Гомельчане рассказывают о подвигах родных во время войны | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко, Евгения Мироновская Ольга Астапенко, Евгения Мироновская Автор текста
11:10 08 Мая 2015 Беларусь помнит

Гомельчане рассказывают о подвигах родных во время войны

Беларусь не зря называют многострадальной. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тема Великой Отечественной войны. И старики, и молодые с трепетом в сердце вспоминают о горьких утратах и с неимоверной радостью говорят о Победе. И у каждого есть своё особое воспоминание, благодаря которому они научились жить, бережно храня историю и гордясь подвигами родных и близких. 
 
 
Александр Лопатин, председатель ГГОО «Дети войны», руководитель проекта «Мир»:
 
 
– Помню, когда служил в Германии, первый раз побывал на экскурсии в концлагере, в том самом, куда нас с мамой пригнали в первый раз в годы войны. Это страшное впечатление навсегда осталось в моём сердце: я видел дамские сумочки и зонтики, сделанные из человеческой кожи, горы остриженных волос заключённых, матрасов и детских тапочек, был в комнате пыток, где вытаскивали с живых людей жилы... Когда это увидел, меня неделю не подпускали к оружию – в таком жутком состоянии я пребывал. Моего дедушку сожгли вместе с жителями деревни, бабушка была отравлена, отца расстреляли, а маму вместе со мной угнали в сентябре 1943-го в концлагерь, где мы пробыли до конца апреля 1945 года. Это горький отпечаток и детства, и юношества, да и дальнейшей жизни. Мой отчим тоже воевал, и очень часто долгими вечерами нам с мамой рассказывал о войне. 
 
 
Да, мои воспоминания может быть слишком негативные, но они оставили свой особый след в моей жизни. Прошло время. Сегодня мы часто встречаемся с немцами, у нас с ними дружеские отношения. Нельзя отрицать – был нацизм и фашизм, были жуткие смерти и испытания… Но дай Бог, чтобы такое  больше не повторилось. Мы, дети войны, бесконечно благодарны всем нашим ветеранам за мирную жизнь. 
 
 
Екатерина Мурашко, начальник отдела ЗАГС Новобелицкого района, председатель Новобелицкой районной организации ОО «Белорусский союз женщин», депутат Гомельского городского Совета депутатов:
 
 
– Всегда со слезами на глазах вспоминаю рассказы своей ныне покойной бабушки о дедушке Фёдоре. До войны дедушка – добрый, трудолюбивый человек – работал лесником в лесах Брянщины, прививал своим детям любовь к труду, воспитывал в них чувство ответственности. Но началась война… Дедушка Фёдор воевал под Москвой и там пролил свою кровь в боях за освобождение Москвы. У бабушки осталось двое детей – она одна их растила, давала образование, бралась за любую работу, будучи им и за маму, и за папу… И каждый год, когда по телевизору смотрела в День Победы парад, плакала и говорила, что наш дедушка пролил свою кровь ради того, чтобы мы все жили, росли, учились. Мы, дети, впитали эти воспоминания, и сейчас я с трудом могу говорить – тоже плачу и сердце сжимается от смешанных чувств боли и радости...
 
 
Юрий Фейгин, заслуженный артист Республики Беларусь, ведущий мастер сцены Гомельского областного драматического театра:
 
 
– О войне моё поколение знает только по рассказам и фильмам. Помню, что самое большое впечатление в детстве на меня произвёл рассказ родного дяди. У него трудная фронтовая судьба. В первой же атаке противопехотной миной ему оторвало ногу. Лёжа на поле, он умирал. Понятно, что было обидно и досадно, что в первом же бою вышел из строя. Но санитарка, разыскав его среди лежащих тел, дотащила до медсанбата. Жизнь бойца была спасена, и он ещё долго жил и трудился на благо страны.
 
 
Светлана Нарскина, заместитель заведующей яслями-садом № 48:
 
 
– О войне я узнала в детстве от дедушки Ивана Савельевича Хацкова. Когда она началась, ему не было ещё 18 лет. Дошёл до Берлина и расписался на рейхстаге. Из всех его воспоминаний меня больше всего впечатлил рассказ о плене у немцев. Это случилось в самом начале войны на территории Украины. Вместе с женщинами и детьми ему пришлось рыть окопы для немцев. Однажды один из фашистов решил расстрелять мальчика, и дедушка, не задумываясь о последствиях, заслонил его. Автоматчик прострелил защитнику плечо. И, вероятно, Ивана добили бы, не вмешайся один немецкий солдат. Подойдя к красноармейцу, он спросил: «У тебя есть семья? У меня есть. Я не воюю с детьми». Ночью он отпустил Ивана, и тот восемь суток пробирался к своим. Рассказывая о войне, мой дедушка всегда подчёркивал, что одни фашисты на ней воевали за идею, другие проявляли свою жестокость по отношению к мирным людям. Я на всю жизнь запомнила это.
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N