Интервью с психологом: как найти общий язык с подростком | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
 Автор текста
16:20 30 Сентября 2016 Общество

Интервью с психологом: как найти общий язык с подростком

«Я мама ребёнка-подростка, чувствую, что теряю контакт. Он стал грубым, замкнутым, не слушается и часто делает всё наоборот. В школе начались проблемы: хамит учителям, пропускает уроки, не выполняет домашние задания. Говорить не желает, учиться тоже, как будто стена…» С такими обращениями часто приходят мамы к школьному психологу. Родители, как правило, испытывают не меньший стресс по поводу изменившегося поведения своего всегда милого и открытого чада. Как себя вести любящим мамам и папам, как помочь и поддержать? Что происходит с сыном или дочерью в переходный возраст на самом деле? Чем увлечь ребёнка и как оградить от плохих компаний? На эти и другие вопросы ответы искала корреспондент «Гомельских ведомостей» вместе с педагогом-психологом Гомельского государственного профессионально-технического колледжа бытового обслуживания Мариной Дедковой.

СНАЧАЛА ВЗРОСЛЕЮТ ДЕВОЧКИ, СЛЕДОМ – МАЛЬЧИКИ

– Расскажите, с какого возраста начинается так называемый «трудный период» по современным данным? 

– На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, так как всё индивидуально. Средними показателями признано считать 10(11)-15(17) лет, однако всё зависит от особенностей каждого отдельно взятого подростка. Немаловажным является и пол ребёнка. Общеизвестно, что переходный возраст у мальчиков начинается позже, чем у девочек. Поэтому так часто мы можем наблюдать картину в школе, где в одном классе стараются ужиться девочки, интересующиеся косметикой и модными нарядами, и мальчики, играющие ещё в детские игры. 

– Что происходит в жизни ребёнка, как меняется его поведение, что могут заметить, почувствовать родители, учителя, друзья? 

– В период полового созревания происходят не только физиологические изменения, характеризующиеся ускоренным ростом и так называемой гормональной бурей в организме, меняется поведение и характер взаимоотношений подростка с окружающим миром. Ранее добрая и отзывчивая девочка может стать грубой и раздражительной без всякого, казалось бы, повода. Крайности в поведении и частая смена настроения являются вполне нормальными для рассматриваемого возраста. Как правило, подросток сам не готов к таким переменам и часто не может контролировать те изменения в поведении, которые с ним происходят. 

Родителям и педагогам необходимо быть особенно внимательными и бережно относиться к личности мальчика или девочки, понимать и принимать те изменения, которые происходят в организме и характере взрослеющего человека.

Подросток обычно говорит, что с ним всё нормально, обвиняет родителей и других взрослых. Часто от ребёнка можно услышать: «Это вы стали другими», «Вы постоянно от меня чего-то хотите!» 

Даже если проблемы вашего сына или дочери кажутся несущественными, всегда выслушивайте его или её точку зрения, не обрывайте, не говорите: «Это глупости, мне б твои проблемы». Показывайте важность и значимость ребёнка. Следует в разговорах делать акцент следующим образом: «Я тебя понимаю», «Как я могу помочь тебе справиться с этой ситуацией?», «Давай разберёмся вместе» и так далее.

– Как правильно подготовиться к подростковому возрасту родителям и самим ребятам? 

– Наличие достаточного багажа знаний у родителей о подростковом возрасте, основных особенностях и новообразованиях, терпимость к этим изменениям и понимание их важности – вот что значительно облегчает протекание трудного периода. Важно также заметить и грамотно среагировать на поведение ребёнка.

Многое зависит и от уровня доверия во взаимоотношениях в семье. Подросток, который растёт в атмосфере любви и взаимопонимания, всегда может довериться своим родителям, поделиться с ними проблемами и тревогами – эмоционально будет более готов к возрастным изменениям, чем сверстники, которые воспитываются в семье тотального контроля или, наоборот, попустительства. Несмотря на то, что ведущей деятельностью в этом возрасте выступает общение со сверстниками, в результате которого усваиваются нормы поведения и морали, уважительные и доверительные взаимоотношения в семье являются большим плюсом для развития подростка. 

