В гостях хорошо, а дома лучше? Семья русских айтишников переехала в Гомель | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
16:10 09 Декабря 2016 Общество

В гостях хорошо, а дома лучше? Семья русских айтишников переехала в Гомель

«Не за горами то время, когда на каждого жителя планеты будет приходиться по два робота. Не станет маляров и штукатуров: дома возведут с помощью строительных 3D-принтеров», – уверен гражданин Беларуси, а ещё недавно России Алексей ШРУБ, который рассказал «ГВ» об ИТ-городах и о своей книге.

Роман с информатикой

С тех пор как россиянин стал гражданином Беларуси, много воды утекло. История смены жительства и гражданства длиною в 15 лет. Из города Черняховска Алексей приехал учиться в Гомель в конце 90-х. Чтобы стать программистом, поступил в ГГУ имени Ф. Скорины на специальность АСОИ.

На тот момент почти у всех однокурсников парня, как и у него самого, не было ни безлимитного интернета, ни личных компьютеров:

– На пятом курсе только у двух человек появились мобильники, а спустя несколько лет ими пользовались все. У моего младшего брата было гораздо больше возможностей. Он тоже окончил вуз в Гомеле, где сейчас работает программистом.

Алексей вспоминает, что уже тогда самостоятельно приходилось прокачивать скиллы, иначе были высоки шансы не пройти собеседование в недалёком будущем:

– Штурмовали интернет. Ежемесячно в распоряжении каждого из нас было  по 5 мегабайт вузовского интернета. Его скорость была низкая. Только несколько файлов – книг или программ – скачивалось за ночь.

Москва айтишникам не верит?

В то время на рынке города уже прописались два ИТ-гиганта. Но эти варианты для трудоустройства Алексей не рассматривал:

– Жилищный вопрос был открыт, а значит, нужна была высокая зарплата. Один из одногруппников предложил ехать в Москву. Решил рискнуть. Сначала устроился в хостинговую компанию. Как джуниору платили чуть больше 1000 долларов. В месяц 500 из них уходило на съём комнаты. На жизнь хватало, но за пару лет скопить на квартиру при такой зарплате было из разряда фантастики.

Со временем вопрос высоких окладов стал не критичен. За несколько лет молодой человек заработал на «однушку» в Гомеле, а потом и на собственный дом. 

В большинстве случаев, переезжая в пределах города, люди в основном ищут или лучшее жильё, или дом поближе к родным и близким. А главная причина переезда в другую область или страну – открывающиеся возможности по работе. Особо актуален этот вопрос для ИТ-сферы. 

– Ключевой фактор смены места жительства для айтишников – возможность карьерного роста, – признаётся Алексей. – Неудивительно, что Москва – один из привлекательных регионов. Это такой русский Нью-Йорк. Сюда стекаются умы со всех уголков страны. С моей точки зрения, этот город для заработка, а не для жизни, в частности из-за большого количества населения. Поэтому я там  не остался.

Сменив за четыре года несколько столичных фирм, тогда ещё россиянин устроился на должность руководителя команды программистов. Но поскольку парень на тот момент уже обзавёлся жильём в городе над Сожем, куда переехала и его жена, на выходные он отправлялся домой. Еженедельные поездки не на шутку выматывали. И Алексей попросил директора открыть небольшой филиал в Гомеле, чтобы не ездить туда-обратно…

Идеи фикс

Интересен Алексей не только своей биографией программиста-путешественника, но и как носитель нестандартных идей. Главная его идея фикс связана с темой применения свободного софта в системе образования:

– Когда мы используем Windows, то рекламируем конкретную компанию. Лицензионные программы недешёвые. Зачем платить за них? На рынке есть безвозмездные аналоги. Ими нужно пользоваться. Моя семья и даже мама, а ей уже за 50, давно используем операционку Linux.

Её ядро создаётся и распространяется как свободное программное обеспечение. На начальном этапе в 90-х она безвозмездно разрабатывалась только энтузиастами-добровольцами, но потом дорабатывать эту ОС и вносить свой вклад в неё стали мировые компании. Сейчас системы Linux лидируют на рынках смартфонов в виде ОС Android (занимает 85 процентов). Также они работают в  телевизорах, игровых приставках. 

– Одна из компаний, где я в своё время работал, посчитала нужным доработать применяемую ею свободную программу. Она была написана на языке программирования, мало используемом в нашей фирме. Тогда мы обратилась к одному из её разработчиков. И он за небольшую плату сделал всё необходимое, – говорит айтишник. – Всегда выгодно брать готовый скелет и наращивать на него что-то своё или, как вариант, попросить помощи у специалиста, который в конкретном проекте это уже сделал до вас. Есть смысл использовать бесплатное программное обеспечение не только в бизнесе, но и в сфере образования. Сколько полезного миру сделают студенты, если вместо искусственных учебных заданий будут дорабатывать свободные программы?

 

Роботы на все руки

Никто уже не сомневается: за высокими технологиями – прибыльное будущее. Но приход этого будущего, с точки зрения программиста, тормозит недальновидность некоторых людей. Например, почему до сих пор не удаётся эффективно организовать ИТ-офисы не только у нас, но и за рубежом?

– В Беларуси одна из ИТ-компаний выстроила для себя прекрасный замок,  другая предусмотрела зону для барбекю и собственную выпечку круассанов. Работать при таких «плюшках» хотели бы не только айтишники, – удивляюсь я.

– По факту только говорят о функциональности, а стремятся, чтобы симпатично было. Например, нет ничего оптимального в офисе по принципу openspace. Представьте, все сидят в общем пространстве и общаются с заказчиками. Бесконечные звонки, переговоры создают невероятный шум. В таких условиях невозможно сосредоточиться, а для программиста это условие очень важно. По себе знаю: вместо одного исправления делаешь 10 ошибок. Коллеги не должны мешать друг другу. Яркие цвета в дизайне раздражают, а не способствуют интеллектуальному труду. В идеале на рабочих местах должно быть тихо, светло, соблюдаться оптимальная температура воздуха, уровень влажности. Бесплатные печенюшки и круассаны, кофе и чай никак не улучшают качество офиса, а значит, и пребывание в нём.

– Результаты зависят не только от того, холодно или жарко в помещении. Если знобит – можно накинуть кофточку.

– Самая важная и необходимая составляющая успеха – наличие мотивированных к труду людей. Таковых станет больше, если создавать условия для их профессионального роста. Чем выше установлена планка, тем больше специалистов хотят её достичь. Работник, с которым обращаются как с ребёнком, неспособным выполнить задачу самостоятельно, начинает деградировать, становится безынициативным. Идеальная компания складывается из отдельных успешных бизнесменов. Они будут работать на общую цель. Кто ставит перед собой большие планы, тот их достигает. У меня немаленький опыт в ИТ. Как-то студентам ГГУ имени Ф. Скорины читал пару лекций о разработке программного обеспечения. Хотелось донести до них то, что мне самому могло бы помочь во время учёбы. Оказалось: слушали единицы. 

– В чём феномен красивого кода? О нём так много говорят.

– Можно сравнить программу с механизмом. У хорошего мастера он устроен просто и работает без сбоев, а у плохого – наоборот. В идеале код должен быть понятен каждому разработчику, чтобы он мог совершенствовать программу, доводить её до ума.

– Многие разработчики переезжают с места на место, что можно сказать и о вас. Только традиционное направление сменили: из Москвы не на запад отправились, а в Гомель. 

– Обычно сотрудники ИТ-сферы работают на одном месте около двух или трёх лет, но есть и те, которые меняют рабочие места раз в год, если находят более интересный проект и жаждут приобрести новые знания. К важному фактору относят наличие перспектив для членов семьи, развитую инфраструктуру и здравоохранение. Если жизнь в Черняховске в тягость, то ты переезжаешь в Москву, потому что там сосредоточено всё, что только пожелаешь и чего не найдёшь в родном городе. Однако, получив опыт и заработав денег в столице России, понимаешь: хочется размеренной, спокойной жизни. 

– В чистом поле недалеко от Казани возведён город высоких технологий Иннополис. Он должен стать русской «силиконовой долиной». Хотите там жить?

– Здесь уже открыли местный университет и первые представительства ИT-компаний. Город предназначен для айтишников и студентов. Сейчас вся жизнь крутится вокруг вуза. В целом идея ИТ-деревни мне нравится. Но некоторые градостроительные решения конкретно в Иннополисе мне не по вкусу. Да и есть сомнения в дальнейших его перспективах. Поэтому не могу однозначно утверждать: хотел бы я там жить или нет. 

В своё время я был в Дубне, где находится место, называемое российским центром программирования. Город расположен на реке Волге. В апреле 2013 года она разлилась так, что затопила первые этажи ИТ-компаний. К слову, в наукограде работали и мои коллеги, была возможность там остаться. Но я не захотел. Тенденция развития местного технопарка шла вразрез с моими представлениями о том, каким он должен быть. 

Однако в целом ради очень крутого проекта можно отправиться хоть на край света. Главное, чтобы это того стоило.

– Технологии шагают по планете. Компания Googlе поразила всех: её робомобили в автономном режиме проехали без единой аварии 100 тысяч миль. Что скажете?

– Сейчас главные сферы – это образование и наука. Они дают путёвку в жизнь прорывным технологиям. Именно они принесут в будущем большую пользу для человечества. Смотрите, мир приходит к необходимости использования роботов. Первые в этом плане США. Там недешёвая рабочая сила, поэтому почти всё автоматизировано. Это выгодно, прибыльно, эффективно. Поэтому за океаном всё больше выбирают инженерные специальности. Вот ещё примеры. Немецкий производитель спорттоваров Adidas планирует расширяться. Компания хочет вернуть производство в Европу. Уже началось строительство автоматизированного завода в Германии. Приоритеты смещаются в сторону умственного труда. Причём все необходимые технологии уже разработаны. Возможно, через несколько десятков лет дальнобойщиков не будет, как и маляров и штукатуров. Дома будут возводить с помощью строительных 3D-принтеров. Конечно, до мировой роботизации пройдут десятилетия. Ещё луддиты, участники стихийных протестов первой четверти XIX века, выступали против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. Они разрушали оборудование на заводах. С тех пор много времени прошло, но рабочие места на производствах были и есть сейчас. Думаю, людям не стоит негативно относиться к внедрению технологий, а нужно повышать свою профессиональную квалификацию. 

 

*  *  *

Об этом и многом другом Алексей Шруб написал интернет-книгу в виде тезисов. В ней изложены мысли о том, каким должно быть, по мнению автора, идеальное общество и что нужно для того, чтобы жить рационально. У «виртуальной работы» нет эпилога, она постоянно дорабатывается. И когда гомельчанин поставит последнюю точку, он пока не знает.


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N