Андрей Злотников: поправки в Основной Закон продиктованы реальностью | Новости Гомеля
Станислав Галковский Станислав Галковский Автор текста
09:30 06 Января 2022 Референдум - 2022

Андрей Злотников: поправки в Основной Закон продиктованы реальностью

Новые изменения в белорусской Конституции, которые выносятся на республиканский референдум, самые масштабные в её истории. Они коснутся различных сфер: от политики до здоровья. Это не просто переписывание Основного Закона страны, а его серьёзное реформирование под реалии нашего времени, с прицелом на будущее. Мы этой зимой юридически закрепляем уникальный путь развития республики, уверен депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Злотников.

Здоровая обязанность

– Начну с не самого обсуждаемого, но очень интересного пункта. Помню, ещё в советской школе мы постоянно слышали о праве на труд и на отдых, а вот о здоровье, важнейшем составляющем полноценной жизни, в юридическом контексте редко говорилось. В основном это были инструкции Минздрава и напутствия от врачей. Но жизнь меняется, как и законы. В статье 45 проекта изменений и дополнений Конституции появился абзац: «Граждане обязаны принимать меры по укреплению и сохранению собственного здоровья». Откуда и зачем эта норма? Если бы мы жили в стране с платной медициной, подобная тема была бы не так актуальна. Там всё просто: болеешь – плати, будут лечить. Не платишь – болей без современной полноценной медицинской помощи. У нас медицина – бесплатная. Её бюджет формируется из налогов граждан и предприятий. Поэтому если ваш сосед пьёт горькую и постоянно проходит дорогостоящие курсы обследования и лечения, он тратит общественные ресурсы, которые могут понадобиться по-настоящему больным людям. Ситуация с ковидом обострила проблему отношения нашего общества к собственному здоровью. Немало людей принципиально отказывалось вакцинироваться и в итоге попадало на больничные койки. Сравните затраты. Вакцинация стоит около 60 рублей, а один день пребывания в реанимации – свыше 1200 рублей. Многие могли избежать тяжёлой формы болезни, но вовремя не согласились на прививку. Ситуация в отношении к своему здоровью в обществе должна измениться коренным образом, и начинаем мы эти перемены с Конституции.


Двух зайцев не поймаешь

– Важные изменения предложены в избирательном законодательстве. Например, кто достоин стать Главой государства? «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества». Такие нормы существуют во многих странах мира. Никто не хочет иноагентов в управлении собственным государством. Возьмём человека с картой поляка, он уже потенциально считает себя поляком, который готов действовать в интересах своей прародины – Польши. Если это его национальное самоопределение – на здоровье, но в таком случае какие могут быть претензии на участие в президентских выборах руководителя Беларуси? Вообще, граждане, имеющие юридическое отношение к другим странам, не должны входить в наш госаппарат. Подчеркну, здесь речь идёт не о национальности, а о подданстве и документированной причастности к иному государству. Есть негативные примеры из практики наших южных соседей, они привлекали к управлению людей со всего мира. В итоге бывший глава Грузии Михаил Саакашвили так «порулил» в Одесской области, что все взялись за голову.

Мне кажется, новая норма станет стимулом для той молодёжи, которая собирается идти в политику. Если вы мечтаете об управлении своей страной, связывайте с ней своё будущее с университетской скамьи, а не ищите призрачного счастья за рубежом.   

  • Белорусская экономическая модель не похожа на другие страны мира. Здесь большой государственный промышленный и аграрный сектор, социально ориентированная политика, централизованное управление страной. Поэтому и политическую систему мы создаём под свой путь развития. Все эти изменения внесены в новый проект Конституции.
Наш путь

– Когда создавалась первая белорусская Конституция, основы были взяты из советского, американского, французского существующих аналогов. За три десятилетия независимости мы доросли до собственного взгляда на систему построения ветвей власти. Помните, на диалоговых площадках велись дискуссии: переходить от мажоритарной системы парламентских выборов к пропорциональной или нет? Однако наша реальность такова, что система политических партий практически не сформировалась. Одни – структурно незрелые, другие радикально настроенные – фактически деструктивные. Формировать из этой массы пропорциональный парламент – неправильно. Такая структура не будет отражать мнение народа. Потому выбрана особая роль для Всебелорусского народного собрания. У ВНС большие функции, и оно действительно становится важным органом управления и представительства наряду с Президентом и парламентом. Своего рода новый институт, обеспечивающий гражданское согласие и равновесие ветвей власти. Важно, что в нём будут представлены люди, популярные в трудовых коллективах, общественных организациях, местные депутаты – лидеры мнений в регионах. Всего 1200 человек! Почти в 10 раз больше, чем в парламенте. Всерьёз можно говорить о белорусском пути государственного строительства. Безусловно, не обойдётся без шероховатостей, любая система притирается в работе. Однако именно в таком виде, я уверен, белорусская модель будет более устойчива к внешним и внутренним вызовам.    




Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях