Сегодня День учителя | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
11:00 02 Октября 2016 Общество

Сегодня День учителя

Важное место в жизни каждого ребёнка занимает наставник. Настоящий педагог с горящими глазами и добрым, открытым сердцем. Этот человек всегда поможет, подскажет и обучит, а после вместе с учеником порадуется его достижениям. Среди огромного многообразия педагогических специальностей особое место занимает учитель-дефектолог. Всё, что касается сурдопедагога можно обозначить именно этим словом - особый: особая подготовка, работа с особыми детьми, в конце концов, особый мир, в котором живут воспитанники – тихий или вовсе беззвучный.  В Гомельской области работает уникальное учреждение дошкольного образования – специальный детский сад № 15 для детей с нарушением слуха. Именно здесь вот уже 30 лет подряд трудится учитель-дефектолог Елена Абрамович.

За годы работы было всё

Первое образование у Елены Ивановны филологическое. В школе ей особенно хорошо давались русский язык и литература, поэтому с выбором специальности девушка не сомневалась. В годы обучения в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины студентка уже была наслышана о специальном детском саде для детей с нарушением слуха. Когда пришло время попробовать себя в роли молодого специалиста, выпускница отправилась именно сюда.

- Меня очень заинтересовала специфика работы с такими детками, - рассказывает Елена Ивановна. – Знаете, каждый, кто приходит в подобное учреждение, наверняка думает: получится у него или нет. Я тоже не была целиком уверена в своих силах, но  всё же решила попробовать. Когда в саду появилась вакансия, меня пригласили в качестве  воспитателя.

В 2003 году Елене Абрамович представилась возможность пройти переподготовку и получить образование по специальности сурдопедагог. Имея большой опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха, Елена Ивановна легко справилась с поставленной задачей. И вот уже на протяжении 13 лет работает  учителем-дефектологом.

Педагог признаётся, за годы работы было всё: и радости, и разочарования. Порой вовсе опускались руки, но потом удавалось найти в себе силы и двигаться вперёд. Да и как иначе, ведь на тебя смотрят десятки малышей, которые верят, что ты будешь сильной, что ты будешь рядом.

- Мне очень нравится работать с нашими детьми, они замечательные, - признаётся Елена Ивановна. - Если бы сейчас предложили заниматься со слышащими ребятами, думаю, нужно было бы серьёзно перестраиваться.

dsc_5135.jpg

Общение посредством мимики и жестов

Конечно, воспитание и обучение детей с нарушением слуха строятся совсем по-другому принципу, нежели в обычных садах. Независимо от того, в каком возрасте ребёнок пришёл в учреждение дошкольного образования, он должен пройти все стадии речевого развития: гуление, лепет, звукоподражание и так далее.

- У слабослышащего малыша речь развивается только в том случае, если есть хорошие остатки слуха. Безусловно, она сильно отличается от речи слышащих детей и в плане произношения, и в плане построения фраз, но всё же мы видим положительный результат, – обращает внимание Елена Ивановна. – При глубоком нарушении слуха и без специального обучения ребёнок, к сожалению, вообще не заговорит. Поэтому моя задача, как сурдопедагога, в первую очередь научить малыша устной, письменной, устно-дактильной речи. Кроме того, мы обязательно продолжаем работу по тренировке и развитию слуха.

Большую роль в обучении играет тот факт, в какой семье родился малыш: в слышащей либо неслышащей. Как правило, сложности возникают именно в первом случае.

– Когда у ребёнка появляются проблемы со слухом, родители не всегда быстро могут понять в чём дело. Много времени уходит на то, чтобы принять это и начать действовать. Поэтому малыш серьёзно теряет в плане общения и развития, – поясняет специалист. – В семье неслышащих родителей, дети развиваются так же, как и слышащие сверстники, только общение идёт не посредством устной речи, а посредством мимико-жестовой речи.

В настоящее время большинство воспитанников учреждения дошкольного образования - малыши с глубоким нарушением слуха (наследственный фактор). Для их обучения используется специальная аппаратура – индивидуальные слуховые аппараты, которые выдаются бесплатно.

– Некоторые мамы и папы скептически относятся к усиливающей аппаратуре, – не скрывает учитель-дефектолог. – Они считают, что пользы от неё нет, но из своего опыта работы могу сказать обратное: для детей это большая помощь, слух понемногу развивается, улучшается и произношение.

Научиться произносить слова, если никогда не слышал звуков

В этом учебном году Елена Ивановна набрала новую группу малышей, которые, как и все дети с нарушением слуха, обучаются по специальной программе. Занятия начинаются с самого простого: узнавания предметов и называния их.  К примеру, ребёнок берёт в руки мишку, осматривает, ощупывает, играет с ним,  соотносит с нужной картинкой. Затем педагог проговаривает слово и прикладывает табличку с названием к изображению предмета.

 Позже мы добавляем дактильную форму речи, в которой каждой букве соответствует определённое положение пальцев руки, - рассказывает педагог. - Я проговариваю и одновременно пользуюсь  дактилем.  Дети  следят за моей артикуляцией и учатся проговаривать слова самостоятельно.

На первый взгляд это кажется элементарным, но поверьте, ежедневно и учитель, и воспитанники прилагают огромные усилия, чтобы всё получилось. Научить ребёнка произносить слова, если он никогда не слышал звуков, невероятно сложно.

Чтобы обучение было максимально успешным, к процессу обязательно должны подключаться родители.

– Самый простой пример нашей совместной работы – это тетрадь для закрепления речевого материала, которая должна быть у каждого ребёнка. Я записываю в неё речевой материал, а родители дополняют его фотографиями, картинками, и закрепляют пройденное дома, – поясняет учитель.

Как и в любом учреждении образования, дети в специальном саду очень разные по своим возможностям. Отличается всё: память, внимание, желание учиться.

–  В моей группе занимался один малыш, которому было совершенно неинтересно учить слова, но вот математика давалась ему невероятно просто, – вспоминает сурдопедагог. – Дети с нарушением слуха считают и решают примеры с опорой на пальцы. У одних воспитанников уходило немало времени, чтобы дать правильный ответ, этот же мальчик всё решал с лёгкостью и очень быстро.

Обучение дошколят длится на протяжении четырёх – пяти лет. Начиная с первого года обучения, программа усложняется, и дети, которые выпускаются в школу, уже умеют читать большие тексты, писать печатными буквами, рассказывают стихотворения и даже поют. В это невозможно поверить, но малыши, которые не слышат, после четырёхлетнего обучения могут петь! Не иначе как чудом это не назовёшь.

После детского сада воспитанники переходят в специальную общеобразовательную школу № 70 для учащихся с нарушением слуха. Между садом и школой существует очень тесная связь, педагоги сотрудничают, советуются, обмениваются опытом. Благодаря такой системе преемственности, ребёнку гораздо легче адаптироваться, ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом обучения программа усложняется.

dsc_5131.jpg

Доверие нужно заслужить

Настоящим педагогом может стать далеко не каждый человек. Учитель всегда должен быть искренним и открытым, ведь не зря говорят: дети не выносят фальши и притворства. На вопрос, в чём же главный секрет общения с воспитанниками, Елена Ивановна отвечает без раздумий: доверие.

– Я всегда стараюсь заслужить доверие этих малышей, показать, что я друг и рядом со мной им будет уютно и интересно, – признаётся учитель. –  Только в такой обстановке нужно обучать, воспитывать детей. Эти крохи всё воспринимают на чувственном уровне, в каком настроении я, в таком и они.

Этот год для Елены Абрамович можно назвать особым сразу по нескольким причинам. Во-первых, в 2016-м исполнилось ровно 30 лет, как учитель переступила порог этого учреждения дошкольного образования. А во-вторых, во время проведения городской августовской педагогической конференции Елена Ивановна была удостоена Почётной грамоты Министерства образования Республики Беларусь. Труд педагога отметили на государственном уровне, но, пожалуй, самая высокая награда для учителя – это признание  воспитанников и их родителей.

– В очередной беседе родители сказали, что я для них как член семьи, ведь провожу с детьми так много времени: пять дней в неделю, с утра до вечера, –  говорит Елена Ивановна.

Что ж такие слова дорогого стоят. Они будто являются подтверждением того, что человек не ошибся с выбором своего жизненного пути. Да и разве есть профессия прекраснее, чем педагог…


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N