Творческие будни главного художника Гомельского облдрамтеатра | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
14:40 12 Декабря 2016 Общество

Творческие будни главного художника Гомельского облдрамтеатра

Театр всегда был удивительным и особым миром искусства. Сколько раз ему предрекали исчезновение, но он по-прежнему не перестаёт радовать и увлекать нас неповторимой  атмосферой.  От игры актёров, общего антуража мы получаем невероятные эмоции, сидя в зрительном зале, однако, наверное, ещё большее впечатление производит закулисье театральной жизни. В этот раз нам удалось побывать в рабочем кабинете главного художника Гомельского областного драматического театра Татьяны Стысиной. Человека, который отвечает за художественное оформление всего происходящего.  

О чём ставит режиссёр?

Вот уж действительно сложно сказать: художниками становятся или всё-таки ими рождаются. Для меня, как для человека, абсолютно не умеющего рисовать, рабочее место мастера выглядит настоящей галереей. Повсюду эскизы костюмов и декораций, образы героев, крохотные макеты и  бутафория. 

– Творческий беспорядок, – смеётся Татьяна Александровна, приглашая присесть. На столе художницы – баночка с простыми карандашами, которых там по меньшей мере штук 20,  цветной рисунок корабля и его макет, изготовленный из подручных средств.  

– Сейчас работаю над новогодней сказкой «Остров сокровищ», – рассказывает Татьяна Стысина. – Премьера назначена на 22 декабря, и сроки уже поджимают. К примеру, если в России художники работают над проектом по полгода, у нас времени отводится гораздо меньше. Эту сказку нужно подготовить всего за месяц. Знаете, в каждую постановку вкладываешь душу, но для детей стараешься особенно. 

Безумно хочется, чтобы им понравилось.

И всё же не сжатые сроки оказываются самым сложным моментом в работе. Труднее всего, признаётся художница, понять трактовку режиссёра, что он хочет показать.  

– Всё начинается с идеи. Режиссёр рассказывает свою концепцию, и я должна предложить её художественное решение, – поясняет мастер. – Причём это не всегда получается с первого раза. Был случай, принесла конечный эскиз декораций, а режиссёр  говорит:  «Замечательно, но в этих декорациях я могу сыграть четыре своих спектакля. Где конкретный образ?» - И тогда мне пришлось всё переделывать. Поэтому очень здорово, когда ты сразу можешь понять, о чём ставит режиссёр, ведь «Гамлет», к примеру, может быть и о войне, и о любви…

Когда есть конкретный образ перед глазами, начинается разработка сценографии: эскизы бутафории, костюмов, различных деталей, подбор тканей и материалов, пошив и примерки, создание полноразмерных декораций, которые помогут зрителю прочувствовать атмосферу спектакля. В создании оформления принимают участие много цехов, задействовано большое количество людей, в том числе профессиональные художники, столяры, бутафоры, декораторы, мастера театрального костюма.– Потом подключается художник по свету, на сцену выходят актёры, появляется музыкальное сопровождение. Таким образом, все элементы соединяются воедино, и мы получаем общую картину, – говорит Татьяна Александровна. – Клянусь, за всё время работы не было ни одного раза, чтобы меня полностью всё устроило. Наверное, совершенство – это то, что кажется недостижимым. Когда смотришь свой спектакль, в организме происходит какая-то странная реакция. Боюсь, чтобы нигде ничего не оторвалось, записываю, что нужно исправить, наслаждаться постановкой просто не получается. Более того, даже чужие спектакли не могу смотреть нормальными глазами, сразу оцениваю работу художника. 

Для спектакля – 135 эскизов!

Кажется, в эту профессию Татьяна Александровна шла с самого детства. Будучи маленькой девочкой, она уже всерьёз хотела  стать художником-модельером. 

– Сколько себя помню, я всегда рисовала, причём получалось довольно неплохо. В годы, когда заканчивала школу, в нашей стране не было хорошего высшего образования по этой специальности, - отмечает Татьяна Стысина. - Уехать в Москву или Питер не получилось – я поступила в Минск. Получила среднее специальное образование по специальности «Художник-модельер, модельер-конструктор». Чуть позже окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. 

В 1991 году девушке на глаза попалось объявление о том, что в облдрамтеатр нужен художник-модельер женских костюмов. И она, не раздумывая, откликнулась на предложение. 

Кроме того, Татьяна Александровна успела поработать преподавателем в колледже бытового обслуживания, где  делала коллекции и готовила студентов на конкурсы «Невские берега» и «Мельница моды». Шесть лет отдала молодёжному театру Гомеля.  Причём здесь до сих пор используют логотип, который она когда-то разработала. 

К настоящему времени в творческой копилке Татьяны Стысиной около 70 спектаклей. Могилёв, Вологда, Череповец, Иваново, Витебск, Бобруйск и, конечно, Гомель – география городов, зрители которых оценили труды художницы, очень велика.  

Раньше, работая в качестве приглашённого художника, Татьяне Александровне приходилось переезжать на какое-то время в чужой город. Однако сейчас помогают интернет и различные мобильные приложения. 

–  Я делаю эскизы и отправляю их по электронной почте, – поясняет художница. – Когда весь материал утверждается, начинаю изготавливать его в полном масштабе. 

Чтобы вы не думали, что это слишком просто, только представьте: например, в Вологде, где ставился спектакль «Пули над Бродвеем» по киносценарию Вуди Аллена, потребовалось 135 эскизов! 

В ход идёт монтажная пена

Без вдохновения творческому человеку ну никак нельзя. И если многие мастера ждут, когда же та самая муза их посетит, Татьяна Александровна сама пытается её отыскать. 

– Например, еду в поезде, а за окном пейзажи невероятные! Чудесный лес, в изломах ветвей которого могу увидеть что-то уникальное, или окна в старом доме. Можно пообщаться с человеком и получить мощный заряд вдохновения, – улыбается художница. – На самом деле источники творчества повсюду, и иногда натыкаешься на них очень неожиданно. 

Широко распространено мнение, что творческим людям больше по душе ночь. Что ж, это утверждение  применимо и в нашем случае: художница по своей природе сова.  

– Конечно, работа отнимает много времени, но домашние уже смирились,- признаётся Татьяна Стысина. - Муж сам часто включается в театральный процесс. Он у меня строитель. Частенько могу отлить краски у него из баночки, чтобы закончить макет, – смеётся художница.  

Если бы вы только знали, из чего порой делается реквизит! Всех секретов нам, конечно, не открыли, но привели один забавный пример. Во время подготовки спектакля «Ромочка» перед мастером поставили непростую задачу. По сюжету герой стрелял в огромную голову Пушкина, причём пуля должна была пройти навылет. С технической точки зрения сделать это очень сложно. Но не бывает безвыходных ситуаций. В дело пошла монтажная пена! Она практически и стала основным материалом бутафории. А уж  какая причёска получилась у Александра Сергеевича, и словами-то не передать…

*  *  *

На полках шкафчиков в кабинете художницы хранятся театральные программки с пожеланиями, добрыми словами режиссёров-постановщиков и бесконечные «почеркушки». Так Татьяна Александровна называет черновики, недорисованные эскизы. К слову, она никогда ничего не выбрасывает: вдруг оно дождётся своего часа? 

- На самом деле здорово, когда ты постоянно занят, - признаётся Татьяна Стысина. – Если сижу без работы, в буквальном смысле начинаю болеть. Знаете, мне очень комфортно в театре. Люблю своё дело. Моя работа - это моя жизнь.


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N