СПАСАТЬСЯ УВЛЕЧЕНИЯМИ

– C чем связано то, что одни дети спокойно переживают этот период, а другие меняются на глазах? 

– Трудно выделить какой-то один критерий, который влияет на то, как протекает подростковый возраст, нужно рассматривать всё в совокупности. Многое зависит от индивидуальных особенностей личности, особенностей темперамента. Эмоционально неустойчивые дети с подвижной нервной системой будут труднее переживать возрастные особенности, чем дети с устойчивыми типами темперамента. Эмоциональные дети особо сильно нуждаются в помощи и поддержке родителей и авторитетных взрослых. Им важно знать и понимать, что их принимают любыми и любят вопреки всему. Здесь опять же важен стиль и тип семейного воспитания. 

Особое внимание необходимо уделить увлечениям ребёнка, занятости в свободное время, хобби. Подросток, который успешен в учёбе или какой-либо другой деятельности, проживает переходный возраст легче. 

– Можно ли только за счёт воспитания сгладить негативные моменты подросткового возраста? 

– Тип и стиль воспитания могут облегчить эмоциональные переживания ребёнка, но они не смогут сгладить негативные моменты этого возраста. Многое зависит именно от индивидуальных особенностей самого подростка, а также физиологических изменений в его организме. Важно понимать, что эти изменения не могут пройти незаметно, ведь это переход на новый возрастной этап, взросление в прямом смысле.

– Как вести себя родителям? Другим родственникам? 

– Родители, вооружённые знаниями возрастной психологии и чётко осознающие те изменения, которые происходят в поведении своего сына или дочери, должны реагировать на них спокойно и непринуждённо. Не стоит идти на поводу и всячески поощрять желания чада, тактично сглаживая острые углы, тем самым каждый раз избегая конфликтов. Каждую ситуацию необходимо рассматривать спокойно, без резких выпадов в адрес ребёнка, ведь тем самым можно спровоцировать серьёзный конфликт. Но между тем необходимо проявлять последовательность и системность требований, которые являются важными и принципиальными в данной семье. Если ребёнку что-то запрещают, то в этой ситуации обязательно аргументировать, почему, не просто отмахиваться фразами: «Я так сказал – значит так и будет» или «Я взрослый, и ты должен меня слушаться». Пример системности требований: «Ты можешь пойти погулять с друзьями только после того, как сделаешь домашнее задание», «Ты пойдёшь на футбольный матч, если на выходных поможешь убраться в квартире». Если домашнее задание не было выполнено или помощь в уборке не оказана, то обязательно нужно сдержать своё слово, и никакие уговоры или манипуляции не должны менять решения родителей. Следует спокойно объяснять, что требования не выполнены, поэтому таков и результат.

ВАЖНАЯ ТЕМА – ОДИНОЧЕСТВО 

– Как оградить взрослеющих мальчика или девочку от влияния негативных факторов – алкоголь, табак, наркотики? 

– Потребность подростка быть как все, желание самоутвердиться в коллективе, соответствовать ожиданиям сверстников и их представлениям о правильном и взрослом образе жизни толкают его порой на необдуманные поступки. Правильное семейное воспитание, грамотная профилактика, в том числе в школе, успешность ребёнка в значимой для него деятельности – вот три составляющие, которые помогут значительно уменьшить риск отклоняющегося от нормы поведения подростка, хотя, к сожалению, не могут его полностью исключить.

– Чем увлечь ребёнка? 

– В подростковом возрасте дети часто отдают предпочтение активному времяпрепровождению, в связи с этим можно предложить им спортивные секции, туристические или танцевальные кружки. Дети, которые любят литературу и творчество, с удовольствием будут посещать театральные курсы, поэтические встречи. Интерес подростка к определённому школьному предмету может служить условием для более глубокого его изучения на стимулирующих и факультативных занятиях. Вариантов много, важно, чтобы ребёнок был успешен в той деятельности, которой он занимается, в противном случае – положительного результата от таких занятий не будет.


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N