говорят, чем хуже работает доктор, тем больше кладбище. Чем хуже работает учитель, тем выше тюрьма…


Не всё в этой жизни можно купить за деньги. Есть ещё много ценностей. Но это понимаешь, когда осознаёшь, что не всё решает материальное. Кого-то цепляет этот меркантилизм, кого-то нет. У одних кумир – Моргенштерн, у других – Анна Герман. Ко всему нужно прийти.



Нобелевскую премию напророчил. Ролей у Вячеслава Антоненко действительно много, но каждая должна быть уместна в конкретном месте и времени. 

– У детей есть некий барьер в общении со мной, страх. Но я стараюсь от него избавить и их, и себя. Приходя на урок, никогда не давлю авторитетом: я директор, равняйсь! Конечно же, нет, – уверяет педагог. – Но в то же время на совещании я не могу вести себя как учитель физкультуры. 

Найти в своей жизни настоящего наставника – большое счастье. И для многих ребят Вячеслав Владимирович стал именно таким. Хотя сам он уверяет, что к детям старается сильно не привязываться, потому что это плен.

– Конечно, есть ребята, которые становятся близки мне духовно. Они разлетелись по всему миру, но по возможности всегда приходят в гости, пишут в соцсетях, – рассказывает учитель. – Например, Богдан Ронишенко. Он, парень из обычной рабоче-крестьянской сельмашевской школы, выиграл в своё время международную олимпиаду по химии. На днях должен защищать кандидатскую в Академии наук. Он работает над тем, чтобы сделать химиотерапию не такой критичной для клеток человека. Если всё удастся, это будет прорыв. А вообще, я ему Нобелевскую премию напророчил, – смеётся Вячеслав Владимирович. – Надеюсь, к этому всё и идёт. 

Есть и ещё один знаменитый выпускник. Владислав Костюченко – чемпион мира по футбольному фристайлу. И как думаете, кто у него был учителем физкультуры? 

– Владик просто разорвал все шаблоны. Как он умеет крутить этот мяч... Потом сама техника превратилась в шоу, в цирковые номера. Он даже выступал в составе «Цирка дю Солей». Я горжусь, что из обычного жонглирования его увлечение переросло в нечто большее, – делится эмоциями педагог. 

Есть ли кумиры у самого руководителя? Конечно, есть. И не один пример для подражания, а как минимум три.

– У Макаренко можно поучиться умению находить в каждом человека. У Корчака – самозабвенной преданности своему долгу, миссии, делу. У Ломоносова – жажде науки, желанию доказать всему миру, что твой народ не какой-то средневековый, а достаточно передовой, – рассказывает учитель. 



Вячеслав и его команда. Неудивительно, что человек, который обучает других, и сам неутомим в учёбе. Причём возраст здесь совсем не важен. В настоящий момент у педагога три высших образования. В институте повышения квалификации и переподготовки ГГУ имени Ф. Скорины он получил специальность «Менеджмент в образовании».

– Теперь я директор с дипломом директора, – смеётся Вячеслав Владимирович. – Ну а если серьёзно, эти знания очень помогают мне по жизни. Не имея юридической и экономической базы, тяжело руководить. Не получается делегировать полномочия. Всё берёшь на себя и думаешь, что так правильно, в этом твоё величие. Но величие в другом: сделать так, чтобы была команда, коллектив, синергия. Одна голова хорошо, а две – лучше. Мозговой штурм – ещё лучше. 


Часто дети спрашивают: зачем нам дискриминант, где он в жизни пригодится? А здесь всё элементарно. Это просто развивает интеллект. Если вы заставите свой мозг шевелиться, дальше будете решать какие-то рутинные задачи в разы быстрее. Это тренинг. Тот же воркаут, только образовательный. 


Третье образование – государственное управление и идеология. И здесь, как говорится, поживём – увидим. Никто ведь не знает наперёд, что подбросит жизнь. В любом случае правило одно: делай что должен, и будь что будет.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N